Писатели и культура

Петербург несет особое бремя культуры.
И хотя это слово все чаще связывается теперь с «культурой» потребления и перерабатывания материи, духовный слой бывшей столицы способен к диалогу с бессонными тенями прошлого. Невидимо глазу он продолжает общаться с Пушкиным, Достоевским, Блоком, Гумилевым, Ахматовой, Борисом Корниловым…
Будучи 10 лет членом Санкт-петербургского отделения Союза писателей России, я дважды писал заявления о добровольном выходе из него, потому что явственно вижу проблемы - порой почти непреодолимые - стоящие между некоторыми «высокопоставленными» писателями и духовным наследием города. И теми, внутренне независимыми литераторами, кто осмеливается поднимать и нести знамя духовной культуры.

Главная проблема – застой и оцепенение, невольно ведущие к деградации и духовному вырождению большинства наших литераторов, к потере корней, к подмене идеала Прекрасного и Возвышенного понятиями пользы и вульгарной утилитарности.
Кажется, что сегодня все сочиняется будто бы по заказу революционной матросни, палившей по Зимнему и целящиеся в Христа в последних строках блоковской поэмы.
Союз писателей никак не может избавиться от устаревших недемократических форм работы. В отделение СП, на Большую Конюшенную д.29 никто не приходит в гости. А нам – членам этого отделения – прорываться на «чужую» территорию тоже категорически не рекомендуется.
- А почему вы боитесь? – спрашиваю порой того или иного литератора.
Страх и растерянность – вот «духовное» поле пространства на Большой Конюшенной.
Ответа, как правило, нет. Страх безотчетен. А вдруг завтра не напечатают, не дадут стипендию, не разрешат прочесть стихотворение, а тем паче исключат? Черный, липкий страх правит душами наших литераторов и всячески культивируется сверху. Сегодня нас пытаются вынудить писать доносы на себя и коллег по перу – а это говорит о многом.
Мы знаем, сколь радостно и ярко вспыхивает вдруг в литераторе личность, освободившая себя от оков раба! Для этого не обязательно ждать 80-летнего юбилея. Чем раньше мы придем к осознанию, что литературой может заниматься только свободный человек – а свобода это не данность, а преодоление – тем скорее выйдем к читателю, которому действительно будут необходимы наши строки.

Год назад Санкт-Петербургским отделением СП России в результате закулисных интриг правления был отвергнут поэт Андрей Романов. Его талантливая поэзия, его открытая городу и миру издательская, просветительская, педагогическая деятельность невыносимы разбухающему клану писательских чиновников, которые хотят перенаправить все финансовые потоки в «нужные» им русла. Как выясняется, отнюдь не для издания наиболее талантливых прозаиков и поэтов!
А вот издаваемые Романовым газета, журналы и книги петербургских авторов свободны от догм оголтелого необольшевистского консерватизма, пытающегося прикрыться православной ризой.
Свободная позиция издателя Романова – и то, что к нему тянутся талантливые авторы из разных союзов – долгие годы вызывала зависть и раздражение, перешедшие сегодня в стойкую ненависть. Дело доходит до того, что авторов пытаются заставить отказаться от этих изданий, объявляя их «вредными».

В рамках программы «АССПИН» Андрей Романов издавал книги бесплатно, руководители отделения бесплатно никому ничего не издают.
Каждый подлинный поэт – изгнанник. Попытка исключения Романова из местного писательского отделения аналогична событиям семидесятилетней давности, когда Борис Корнилов (1907-1938) был отдан на заклание собратьями по перу и отправлен на сталинскую гильотину.
Мало что изменилось в сознании многих литераторов, готовых – не с шашками наголо, но наветами, сплетнями, извести талантливого и мыслящего человека. Невольно вспоминается «пророчество» толпы из лермонтовского «Пророка»:
«Смотрите, вот пример для вас!
Он год был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
что Бог гласит его устами!»
Важная функция секретариата петербургского отделения – красно-казарменная идеология с двойными стандартами: для внешнего и внутреннего пользования. Я уже не говорю о цензуре.

По мнению питерских секретарей – писательский союз окружен одними недоброжелателями. Везде «враги» - народа, православия, членов правления. Поэтому этих – «знающих» как бороться за литературу секретарей – надо безропотно слушать и без их благоволения не делать ни одного шага, ни одного росчерка.
Так некоторые и «корябают» за колючей проволокой при вое голодных «шестерок» и окриках «надзирателей».
В реакционном запале «литературные вожди» смыкаются со злейшими врагами России. Практически вся русская классическая литература объявлена ими ненужной и вредной! Постоянным нападкам подвергаются Толстой и Блок. Запрещены Набоков и символизм. Перечень имен и направлений можно продолжать и продолжать. Достаточно какому-нибудь графоману написать пасквиль на Блока, который якобы не любил детей и природу, да вдобавок сочинил донос в ЧК, по которому был расстрелян Гумилев (нелепость, не правда ли?), как его тут же, «на ура» тащат в Союз писателей!
Таков их «патриотизм» – замешанный на тщеславии и подмене понятий.

