Крысы. Часть 3. Нормальными они уже не будут!

«Вкусили они от древа познания добра и зла»
(из библии)

Было воскресенье. Полдень. Жители квартиры уже закончили утренние дела, время пить чай. Почти все суетились на кухне. На каждой конфорке что-нибудь варилось или грелось: кастрюльки, ковшечки, чайники. У каждого свой ритуал в соответствии с представлениями о завтраке. У Светланы – геркулесовая каша на воде с клюквой и орехами, у Славки – омлет с зелеными стручками фасоли, у Лили – блинчики, у Олечки - оладышки на кефире, у Евы – заварной кофе с сигаретой, у Вали – зеленый чай с печеньем.
Сели за один большой стол и, угощая друг друга «чем бог послал», как обычно, стали обсуждать текущее состояние дел. Дела шли неплохо. Светлана недавно защитилась и теперь все усилия прилагала к поиску работы, общалась с начинающими бизнесменами, мечтая открыть свое дело. Остальные учились на одном курсе, поэтому задач глобального масштаба еще не ставили перед собой, хотя помечтать, или, точнее, «прикинуть варианты» своего будущего было интересно. В стране шел "переходный период". Успешные примеры отдельных представителей научного сообщества вдохновляли. Никто не сомневался в себе, все знали, что успех неизбежен при определенном подходе и благоприятных обстоятельствах. Методы подхода к делу зрели в голове, а в удачу просто верили.
Такие воскресные завтраки нередко превращались в мозговой штурм. Здесь предлагались новые идеи, выявлялись их слабые и сильные стороны, обсуждались пути достижения результатов. Иногда, когда кто-нибудь выдвигал совсем уж нереально завиральную идею, начинали подшучивать, придумывать фантастическое развитие событий, утрировать. Никто не обижался. Все понимали, что это репетиция большой жизни, которая помогает уточнить свой путь. Часто такие обсуждения прерывались дружным хохотом. Закончив трапезу, аспиранты расходились вдохновленные для новых свершений. «А теперь работать! Работать! Где моя любимая печатная машинка!? Мои ручки уже по тебе соскучились!» Примерно такие девизы и призывы, разжигающие жажду творчества, придумывал себе каждый. Так было легче войти в нужное продуктивное состояние. Работы впереди… горы.
А в Петербург пришла весна! Настроение мятежное. Солнце светит и слепит. Распустилась сирень и обволокла всю вселенную сладким свежим запахом. Так хочется гулять по светлым чистым улицам прекрасного города! А белые ночи! А разводные мосты! Что говорить…
Это все было рядом, но почти недоступно для тех, кто корпел над результатами экспериментов. Так пассажир в поезде видит луга, дома, леса, людей и даже слышит их речь - все рядом, но поезд едет вперед, и нет возможности сойти, насладиться запахом травы, съесть земляничку (да, вон же она!), прислониться к вон той белой березке, искупаться в речке, где галдят мальчишки. Все мимо. Через открытое окно можно только глубоко вдыхать воздух, наполненный жизнью, и еще запоминать картинки, звуки, запахи. Потом, закрыв глаза, проживать несколько жизней. В одной землянику сорвал и почувствовал ее мелкие зернышки на зубах и аромат, и кисло-сладкий вкус маленькой неперезрелой ягодки. В другой прислонился к березе в той прозрачной роще, и, зажав между ладонями тоненькую шелестящую на ветру берестинку, свистнуть, спугнув птичек. В следующей жизни в летнюю жару прыгнуть с моста в реку, в прохладную прозрачность, а потом бегать по колючему песку, вскрикивая от неожиданности, когда камушек попадет между пальцев…
Если посмотреть с другой стороны, в воле каждого пассажира сойти на первой же станции. Но билет оплачен ценой мук и преодолений, а, кроме того, главная цель – пункт назначения. Отказаться - значило бы потерять то, к чему стремился. Так поезд следовал своей дорогой, увозя своих пассажиров, а неведомая жизнь оставалась за окном, как в телевизоре.
Что делать! Некогда было аспирантам наслаждаться жизнью. Надо работать. Брать себя в руки. Включать мозги и отключаться от обычной реальности.
Надо ли говорить, что сегодня особого желания корпеть не было. Такое настроение подтачивало душу периодически у всех, но по очереди. Не так как сегодня - работать не хотелось никому. Но! Что такое «хочу», и что такое «надо». Можно сказать – выбора нет.
А ведь неправда ваша!
Выбор всегда есть! Иногда он приходит в таком неожиданном виде, что можно только удивиться стечению обстоятельств. И в новых событиях человек делает тот выбор, который больше соответствует его желаниям, а не долгу. А еще реже случается так, что и желания то такого не было, но чтобы ни делать (хоть что!), лишь бы от единственной обязанности (долга своего) увильнуть. Вот вам еще один мотив!

