Америка. Наблюдения. Часть 5 - Мелочи

       МЕЛОЧИ

Этот небольшой раздел (приложение) моего дневника я назвал так, потому что для большинства российских граждан, особенно для тех, от которых зависят качество и условия нашей жизни, то, о чем я пишу ниже, будет отнесено именно к малозначащим мелочам. Но не мое открытие, что вся наша жизнь состоит из мелочей, в конце концов все зависит от точки зрения. При определенном взгляде и жизнь человеческая - мелочь, так что без мелочей никуда. В этом приложении к основному тексту я хочу привести некоторые примеры, каждый из которых по своему характеризует американцев, их менталитет.

1. “Keep smiling” этот девиз американской жизни известен во всем мире. “Улыбайся” - этот призыв давно стал философией и нормой жизни американцев. Приятно, когда тебе улыбаются, и пусть эта улыбка формальна, обусловлена этикетом, но это все-таки лучше, чем брошенные в твою сторону безразличные, а то и злобные, ненавистные взгляды. “Keep smiling” – это, быть может, самая главная “мелочь” американской жизни, основа сплоченности нации.

2. Вслед за улыбкой незнакомый человек обычно произносит и приветственные слова, например, дежурное “Hello” или простое “Hi”. И эта доброжелательная “мелочь” - тоже норма, но у наших соотечественников она вызывает удивление и раздражение. Кто-то мне рассказал, как один российский гражданин в ответ на улыбчивое приветствие незнакомца посмотрел на него, как на умалишенного и с неприязнью заявил: «А я вас не знаю».

3. Очень важные “мелочи”, перечисление которых заняло бы слишком много места и времени, - это всевозможные устройства и приспособления для людей с ограниченными возможностями, говоря проще, для инвалидов и пожилых людей. В Америке сделано и делается много для того, чтобы такие люди, вне зависимости от их достатка, социального положения, национальности, цвета кожи могли бы пользоваться всеми благами жизни, наравне с молодыми и здоровыми людьми.

4. Еще одна “мелочь” – это чистота улиц, главным индикатором которой являются чистые автомобили. И они такие не потому, что их постоянно моют, нет, просто улицы города чистые. В дождь они могут быть мокрыми, в снег – заснеженными, но нет на улицах и площадях грязи.

5. Об этой “мелочи” хорошо знают и водители, и пассажиры, проезжая по московским, российским мостам, виадукам и эстакадам. Зубодробительные, с постоянной ритмичностью удары о металлические разделители швов напоминают о том, что главная забота у российских дорожников о чем угодно, но не о качестве дороги, не о здоровье и настроении людей и не о долговечности автомобилей и самих дорог. Сколько проездил по американским дорогам - подобного не встречал, хотя законы физики действуют и там. Температурные швы на эстакадах там также делают, но они как-то совсем незаметны, по крайней мере нет никаких ударных нагрузок.

6. Все тротуары в стыке с дорогой в обязательном порядке имеют плавный съезд, а если тротуар подходит к перекрестку, то делается два плавных съезда на обе пересекающиеся дороги. Для кого-то это мелочь, но для колясочника-инвалида, для женщины с коляской, для человека с тележкой – это решение жизненно важной проблемы.

7. Кто не знает, как в России, по крайней мере, в Москве, сделана ливневая канализация на улицах. На проезжей части, у бордюра тротуара через определенное расстояние устанавливаются чугунные решетки, закрывающие собой колодцы. Такое решение приводит к тому, что под воздействием нагрузок от транспорта эти решетки постепенно западают, проваливаются. В Нью-Йорке это выглядит не так. Приемная решетка для стоков находится под тротуаром, где нет никакого транспорта, а стало быть, и больших нагрузок. Русло для воды организовано так, что она устремляется именно туда, под тротуар.

8. Интересные унитазы в Америке. Система смыва сделана так, что вода закручивается по спирали и дочиста вылизывает унитаз. Вспомните, так же это сделано и в самолетах, что лишний раз подтверждает ее разумность и эффективность.