Я никогда не слышал о том, что православная церковь призывает к крестовому походу против русской культуры. Но «вожди», называющие себя воцерковлёнными людьми, пишут (как они считают) православные тексты, и часто выступают от имени церкви! Они сочиняют кощунственные и безграмотные вирши, которые раболепные критики, не стесняясь, именуют «Благими вестями»!
Призываю коллег-писателей не верить им.
Любое мало-мальски одаренное произведение молодого «не члена» Союза может быть подвержено распятию. А на самого автора на многие годы может быть навешен ярлык «западного наймита» или пропагандиста буржуазных ценностей (например, за вполне безобидные строки о рыбной ловле, сексе без причины или таинстве снов).
Отсутствие ротации (смена руководителя какой-нибудь «заплесневелой» секции происходит лишь после его смерти) напоминает агонию брежневского политбюро, в гибельном припадке мечтавшем о возвращении к сталинским порядкам и устроившим кровавую бойню в Афганистане.

Отсутствие демократических принципов – визитная карточка нашего Союза Писателей, перед выходом в свет напяливающего на себя маску народолюбца.
Странно, что руководители отделения считаются почвенниками в городе болотистой бес-почвенности. Почему тогда они не ездят с благотворительной миссией по деревням и не пропагандируют культуру и литературу? Почему отвернулись от людей российской глубинки? Пример Фолкнера мог бы вдохновить их на настоящие поиски художественной правды.
Они именуют себя оппозицинерами, но при этом разыгрывают между собой, как в кости, городские и государственные премии.
Они пытаются выработать новую внешнюю идеологическую доктрину, для прикрытия духовного терроризма в отношении живых и умерших писателей, в том числе русских классиков. Это что-то вроде плаща Понтия Пилата с кровавым подбоем, или украденной ризы, пропитанной в крови. Ибо их атеистическое неприятие и непонимание христианских ценностей очевидно.
Это не просто их ошибки – на этом они воспитаны. Чужого мнения и чужого права для них почти не существует. Как и личной ответственности за судьбы литераторов и литературы в целом.

Средний возраст большинства писателей отделения перевалил за седьмой десяток. Андрей Романов открывает и печатает молодых и совсем юных – ему это ставится в вину.
Главная ненависть руководителей отделения направлена на культуру, как оплот духовной нравственности и стержень творческой личности.
Многие мои друзья, одаренные, чуткие и совестливые литераторы хотели бы выйти из этого писательского отделения. Не исключено, что верхушка специально толкает нас на это, дабы избавиться от «диссидентов».
Псевдосветоносцы - они уже почти назначили себя классиками. А что Блок, Пушкин, Набоков? Эти давно на небесах и ничего не скажут. Ангелы – это так, для словца – считают в руководстве отделения.
Михаил Лермонтов словно отзывается на их претензии из своего дома на Садовой, где были написаны раскаленные строки «Смерть поэта», послужившие причиной его ссылки и гибели:
«Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и Божий Суд, наперсники разврата!
Есть грозный Суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!»
1837
Ненавистники русской культуры преследовали ее избранников в жизни. Происходит это и после их смерти.
Живые должны объединиться с ушедшими, чтобы не допустить разрастания геноцида русского Слова.
При этом нам необходимо помнить, что Союз писателей – не частная лавочка, но Общественное объединение, чья деятельность регламентирована Уставом, что каждый писатель обладает определенными правами и обязанностями. Может хоть это будет сдерживающим фактом нарастающей агрессии в углубляющемся конфликте.

Желаю Союзу писателей России духовного преображения и просветления.

       «Бег». Петербургский журнал о безопасности жизни. №6, 2007, С. 58-61


Рецензии
Припоминаю хороших стареньких поэтов...
И даже есть блокадники
И даже по гамбургскому счёту.
Помню наизусть, но не цитирую. Вдруг кспшники наедут.
Нам старцювать некогда.
Мне 45, приглашаю на странички здесь.
Мужу 65, литрпричал Александр Титов
Издаём не бесплатно, но по графику раз в 2 месяца журнал, 2-5 книг в год.
Андрей Романов ищет спонсоров, или за свои деньги?
Или... неужели... продаёт книжки?!
Ведь главный вопрос именно в этом

Мост Будущее   21.03.2025 20:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.