Портрет

       П О Р Т Р Е Т
       
       Готовясь к приёму по случаю сватовства младшей дочери, Варвара Дмитриевна накрывала в гостиной большой стол. Она давала задание каждому члену семьи, но кто-то пытался помочь бесполезным советом, а кто-то просто вносил суматоху в приготовления. И тогда, по обыкновению, она велела всем выйти и не мешать. Она уже почти закончила и отошла, чтобы взглянуть со стороны, всё ли в порядке. Вдруг странный звук, исходящий от стены, на которой висел большой старинный портрет в тяжёлой багетовой раме, заставил её обернуться. Портрет занимал центральную часть стены. На нём пожилой господин в расшитом золотом и позументами камзоле стоял, опираясь на резной столик. На столе лежали предметы в странном сочетании: стеклянный шар с вставленным в него изображением глаза, строительный мастерок с точёной ручкой и свиток бумаги к которому вместо сургучной печати прикреплялся строительный отвес. Обитатели дома давно привыкли к портрету и не пытались расшифровать значение предметов не вязавшихся, казалось бы, с обликом вельможи. Никто уже толком не помнил, кто именно изображён на портрете, и кому и какой роднёй приходится. И портрет работы хорошего художника, независимо от смены поколений по-прежнему занимал своё место.
       Варваре Дмитриевне показалось, что вельможа на портрете слегка развернулся, стараясь разглядеть накрытый стол, и переступил с ноги на ногу. Она будто расслышала даже скрип старых половиц. Варвара Дмитриевна вздрогнула и перекрестилась.
       - Померещится же такое…. Не может быть! - успокоила она сама себя и продолжила свои занятия. Но против воли, краем глаза с опаской наблюдала за портретом. - Он тут почти два века стоит и ничего, никогда…. – размышляла Варвара Дмитриевна. Он подошла к портрету, мягкой салфеткой стряхнула невидимую пыль с рамы и внимательно поглядела в глаза господину. Тот по-прежнему равнодушно взирал из прошлого на нынешний, чуждый ему мир. Варвара Дмитриевна успокоилась и, выглянув из двери, позвала мужа.
       Виктор Павлович несмотря на седину и морщины, выглядел моложавым и подтянутым. На его облике сказалась многолетняя выправка отставного офицера.
       - Я думаю, новые родственники будут довольны, - сказал он, критически осмотрев стол, – всё по высшему разряду. Мы не лыком шиты. Одни только предок с портрета способен произвести впечатление, - пошутил он и подмигнул господину в камзоле. Вдруг лицо Виктора Павловича вытянулось и побледнело.
       - Что, Витя, что? – испугалась Варвара Дмитриевна, заметив изменения в лице супруга.
       - Да, так, померещилось…. Он, будто тоже подмигнул мне и кивнул мне в знак согласия….
       - Ой, Витя, что же это такое? - всплеснула руками хозяйка и в растерянности опустилась на стул. – А мне привиделось, что он пытается стол разглядеть. Витя, ну скажи - это же не семейное заболевание, вместе ведь с ума не сходят.
       - Это всё волнения от приготовлений и ожиданий, - попытался успокоить жену Виктор Павлович. - Пойдём одеваться, мы должны выглядеть на все сто.
       Оба с радостным облегчением поспешно покинули комнату. Они не услышали, как снова скрипнули старые половицы, и раздался тяжёлый вздох.
       Гости пришли в точно назначенное время. Чета Ланских - отец и мать будущего зятя - одеты были изыскано-элегантно. Жених по такому случаю сменил джинсы и немыслимые свитера на строгий костюм. Чопорно выглядели и все домочадцы. Невеста цвела молодостью и свежестью. Поначалу и гости, и хозяева вели себя, как на светском рауте. Но за обильным столом атмосфера скоро оживилась. Обсуждали предстоящую свадьбу. Вместе строили планы на будущее. Сам собой зашёл разговор о том, где будут жить дети.
