День экспериментов

У Владика Петрова, ученика второго класса «Б» сто первой школы, заболело горло. Мама измерила ему температуру, покачала головой и сказала:
- Завтра ты, Владик, в школу не пойдешь, посидишь дома.
Владик хотел закричать от радости «Ура!», но потом подумал, что этим может расстроить маму, которая чуть ли не каждый день объясняла ему, как важно ходить в школу и получать знания. Поэтому он скромно потупил глазки и проговорил:
- Как же так, мама. У нас же завтра контрольная по математике.
Но мама замотала головой:
- Нет, нет. Твое здоровье для меня важнее, чем сто контрольных вместе взятых. А Галине Петровне я записку напишу.
Владик для порядка улегся в кровать пораньше, и, прежде, чем сон сморил его, радостно думал, как завтра позавидует ему друг Вовка Селиванов.
Вовка будет сидеть на уроке, пыхтеть над задачками и просить свою соседку по парте Наташку подсказать ему. А Наташка прикинется, что не слышит просьб Вовки, а потом, когда он дернет ее за косу, пожалуется Галине Петровне. Галина Петровна оторвет взгляд от журнала и строго скажет:
- Селиванов, не мешай Наташе. Еще раз отвлечешь ее от контрольной, выгоню из класса.
Вот тогда Вовка и позавидует Владику, который заболел, остался дома и не пишет контрольную по математике.

