Попутчик

Я ехал в Москву в гости к другу. Кроме меня в купе никого не было и я, расслабившись, разделся до майки и, откинувшись на спинку, стал смотреть в окно. Мне нравилось видеть, как мимо мелькали деревни, леса, озера. Наслаждаясь красками природы, не заметил, как дверь в купе открылась, и вошел человек. Услышал лишь его слабое покашливание и осторожный голос:
- Здравствуйте. Извините, что отвлекаю от мыслей. …
Я вздрогнул и оглянулся. Передо мной стоял человек в рясе и с большой дорожной сумкой. Поздоровавшись в ответ, я быстро встал и помог ему положить на верхнюю полку его багаж, а сам накинул на плечи рубашку. Было неудобно находиться в таком виде перед священником. Мне показалось, что он слегка улыбнулся уголком рта, но ничего не сказал.
- Чаю не желаете? – я встал со своего места с кружкой. - Просто как раз иду за кипятком. …
- Да, пожалуйста, если вас не затруднит, - сказал он низким голосом. – Только вот стакана у меня нет. …
- Ничего, возьму у проводницы, - ответил я и вышел в коридор.
Не могу сказать, что попутчик мне мешал, но все-таки меня смущало присутствие священника. Как-то скованно мне было. Взяв у проводницы стакан, я набрал кипятку и вернулся в купе, где мой попутчик выкладывал на столик хлеб, яйца, огурцы и картошку.
- Что Бог послал, - сказал он, по-доброму глядя на меня. – Спасибо за стакан.
- Не за что …, - пробормотал я и достал из своей сумки сыр, колбасу, лук и сахар. – А вы, какой чай будете? У меня есть черный классический и травяной, собранный мной в лесу. Там входит мята, душица и т.д.
- А давайте смешаем, - предложил он, - люблю душистые и ароматные чаи.
Какое-то время мы ехали молча и просто ели. Наевшись, я откинулся на спинку и стал смотреть в окно. Мне нравился пейзаж. Вот бы махнуть туда! …
- Послушайте, вот мы уже поели, а познакомиться забыли, - сказал священник. – Меня зовут отцом Иоанном. А вас?
- Алексей, - ответил я. – Простите, если лезу не в свои дела. … Вы тоже в Москву едете?
- Да. В столицу. Только наверняка цели у нас разные. … Вы ведь отдыхать едете?
- Точно. К другу, с которым сто лет не виделись, погостить еду. А вы?
- А я по работе. Узнал про один магазинчик церковной утвари, где невысокие цены. Хочу для своей церквушки прикупить утварь и иконы.
- Великое дело, - тихо произнес я, - Я был бы рад помочь вам, если что. Понимаете, я хоть и не знаю Москву, но знакомых у меня тут много. Потому может и пригожусь. …
- Спасибо, Алексей, - отец Иоанн крепко пожал мне руку. – Пути Господни неисповедимы. … Я как раз сегодня думал, что хорошо бы найти человека, который взялся бы сопровождать меня. Понимаете, при желании я мог бы связаться с Патриархией, но не хочется надоедать. А тут вы сами мне помощь предложили. …
- Всегда рад помочь, - отмахнулся я. - Знаете, всегда хотел по душам поговорить со священником, но судьба делала так, что мне не удавалось этого. А сейчас вдруг все стало так, как я хотел, но вот вопросы все забылись и я не знаю темы, на которую хотел поговорить.
Мне было немного стыдно за столь выраженные чувства, но все-таки я сказал то, что давно собирался.
- Знаете, Алексей, - немного помолчав, сказал отец Иоанн. - Мы многое просим у Господа, иной раз, даже не осознавая, что нам не нужно этого. А Он все знает и делает нам во благо. Просто, значит, тогда было не время для разговоров. Вот и все. А сейчас. … Давайте, я расскажу вам о себе, а потом, если вы захотите, зададите мне вопросы.
Я в согласии мотнул головой, оторвавшись от спинки диванчика, и приготовился слушать.