       - Катюшка наша - вся в мать, на все руки мастерица, - весело говорил хозяин, - да и Алексей без пяти минут архитектор. Предоставим им эту большую комнату, пусть переоборудуют по своему вкусу, да и живут нам на радость.
       - Да, мы так решили, - поддержала мужа Варвара Дмитриевна. - Дом наш старинный, много раз перестраивался, комнаты всё уменьшались. Так что гостиная - самая просторная из всех. Внезапно вспомнив о поведении портрета, Варвара Дмитриевна решила, что пора от него избавиться и предложила: - Можно по нынешней моде на месте портрета камин устроить….
       - Зачем же портрет знаменитого родственника снимать? – вступил в разговор отец жениха.
       - Да мы ни звания, ни имени его не помним. Только и знаем что это предок по линии жены, - смутился Виктор Павлович.
       - Бабушка моя знала, - сказала Варвара Дмитриевна. - Мама рассказывала: у бабушки были старинные бумаги, она девочкой их видела. Но бабушка ещё в войну умерла, после её смерти бумаги исчезли. От бывшей богатой обстановки только этот ломберный столик остался, на котором у нас телефон стоит. Дерева в нём мало, потому и не сожгли, видно.
       - Предмет старинный, - подтвердил гость, - он и на портрете изображён.
       Все посмотрели на столик, а затем так же дружно повернули головы к портрету.
       - И действительно - тот же нестандартный размер, те же резные ножки. Как мы раньше не замечали? - удивилась старшая дочь хозяев.
       - Я вижу, Иван Андреевич, вы в старине разбираетесь, - обратился хозяин к гостю. - Возможно, вы знаете, что означает этот удивительный набор предметов на столе?
       - Они говорят о принадлежности к обществу «Вольных каменщиков». Символы масонства.
       - Как масонства, - вскочил с места хозяин, - ведь масоны….
       - Я вас понял, успокойтесь, - твёрдо сказал Иван Андреевич. – Ваше представление основано на советской пропаганде. Но это совсем другое…. К масонам принадлежали главы многих славных дворянских фамилий России. А ваш предок - граф Румянцев - был главой московского общества в девятнадцатом веке.
       - Выходит это его портрет? – схватилась за сердце Варвара Дмитриевна. – Мне кажется, моя прабабушка была урождённая Румянцева, но никто никогда ни, словом не обмолвился, что она из дворян. - Варвара Дмитриевна медленно оглядела всех присутствующих, и беспомощно опустилась на стул. - Хотя понятно…. Мужчины в роду почти все были на государственной или на военной службе, приходилось скрывать такое родство. Как только дом смогли сохранить?
       - Видимо всегда были высокие покровители, - предположил Алексей. – Масоны в России ещё со времён Екатерины II процветали. Сам генерал-губернатор Москвы – граф Измайлов Михаил Михайлович им благоволил.
       - А ты-то, откуда знаешь? – удивилась Катюша.
       - Мы в институте изучаем историю архитектуры, - ответил Алексей, - великие зодчие российские – Василий Баженов и Матвей Казаков оба были масоны. Баженов строил усадьбу Екатерины II в Царицыно, в оформлении использовал множество символов масонства. Но усадьба царице не понравилась, и потом по приказу графа Измайлова её перестраивал Казаков. И храм в селе Быково, и часовня в усадьбе Меньшикова на Чистых прудах имеют в декоре масонские символы.
       - Ох, как интересно! – всплеснула руками Катюша, - почему же ты мне никогда об этом не рассказывал? Выходит, ты знал, кто на портрете нарисован.
       - Я по кольцу догадался, – гордо сказал Алексей, - у нас об этом кольце семейная легенда сложена. – И Алексей вытянул вперёд руку, демонстрируя, массивный перстень тёмного метала с тесненным черепом.
       - Я думал, что ты отдаёшь дань современной моде, - вставил, рассеяно Виктор Павлович. Сейчас молодёжь носит такие побрякушки килограммами.