За кухонным столом шла оживленная беседа о философии. Это называлось упражнение на владение материалом. Скоро экзамен, и в голове было тесно от различных понятий, апорий, категорий, противоречий и т.д. и т.п.
- Я тебе говорю, так в учебнике написано! Нас по учебнику будут спрашивать. Свобода – это осознанная необходимость. Самое короткое определение.
- Валя, ты примитивна, как кол, - раскатистым голосом пригвоздил Славка.
- Славка! Давай не переходить на личности. Умей вести цивилизованный диалог. И потом, это не аргумент, в защиту твоей точки зрения. Логический скачек в сторону и переход от общего к частному, - спокойно заметила Ева.
- Хорошо. Валя, я не прав в данном ракурсе. Но что такое свобода? Когда одно понятие, которое необходимо объяснить, расшифровать, трактовать определяют другим понятием, не менее загадочным, возникает так называемая чушь.
- Слава! Ты опять за агрессивную лексику взялся? На экзамене ты сможешь так сказать? Нет! Держи рамки.
Замечания Евы были почти бесстрастны до тех пор, пока она сама не включилась в дискуссию.
- Слава! Но не могут же в учебнике писать, что попало? – возразила Валя неуверенным голосом.
- Ты кроме этой фразы дальше читала? Там еще страниц на пять рассуждений, которые противоречат заявленному вначале.
Славка, развалившись, вальяжно сидел на потертом кресле, курил и по-барски снисходительно разглядывал оппонентов. Его красивый низкий, хорошо поставленный, голос сотрясал воздух, и, казалось, вызывал дребезжание стекол. Валя стояла, прислонившись к краю кухонного стола, виновато и, якобы, испуганно прижимая к себе чашку с чаем. Периодически она цокала и закатывала глаза в сторону, демонстрируя возмущение манерами собеседника. Однако не уходила. Было интересно.
- Свобода, – продолжал Славка, - это осознание объективной необходимости. Например: притяжение земли, времена года и т.д. это объективная необходимость. То есть, не зависит от моего сознания и, заметь, ни от чьего сознания тоже. А если человек в тюрьме – это субъективная необходимость. То есть, зависит от субъекта. Если человек сам что-то нарушил – субъект он. А если он ничего не нарушал, а сидит в тюрьме, то субъектом является тот, кто считает, что он нарушил. А сам узник свободен, так как НЕ ОН САМ так собой распорядился, тюрьма тогда для него как притяжение Земли. «Люди не летают» - жаль, конечно! Но человек к этому привык! Более того, это ограничение развивает стремление к Свободе, к Полету! Человек летает – не как птицы, но самолетами. Результат – человек свободен. Делаем вывод: Человек всегда свободен изначально, вообще! Если он считает, что несвободен, значит, он САМ СЕБЯ ограничил, отрекся от мечты и сидит. И будет сидеть сиднем. Ему так легче, это его выбор! Хорошо, что не все такие. Я, например, всегда свободен. Из этих слов делаем вывод: свобода – это необходимость бытия, без нее НЕТ БЫТИЯ. Валя, для тебя объясняю: «Личность без свободы не может жить! Свобода – это способ жизни!»
- Славка, ты говоришь прописные истины. Я это и без тебя знаю, - не сдавалась Валя.
- Это прописные истины для меня. А ты Валя очень тупая. Вот дай определение истины. Что это такое?
- Так, Славка, все! Ты опять за свое! Если не умеешь спорить, не включайся, - с жаром подключилась Олечка.
- Олечка, ты молчи. Тебе еще расти, и расти, не встревай в разговор взрослых, - прогромыхал Славка.
- Кто взрослый? Мы с Валей ровесники, просто я на год позже поступила!
- Коллэги! О чем это Вы? – с ударением на «э» перебила Ева, - Вы будто корову делите. И что за страсти! Нет, не подерётесь.
- Одним словом, свободу нельзя определять противоположным понятием через необходимость. В этом случае мы их замыкаем сами на себя, как в кольцо, и доступ к истине, продвижение в этом направлении становится невозможным.
- Славка! Ты сам то понял, что сказал? – Валя повернулась спиной, выказывая несогласие и пренебрежение, сделав вид, что «срочно» доливает чай в чашку.
Чем бы закончилась эта беседа? Да как всегда – ничем: все победили, сели «на своего коня» и умчались восвояси.
Но вдруг! Как говорится, среди бела дня… Вы не поверите! «Так не бывает!» - скажете вы и будете не правы. Вдруг! На середину кухни, на центральный темный квадратик линолеума выбежали крысы! Три! Ни одна, ни две! А сразу ТРИ! Все присутствующие замерли от неожиданности. Крысы устроили потасовку между собой, нисколько не смущаясь присутствием целой «толпы» людей.