- После окончания семинарии меня направили после долгих просьб в глухую сибирскую деревушку, где собирались возводить церковь во имя Пресвятой Троицы. Денег на постройку выделили очень мало – едва хватало на стройматериал. А ведь еще нужно рабочим платить. … И вот тогда я пошел говорить с народом, прося у них поддержки и помощи на стройке. Не все, но люди откликнулись. Дело понемногу стало продвигаться вперед. Но все, что мы сделали, было спалено пожаром. Как потом выяснилось, это был поджог. Только вот никого не нашла милиция. …
И все началось сначала. Была проведена акция по телевидению, что мол, сгорел храм и нужны средства. Много тогда народу откликнулось. Мир-то не без добрых людей. Построили мы с Божьей помощью церковь во имя Пресвятой Троицы. Теперь нужно было изнутри все оснащать. Из Москвы прислали образ Спасителя и Троицы, а остальное, как объяснили, сами доставайте. Вот я и стал узнавать, где еще можно найти иконы и всякую утварь. Сказали, что в столице самые низкие цены. … Вот я и поехал. Такая у меня история. А вы, Алексей, чем занимаетесь?
- Я работаю системным администратором в одной фирме. До этого, где только не работал. … Не хотел я быть специалистом по компьютерам. Не нравилось это дело, но нужда заставила. Денег не хватало, а эта профессия была самая высокооплачиваемая. Так и работаю с тех пор. Не нравится, а привык. … А учился я на плотника. Как только получил профессию, устроился на фабрику. Ну, а потом, сами знаете, как получилось: лихие девяностые годы все перебунтили и сократили меня. Вот так. …
- Да, нехорошо это работать там, где сердце не лежит. Надо по призванию идти. Но я понимаю, финансовый вопрос сейчас для многих больной.
Спустя некоторое время разговор прервался, так как я, к своему стыду, уснул. Утром долго извинялся перед попутчиком, но тот только отмахивался, мол, ерунда, не стоит беспокоиться. К вечеру мы были в Москве. Я долго пытался связаться со своим другом, но его телефон не отвечал, и пришлось позвонить знакомым. Те мне поведали, что друг мой был вынужден срочно уехать в Германию на какую-то конференцию. Вот так в один миг у меня рассыпались планы на отпуск.
- Представляете, - я улыбнулся своему попутчику, - мой друг укатил на конференцию в Германию и мои планы рухнули.
- Ну, не отчаивайтесь, - отец Иоанн похлопал меня по плечу, - значит, так было угодно Богу. Ведь все что не делается – к лучшему. Поговорка такая есть.
Размышлял я не долго. Решение пришло очень быстро. Странно, если бы мне сказали еще пару недель назад, что я смогу принять такое решение, я бы рассмеялся в лицо сказавшему. А тут вдруг решился и почувствовал в душе облегчение. Видимо что-то заметил священник, потому что он очень внимательно смотрел мне в лицо, а потом сказал:
- У вас столько эмоций было на лице, что я решил, что вы приняли для себя какое-то серьезное решение. Возможно даже, что коренным образом изменили что-то в себе.
- Да, вы правы. Я только что решил осуществить свою давнюю мечту. Я ведь ненавижу свою работу. Хочу нормальной настоящей жизни. Я решил уволиться и, если вы не против, поехать вместе в деревеньку. Наверняка и для меня найдется работенка. Плотничество я не забыл, а еще мне от бабушки перешло с наследством несколько больших старинных икон. Думаю, что вы найдете им применение и пустите на службу людям. Что скажете?
Отец Иоанн долго молчал и только пристально смотрел на меня.
- Вы уверены, что справитесь? – наконец сказал он. – Ведь деревня, это не город. Там далеко больница, а ближайший телефон за пару километров. Это не игрушка – деревня. Не каждый выдержит. …
- Я выдержу, ибо уже принял решение, и отступать не намерен. Я продам квартиру, а на вырученные деньги построю в деревне школу или больницу недалеко от вашей церкви. Знаете, как будет приятно больным и деткам услышать поутру колокольный звон? Что скажете? Квартира моя больших денег стоит, так что не волнуйтесь! …
Священник обнял меня и на глазах у него появились слезы.
- Алеша, вас послал мне Господь Бог. … Я молил Его о помощи и поддержки и вот Он явил мне ее. Скажете - случайность? О, нет! Случайностей не бывает. Все делается по воле Всевышнего нам на благо. Что сказать: я ценю ваше решение и полностью приветствую его. Дерзайте! С огромной радостью помогу с переездом. Знаете, сегодня великую веру и любовь явил мне недостойному Господь.
Мне было неудобно и в тоже время приятны его слова. А еще я радовался принятому решению, благодаря которому с плеч моих упал груз. Склоки в фирме, лесть, интриги, компьютеры. … Прежняя жизнь умерла вместе с проблемами. Впереди ждала радость и мир в душе. Что и говорить, я сделал шаг, о котором никогда не буду сожалеть, и от этого был счастлив. …


Рецензии