       - Это перстень - адамова голова. Название связанно с горой Голгофа в Иерусалиме. Считается, что именно под ней зарыт череп Адама – первого человека. Видите, у графа на портрете точно такой же.
       - Это и есть перстень графа Румянцева, - торжественно произнёс Иван Андреевич. - Знак принадлежности к высшим кругам масонской ложи.
       В комнате воцарилась тишина. Все переводили глаза от руки Алексея, к портрету графа Румянцева, на руке которого обнаружился перстень.
       Вдруг Варвара Дмитриевна судорожно вцепилась в руку мужа и срывающимся голосом прошептала:
       - Витя, он руку повернул. Скажи, и ты это видишь или я с ума схожу.
       - Т-с-с-с, Варя, - зашипел он в ответ, - вижу. И ещё будто улыбается….
       - Ваш предок явно доволен нашим будущим родством. Больше ста лет прошло пока сбылось его завещание, - сказал Ланской, подойдя к портрету. - История эта давняя и таинственная. Мне рассказал её мой дед, а ему его дед – граф Степан Иванович Ланской. – Иван Андреевич взглянул на портрет, и будто найдя подтверждение у вельможи, продолжил.
       - Граф Никита Михайлович Румянцев - глава масонской ложи, был дружен с обер-прокурором Синода Галицыным, вхож в царское окружение. Дом для него построил Казаков. В те времена он строил не только усадьбы, но и городские дома в стиле русского классицизма. Целью общества «Вольных каменщиков» было переустройство мира к лучшему. Стремился к тому и граф Разумовский, а продолжение своего дела собирался возложить на сына. Но сын графа погиб, оставив ему двух внучек и беременную жену. Престарелый граф надеялся на появление внука. Но родилась девочка – ваша прабабушка, Варвара Дмитриевна. Никите Михайловичу стало ясно, что при жизни ему наследников не дождаться. Он пригласил к себе друга и единомышленника – Степана Ивановича Ланского. Передал ему перстень – знак высшей власти и взял с него слово…. Перстень должен был передаваться от деда к внуку до тех пор, пока не породнятся два рода - Ланские и Румянцевы.
       Рассказчик снова обернулся к портрету и все увидели, что граф утвердительно кивнул.
       Катюша в испуге вскочила, и зачем-то подбежала к телефону, будто собиралась позвонить в прошлое, выяснить у пращура все обстоятельства дела. Но видимо она слишком порывисто схватила трубку. Спираль провода зацепилась за ножку столика, и тот с треском опрокинулся. Крышка ломберного столика откатилась в сторону, обнажив тайник.
       Варвара Дмитриевна в испуге мелко крестилась. Остальные, как зачарованные молчали.
       Первым пришёл в себя Алексей. Он поднял крышку обычно скрытую салфеткой и разглядел на ней инкрустацию ветки акации.
       - Вот и символ вечности, - осипшим голосом сказал он. И не скрывая волнения, вынул из тайника перевязанные лентой бумаги.
       Виктор Павлович дрожащей рукой принял их и передал жене. Никто не мог решиться развернуть свиток. В этот момент раздался отчётливый скрип сухих половиц и вслед за этим резкий скрежет. Портрет накренился и сорвался со стены, вырвав большой кусок штукатурки.
На пол выпала шкатулка, а из неё посыпались золотые монеты, кольца, драгоценные камни и нитки жемчуга.
       Долгую звенящую тишину нарушил твёрдый голос Ланского.
 - Вот и подарок к свадьбе! Премного благодарны,Ваше сиятельство! Всё выполним! – сказал он и поклонился портрету, как предписывал придворный этикет.


       Март 2007 Арад
 


Рецензии
Цветана, внимательно прочитала рассказ, очень понравился, интересный! С уважением -Светлана Царинных

Светлана Царинных   14.11.2009 10:21     Заявить о нарушении
Рада, что вам понравилось. Рассказ не новый. Я читала его недавно на своём литературном вечере, слушатялям понравилось, поэтому выставила в анонс. С уваж. Цветана

Цветана Шишина   14.11.2009 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.