Роза или Капуста?

(Размышления о феноменах «Смерти автора» и «гула языка».)


«Это произошло в садах земных наслаждений – задолго до искушения, которого не выдержала Ева. Лучезарным утром Господь создал цветы. И вот прекраснейшей из новосотворённых роз – как раз тогда её губы, алеющие чистотой, впервые потянулись к солнечной ласке – явился злой дух.

– Ты прекрасна.

– Да! – ответила роза.

– Прекраснейшая и счастливейшая, – продолжал дьявол. – Какое изящество, цвет, аромат! Только…

– Что – только?

– Никакой пользы! Посмотри сюда – ветви дерева унизаны желудями. Не стану спорить, густая крона дубов прекрасна, но этого мало. Не только приют предоставляют сотням живых существ эти деревья, но и пищу. Да, роза, красота – это ещё не всё…

И роза испытала искушение – а женщине ещё предстояло его испытать – и возжелала пользы, да так сильно, что даже побледнела.

На другой день вышел Господь в сад.

– Отец, – обратилась к нему королева цветов, трепещущая и прекрасная, – я хочу приносить пользу!

– Приноси, дитя моё, – ответил Господь и улыбнулся.

Так мир обрёл капусту». (Рубен Дарио. Рождение капусты)

***

Этот поэт чуток по-своему расширил Библию и подарил миру образ побледневшей Розы, превращённой в Капусту, распространив тем самым проблему выбора на онтологический уровень причастности.

Итак, у каждого живого существа есть свой Злой Дух, который постоянно что-то шепчет, и есть свой Бог, милостиво исполняющий любую прихоть, если его просто попросить...

Можно, конечно всё свести к гендеру и рассматривать проблему в динамике как Роза – Капуста – Ева. Однако если человек – литератор (вне зависимости от пола), то он, для своих творений, всегда – исключительно Демиург, ну а сам при этом может ощущать и чувствовать себя или Розой или Капустой.

Бездумно цветущей Розе всё равно – хвалят её или ругают. Съеденной из-за неуёмного стремления к совершенству Капусте – тоже уже всё равно.

Жить надеждой или настоящим? Мало кто решается усыхать бутоном розы, отдавая все свои жизненные соки стеблю, листьям и корням, ведь гораздо престижнее быть сочной, во время срезанной, искусно приготовленной капустой.

Но чем впечатлится на последок увявший розовый бутон, с которого слетел последний лепесток? Солнечным светом, дуновением ветра...

А капуста? Прошедшая все муки ада она услышит как хвалят искусство повара и не упоминают даже садовника...


Рецензии