9. Можно ли в Америке посмотреть по телевидению порнофильм, откровенные сексуальные сцены? Нельзя! В Америке этого нельзя сделать ни по одному из общедоступных каналов. Показывать порнографию запрещено законом. Следует ли из этого, что в Америке нет порнографии? Конечно, не следует. В Америке полным полно порнографии, которая производится и свободно продается, но не везде, а во многих штатах, например, в Юте она запрещена к свободной продаже. Те, кого это интересует, могут без проблем купить, что угодно и получить диск или кассету, конечно же, поглазеть в Интернете, но просто включить телевизор и, перещелкивая каналы, найти порно невозможно нигде и никогда. Но так как американское общество либерально и в нем нет дискриминации по отношению к фанатам откровенного секса и порно, предусмотрена возможность удовлетворения их пристрастий без напряжения общества в целом. Для этого кабельные и спутниковые каналы показывают специальные программы «для взрослых», на которые нужно подписываться за дополнительные деньги. Все эти программы маркированы как Adult Only (Только для взрослых), Adult Context (содержит материалы, предназначенные для просмотра только во взрослой аудитории), Free adult language (содержит ненормативную лексику), Nudity (содержат сцены с показом обнаженных тел). Так что, пожалуйста, купи видео или подпишись на специальный канал и смотри, сколько и когда хочешь.

       А как с этой «мелочью» обстоит дело в России? Нет ни одного телеканала, кроме «Культуры», на котором это не торжествовало бы в том или ином виде в сериалах, в наспех слепленных телеподелках, в специальных ночных программах. Да к тому же все эти творческие достижения густо сдобрены кровью и насилием. Без этого джентльменского набора фильмы для телевидения теперь не делаются. Чтобы убедиться в этом, достаточно пробежаться хотя бы по программам НТВ, ТНТ, REN-TV, да и государственные РТР и ОРТ не намного отстают. Рейтинг того требует. Рейтинг, который вычисляется по животной реакции толпы, но толпу и выпрямление извилин у нее до животного уровня делает само телевидение. Страшно. Страшно от того, что и для наших законодателей и, тем более, для воротил масс-медиа – это действительно “мелочь”. Благодаря этому у нас голубые, розовые, разноцветные сексуальные игрища, жестокие, кровавые побоища, изощренные убийства может смотреть кто и когда угодно, включая детей. Беспрепятственно и бесплатно. А чем это аукается в действительности – все знают по хронике российской жизни.

10. Российского водителя наверняка удивит вот такая «мелочь». В Америке нет никаких доверенностей на право управления автомобилем. Просто нет и все. Считается, что, если машина не заявлена в угон, значит, ты имеешь право на ней ехать. Если тебя останавливает полиция, то, как правило, не спрашивают, кому принадлежит машина. Водитель должен предъявить права и регистрацию, больше ничего не требуется. Если водитель нарушил что-либо или попал в аварию, отвечать будет он сам и его страховая компания.

11. Очень интересная и важная “мелочь”, связанная с техосмотром, этой мукой российского автовладельца. Меня, человека с огромным автомобильным стажем, сменившего несколько автомобилей и проведшего в ГАИшных очередях уйму времени, этот вопрос очень интересовал. Так вот, как это происходит в Штатах? Прежде всего никакого техосмотра в привычном для россиянина смысле этого слова не существует. Полиция этими вопросами не занимается. Это очень важно и принципиально, когда проверка технического состояния автомобиля осуществляется не теми, кто выдает официальные документы на право пользования автомобилем.

       Реально дело обстоит так. Каждый год владельцы автомобилей получают по почте специальное уведомление из DMV (Division of Motor Vehicles). Это такое специальное управление, где занимаются всем тем, что связано с регистрацией, переоформлением всего, что движется и плавает (лодки, катера, яхты). В этом уведомлении напоминают, что необходимо в течение месяца получить очередную регистрацию на свой автомобиль и что для этого нужно сделать. А сделать нужно следующее:

       - пройти State Inspections. Это все, что связано с техническим состоянием автомобиля. Тест этот можно сделать практически в любой авторемонтной мастерской. Стоимость колеблется от 30 до 50 долларов в зависимости от мастерской, марки и года выпуска автомобиля;

       - пройти Emission Test. Это проверка выхлопа автомобиля. Все должно соответствовать норме. Этот тест делается, как правило, одновременно с предыдущим тестом или отдельно, если первый не требуется в текущем году.