Назавтра Владик проснулся поздно. Мама уже ушла на работу. На столе в тарелке, накрытой чистым полотенцем, лежали блины, которые мама успела с утра нажарить для больного сыночка. Владик съел блины, выпил стакан молока и вполне довольный жизнью направился обратно в свою комнату.
Спросите любого ученика: что лучше – сидеть на уроке или играть дома. И любой, не задумываясь, ответит: играть дома. Только вот одна беда – играть одному скучно. Владик поиграл с трансформером, победил с помощью него плюшевого зайчонка, погонял по ковру гоночную машинку и… заскучал.
Владик подошел к окну. Во дворе было пусто. Все дети в школе, взрослые на работе и даже собачники не выгуливают своих четвероногих друзей. Только шустрые воробьи скачут по детской площадке, выискивая невидимые из окна крошки.
- Эх, было бы намного веселее, если бы кто-нибудь пришел ко мне в гости. Вот бы мы с ним поиграли, - с досадой сказал Владик.
И только он произнес эти слова, как на кухне что-то стукнуло, звякнуло и охнуло. Владик рванул на кухню. Там, около кухонного буфета, стоял невысокий, пухленький человечек и потирал маленькой ручкой свой бок. В удивлении Владик застыл в дверях. Никакого маленького человечка в их квартире не должно находиться. Откуда тут какие-то человечки? Здесь живут только Владик и его мама.
- Чего смотришь? – крикнул человечек тонким голосом. – Не видишь, что я ударился. А ну-ка, пожалей меня быстренько.
- А вы кто? – осторожно спросил Владик.
- Кто? Кто? – передразнил Владика толстячок. – Конь в пальто. Вот я кто.
И человечек громко захохотал над своей шуткой. Владику было не до смеха. Мама ему всегда строго-настрого наказывала не впускать чужих в квартиру. «Мало ли что может произойти», - говорила она. Правда, не поясняла, что конкретно может произойти.
И вот, пожалуйста, посреди кухни стоит совершенно чужой человек, потирает свой бок и просит Владика пожалеть его. И ведь самое главное – Владик его не впускал в квартиру, он сам появился в кухне неизвестно откуда. Но разве это маме объяснишь? Не поверит мама, и обязательно отругает Владика.
Надо от незнакомца как-то избавиться, прогнать его из квартиры. Владик по стеночке продвинулся к умывальнику, схватил стоящую под умывальником метлу и поднял ее перед собой, наподобие меча.
- Быстро уходите из квартиры, - крикнул Владик, стараясь, чтобы голос его звучал грубо и строго. – А не то я…
- Метлой ударишь? – обижено спросил человечек. – Ах, вот ты какой! Противный. Вначале сам зовешь, а потом метлой прогоняешь.
Владик от удивления и метлу опустил.
- Я вас не звал, - помотал головой Владик.
Человечек от возмущения даже ручками всплеснул.
- Как это не звал? А кто только что в комнате сказал: «Эх, было бы намного веселее, если бы кто-нибудь пришел ко мне в гости. Вот бы мы с ним поиграли», - голосом Владика проговорил толстячок. – Ты позвал – я пришел. А сейчас метлой… У-у!
Личико человечка сморщилось, скривилось, и Владик испугался, что человечек сейчас заревет.
- Да нет, я ничего, я просто так метлу взял, - стал оправдываться мальчик.
- Правда? Ты не будешь меня прогонять? – обрадовался человечек.
Владик кивнул. Человечек захлопал в ладошки и заголосил во весь голос:
- Мы будем играть! Мы будем играть! А во что мы будем играть?
Человечек уставился на Владика. Тот подумал и ответил:
- Можем поиграть в машинки или из кубиков башню построить.
Но толстячок скривился.
- Фи! – произнес он. – У тебя, Владик, нет никакой фантазии. Разве это игры? Это ерунда. Настоящие игры совсем другие.
- Какие? – с интересом спросил Владик.
Он и сам не очень любил играть в машинки и в кубики. Вырос он из таких игрушек, а новых мама купить не могла.
- Мы будем играть в эксперименты, - гордо произнес человечек.
- Кспири… - Владик не смог произнести трудное, незнакомое слово. – А что это за игра?
Человечек закатил глаза.
- Ты что, не знаешь, что такое эксперименты? – удивление толстячка было таким большим, что Владику стало стыдно.
Он отрицательно покачал головой.
- Ужас! – заключил человечек. – Куда я попал? Ты хоть в школу ходишь или еще совсем малявка?
- Хожу, во второй класс, - буркнул Владик, он обиделся, что его посчитали малявкой.
Человечек в волнении забегал по кухне, быстро переставляя свои коротенькие ножки.
- Во второй класс, во второй класс… - быстро говорил он. – А что такое эксперименты не знает. И чему вас только в школе учат?
Владик пожал плечами. Не рассказывать же странному гостю, чему их учат в школе.
- Хорошо, - наконец успокоился гость. – Объясняю для непонятливых: эксперимент – это научно поставленный опыт. Так определяется слово «эксперимент» в толковом словаре русского языка Ушакова. Понятно?
Владик кивнул.
- Понятно. Эксперимент – это опыт. А кто такой Ушаков? – осмелев, спросил Владик.
- Ушаков? – человечек почесал в затылке. – Ушаков? Умный дядька, вот кто такой Ушаков. Он-то знал, что такое эксперимент.Не то, что некоторые. Ну что, начнем играть в эксперименты?
- Начнем, - подпрыгнул от радости Владик.
Человечек оказался совсем не страшным, а даже забавным. И маме он наверняка понравится. Мама любит умных мужчин. Так она сама однажды сказала. А толстячок определенно умный. Про эксперименты все знает и про Ушакова.
Играть в эксперименты оказалось весело и интересно Человечек, который наконец-то назвал свое имя – Пири, предложил провести эксперимент по смешиванию разных несмешивающихся жидкостей. В большую трехлитровую банку Пири и Владик вливали по очереди воду из-под крана, молоко из холодильника, зеленку и нашатырный спирт из аптечки, шампунь из ванной, французские духи из маминой спальни, красные чернила из Владиковой комнаты. Смесь в банке получилась грязно-серого цвета и отвратительного запаха.
- Ура! – радостно закричал Пири. – Эксперимент удался!
- Да? – с сомнением проговорил Владик, разглядывая банку и косясь на маленькую бутылочку от духов, которую мама не разрешала даже трогать.
- Конечно, удался. Мы можем сделать вывод: нельзя смешивать несмешиваемые жидкости, все равно ничего хорошего не выйдет.
- Я это и раньше знал, - попытался возразить мальчик.
Пири замахал руками и закричал:
- Нет! Нет! И не говори так. Разве ты мог что-то знать, пока не провел эксперимент и не сделал из него вывод?
Потом человечек успокоился и покосился на Владика.
- Сейчас ты придумай какой-нибудь эксперимент, - сказал он.
Но Владику расхотелось играть в эксперименты. Он уселся за стол и подпер руками голову.
- Самый жестокий эксперимент произойдет, когда мама вернется с работы и увидит, что мы тут с тобой наэксперементировали, - грустно сказал он.
- А мне домой пора, - вдруг спохватился Пири. – Что-то я у тебя задержался.
- А где ты живешь?
- Тут, не далеко, - Пири махнул рукой в сторону окна. – Как заскучаешь, зови меня. Я услышу. Только зови тогда, когда один дома будешь. Что-то не люблю я этих взрослых, скучно с ними.
И тут раздался звук отворяемой двери.
- Мама пришла, - с криком Владик бросился в коридор. – Мама, иди скорее сюда.
Владик тащил маму на кухню. Он хотел познакомить ее с Пири, чтобы тот увидел, что и взрослые бывают хорошими. Но в кухне никого не было. Только трехлитровая банка стояла посреди стола. Около нее валялись пакет из-под молока, бутылка из-под шампуня, чернильница и бутылочка из-под дорогих французских духов.
- Это что такое? – строго спросила мама. – Зачем ты взял мои духи? Ты понимаешь, что я долго не смогу купить себе такие. А если куплю, то мы с тобой до самой получки будем есть хлеб и пить воду из-под крана. Ты плохо поступил, Владик. Очень плохо.
- Это не я, - заплакал мальчик. - Это Пири. Это он сказал, что для эксперимента нужны разные виды жидкости. Мама, я так хотел тебя с ним познакомить. Но Пири не любит взрослых, и он ушел.
- А я не люблю врунов и трусов, которые бояться отвечать за свои поступки и сваливают вину на каких-то Пири.
- Я не вру, Я никогда не вру, - прошептал Владик.
Но мама не захотела его слушать. Весь вечер Владик провел в своей комнате. Ему было так обидно, что мама ему не поверила.
А пред сном мама вошла в комнату сына, села на край кроватки, погладила Владика по голове.
- Расскажи-ка мне о твоем Пири, - сказала она ласково.
- Но ты же сказала, что я его выдумал, - хитро посмотрел на нее сын. Он уже понял, что мама не сердится.
- Я переменила свои мысли. Знаешь, когда я была маленькой и часто сидела дома одна, ко мне тоже приходил маленький человечек и мы с ним так весело играли. Его звали Гири. Может, он брат твоего Пири.
Владик рассказывал о своем дневном приключении, а мама гладила сына по голове и улыбалась. Наверное, вспоминала Гири.


Рецензии