Девчонки завизжали вразнобой изо всех сил и прыгнули на стол. Славка окаменел. Пепел от сигареты упал ему на тарелку. Крысы покувыркались, а потом также гурьбой, резвясь, убежали.
- Ничего себе наглость. Вот тебе и свобода… - возмутился Славка.
Девчонки причитали, что так жить нельзя, что это кошмар, предел, чем дальше, тем хуже, надо что-то делать, надо кардинально решать проблему, чтобы раз – и навсегда! Кто-то заметил, что крысы не живут там, где нет для них условий. Надо навести порядок, тогда не придется их убивать. Их просто не будет здесь. Виноваты не крысы, а мы. Кто развел этот бардак?
Прения перешли в другое русло. Стали искать причины такого поведения крыс. После долгих дебатов, пришли к единому мнению. Крысы просто здесь давно живут. У них тут родовое гнездо!!! Они считают эту квартиру своим домом и так же, как и люди, чувствуют себя на своей территории: живут, отдыхают, веселятся. Возможно, нас они считают «своими» (на что народ как-то оскорбился), чувствуют наши настроения, вот и вышли пообщаться. А что? Очень даже может быть. Тем более, видно, что это - подростки, «молодежь», новое поколение, выросшее где-то здесь же. Кровь кипит, а опыта мало. Горя еще не знают. Все как у людей.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Вновь возник сакраментальный вопрос.
- Подождите. Начнем сначала, - Славка взял слово. - Прежде всего - почему??? Почему мы имеем то, что имеем. В чем причина? Где корень? В гнезде. Где оно? Вариантов три. Во-первых, Ева, Лиля, Валя, на вашей половине квартиры коридор - что он из себя представляет? Вы ходите по «тропинке» шириной в один кубик линолеума, а остальные три завалены бумагами «допотопной» давности. Это прекрасные условия для крысиного гнезда. Во-вторых. Что у нас в учебной комнате? Никто не знает, потому что с тех пор, как мы поселились сюда (полтора года назад), в глубину больше чем на метр не ступала нога человека. Все завалено бумагами с, якобы, научными данными прежних поколений «великих ученых» и разным старьем и хламом. И, в-третьих, кладовка в туалете. Ее не открывали ни разу.
- Да, да, - подхватила Светлана. – Даже я, сколько здесь живу (четыре с половиной года), а ни разу не видела, чтобы ее открывали. Ключа нет. Хозяин добра, которое там хранится неизвестен. А взламывать – это не принято.
- Итак, - резюмировал Славка. – Надо решать проблему в корне, а не бороться с внешними мелкими проявлениями. Будем мы это делать?
- ДА! Да! Да! - Был однозначный ответ коллектива.
- Славка, какой ты умный! – с иронией пропела Олечка.
- Заметьте, не я это сказал, - парировал Славка, не обращая внимания на намеки. - Сейчас убираем весь хлам без разбора. Все - в мусоропровод. Надо найти и уничтожить гнездо. Все ясно? За дело.
- А вдруг там ценные научные материалы? – неуверенно спросила Ева.
- К черту материалы! Ты совсем уже с ума сошла!
Ева замолчала и ненадолго поджала губки.
Славкина решительность стала последней точкой в обсуждении. Он давно агитировал навести порядок. Мужчины, особенно те, кто служил в армии (а Славка служил в каких-то секретных войсках), не выносят беспорядка. Он им мешает жить, творить, дышать. Это отвлекает от главного в жизни, сбивает с цели, накапливает недовольство собой и миром. И они правы! Девушки, в общем, были согласны, но им обычно не нравились радикальные действия, после которых ничего нельзя исправить в случае ошибки. Чисто женские черты характера – накапливать, быть осмотрительными и осторожными, чтобы сдержать необузданность и категоричность мужчин. И это тоже правильно и разумно! Но. Все до поры до времени.
Единая лаконично сформулированная цель объединила деятельность коллектива. Все забыли о своих планах (даже мысли не возникло). Охапками стали выносить старые пожелтевшие бумаги, исписанные различными почерками, разрисованные разноцветными линиями графиков, потертые и грязные папки с тесемками, трепетно завязанными кем-то аккуратными бантиками, коробки, какие-то футляры, загадочные самодельные приборы и приспособления. Каждый сделал рейсов по десять, а то и больше. Вы удивляетесь? Я не преувеличиваю. Так и было.
Две части задачи были выполнены – коридор и «учебка» освобождены. Сколько места! Возникли планы заниматься и читать в учебной комнате, печатать по ночам тоже было бы лучше там - звук не будет слышен в комнатах. Оставался последний этап – кладовка в туалете. Славка взломал замок, внутри темнота.
- Ева, ты будешь вкручивать лампочку. Ты самая высокая.