       Тут необходимо пояснить. Если автомобиль новый, то делать для него каждый год проверку технического состояния нет никакого смысла. Поэтому State Inspection необходимо делать раз в два года, а вот Emission Test требуется делать каждый год - из этого видно, что защита экологии в Америке не на последнем месте.

       В общем, нужно заехать в любое удобное время в любой ближайший автосервис и сделать эти два или один тест. Времени занимает примерно 30 минут. Если имеется хоть какое-то отклонение от нормы, просто речи не может быть о получении официальных бумаг. Все компьютеры в автосервисах проходят проверку каждый год и автоматически передают все измеряемые параметры в единую базу данных (у каждого автомобиля с момента его первой продажи имеется, свой персональный профайл на всю его жизнь, куда заносятся все технические данные, получаемые во время всех этих тестов).

       Так вот, если автомобиль не проходит тестов, небольшие неисправности можно устранить в этой же мастерской. Если же что-то более серьезное, то автовладелец уже сам решает, где он будет устранять дефекты. Но если автомобиль исправен и прошел тест, водитель получает документ о прохождении этих тестов, и наступает последняя завершающая фаза - оформление аппликации на перерегистрацию. Для этого можно использовать аппликацию, которая пришла по почте или воспользоваться интернетом, что значительно удобнее и проще. Достаточно войти на сайт DMV и ввести свой персональный код и тут же человек получает полностью заполненную аппликацию. Нужно только проверить правильность своих данных, заплатить кредитной карточкой или электронным чеком положенную сумму налога на собственность (Property TAX), и на этом все завершается. Это все. Больше никуда ходить не нужно и тратить на все это время тоже не нужно.

       Теперь надо зажмуриться и вспомнить, как это делается в России и во что это выливается по времени и нервам.

11. Ну и еще об одной «мелочи», связанной с автомобилями. Это налог на собственность, аналогичный налог платится и в России, но... В Америке этот налог зависит только от года выпуска автомобиля и одинаков для всех марок и моделей, кроме, так называемых, дорогих и роскошных авто (Luxury Cars). Для новых автомобилей среднего класса, это составляет несколько сотен долларов ежегодно. Каждый год этот налог на автомобиль уменьшается. В России же величина налога и для новых, и для старых автомобилей зависит от мощности двигателя. Это в принципе нелогично и неверно, потому что в современных автомобилях, удовлетворяющих самым высоким требованиям по экологии, за счет новых конструктивных и технологических решений обеспечивается высокая мощность. Еще можно было бы согласиться с зависимостью налога от объема двигателя, но только не от мощности. Хотя, как мы видим, в Америке налог вообще не связан ни с одним из технических параметров.

Конечно, месяца пребывания в Америке маловато, чтобы увидеть и понять еще очень многие “мелочи”. В то же время я надеюсь, что мой опыт послужит толчком для составления более полного списка “мелочей” и побудит других людей поделиться своими меткими наблюдениями в самых различных странах мира. Вполне возможно, что на базе этого будет издана очень важная для жизни книга. Важная, потому что в ней будет отражен накопленный, прогрессивный опыт народов разных стран, и она поможет его эффективно использовать, а не набивать новые шишки на старых, давно пройденных дорогах человечества к лучшей жизни.

Надеюсь, что этот материал окажется полезным не только для обычных читателей, но также для специалистов и чиновников, от которых многое зависит в нашей жизни.


Рецензии
В Вашей "Америке" подкупает наблюдательность, точность описания увиденного и правильные выводы, соответствующие поставленной задаче. Раздел "Мелочи" сам по себе мог бы послужить основой для целого исследования и превратиться в самоятельное произведение, но у Вас он как приложение к основному тексту вполне гармоничен. Написано легко и увлекательно. Спасибо, как будто сам побывал в Америке еще раз.

Александр Арутюнян   11.08.2008 10:58     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание

Александр Антошин   15.08.2008 17:23   Заявить о нарушении