- Опять я! Гнездо точно там! Я боюсь! – ворча, Ева уже шла к себе экипироваться. Ничего нового: зимние длинные сапоги, перчатки, палка от швабры.
К этому моменту полку бойцов прибыло. Пришел со службы муж Лилии Рома. Он с азартом и интересом включился в процесс. Примерный план составили такой: перегораживаем картоном выходы из коридорчика туалетов так, чтобы крыса могла бежать только через холл в направлении к входной двери. Дверь открыть – пусть уходит. В холле стоят мужчины Славка и Рома с хоккейными клюшками (откуда они их взяли, кто бы знал, скорее всего, были найдены в учебке). Клюшки - на случай агрессивного поведения со стороны крыс. Девочки держат картонные перегородки. А Ева (как всегда в главной роли) вкручивает лампочку и палкой выгребает все из кладовки, пока не дойдет до крыс.
Светлана и Оленька перекрывали левый коридор, Лиля и Валя – правый. Славка и Рома заняли свои позиции, подняли клюшки, держа их наготове. Ева поставила табуретку чуть в стороне от двери (чтобы подальше), забралась на нее, максимально вытягивая руку, вкрутила лампочку.
- Все! Включайте!
Хлынул свет. В кладовке высотой около метра было навалено какой-то рваной или жеваной бумаги: обрывки газет, печатных листов, рукописей, иллюстраций. Куча эта была не плотной, а рыхлой, даже воздушной. Ева крепко сжала палку и медленно начала отгребать бумагу от этого вороха. Потребовалась помощь ассистентов. Девочки отгребали эти кучки дальше в холл.
Куча уменьшилась наполовину, но никакого движения не наблюдалось. Ева медленно и осторожно отодвигала в сторону слой за слоем, напряженно вслушиваясь в свои ощущения, ожидая и боясь почувствовать живое под концом палки. В каждую секунду крыса могла выпрыгнуть. И кто ее знает - может прыгнуть вверх на табуретку. Ладони были мокрыми. Пот тек со лба и по вискам, колени мелко дрожали. Еще одна порция, еще… В какое-то мгновение Ева увидела, что что-то большое и темное метнулось в сторону. Голос отказал, она даже не смогла крикнуть.
В следующую секунду крикнули все остальные. Крыса по запланированной траектории мгновенно пронеслась мимо Лилии и Вали, Славки и Ромы, и скрылась на лестнице за пределами квартиры. Атмосфера молчаливого напряжения, наконец, разрядилась. Все возбужденно загалдели, рассказывая друг другу о том, что они видели и что при этом почувствовали.
- Это еще не все, - уже смогла крикнуть Ева. – Ждите еще!
Продолжились предыдущие манипуляции. Дело пошло быстрее. Ева поняла, напряжение было из-за присутствия этой главной крысы. Теперь было намного легче. Когда почти все бумаги были отодвинуты, на самом полу обнаружилось гнездо с живыми, еще слепыми крысятами. Дальше продолжать Ева не могла: кружилась голова, тряслись руки и коленки. Она передала свой пост другим. Так и договаривались, что она только разбирает кладовку и все. Она зашла в комнату, нашла капли, разбавила их и выпила. Теперь надо полежать… Через пять минут она встала и прошла в холл.
«Толпа народу» (так ей показалось) стояла в холле и наперебой друг другу рассказывали свои впечатления.
- А где мусор и куча? – медленно спросила Ева.
- Мы уже все отнесли в мусоропровод. На совки собрали - и в мусоропровод. Там было семь крысят! А если бы они выросли? Мы их убили и отнесли в мусоропровод. Они все в мусоропроводе, - Олечку, видимо, от избытка впечатлений заело на этом длинном слове.
Светлана показывала Лилии размеры крысы, которую она смогла увидеть, стоя у дальнего перекрытия. Лилия почти не видела ничего, не успела, так как объект пробежал в пяти сантиметрах от ее ног. Славка и Рома торжествовали победу более сдержанно, по-мужски, похлопывая друг друга по плечу, улыбаясь побледневшими лицами.. Постепенно все угомонились и отошли от первого шока. Валя стояла в стороне с задумчивым видом. Ее лицо напоминало ответственного бухгалтера, который свел баланс с разницей в одну копейку.
- Валя, ты чего? – осторожно спросила Лиля.
- Да я вот думаю. Сколько их там было, семь или восемь?
- Ну и что?
- Может, мы не всех насмерть убили… Да ладно! Нормальными они все равно уже не будут!
Возникла пауза. Все посмотрели на Валю – она не притворялась, она такая была.
- Да, Валя. Диссер они уже не напишут, - с сочувственным видом заметила Ева.
Лавиной хохот обрушился со всех сторон и оглушил. Смеялись до слез, до изнеможения, согнувшись пополам, сидя на корточках и на полу.
- Валя! Как хорошо, что ты у нас есть! Что бы мы без тебя делали!

ЭПИЛОГ

Ремонт в квартире сделали нескоро, но крыс больше не было. Они проползали по трубам мимо – мы их видели. Но к нам они не заходили.
Истории о крысах забылись, их никто не хотел вспоминать.
Изменились отношения среди жильцов - не стало общего врага, против которого стоило дружить. Постепенно все отдалились друг от друга.

Мы боролись с крысами, наверное, для того, чтобы в нашей жизни было меньше зла. Добились ли мы этого? Нет. Убивая крыс, мы множили зло. Крысы, исчезнув из нашей жизни, незаметно поселились в нашем сердце.
То, что ненавидишь, презираешь, то, что уничтожаешь физически, становится тобой. В это превращаешься сам.
Уничтожаешь чудовище – становишься чудовищем сам, только еще более страшным.
И теперь у нас другая задача: вытравить крысу из себя.
Но как это сделать?



Март – апрель 2006 г.


Рецензии
Прочитала три части. Здорово.Написано динамично и с юмором.
А главное- понравились интересные мысли, высказанные героями в дискуссиях и автором в заключении. Часть из них - продолжение моих внутренних размышлений, с другими - я готова поспорить.
Но не буду. Потому что ваше творчество поднимает настроение и ...заставляет задуматься. А не спорить.
Хотя все это субъективно.
Успехов Вам!

Мириам Хейли   06.04.2009 08:35     Заявить о нарушении
Благодарю! Так здорово, когда тебя понимают.)))

Гелена Устюга   06.04.2009 16:57   Заявить о нарушении