Национальный герой- кто он? Тайна гения

       НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ. ТАЙНА ГЕНИЯ


Перед смертью Ванга предсказала нам духовный взлет, в то время как весь остальной мир должен погибнуть.. Это называют ее последним и самым главным пророчеством. Кто бы спорил. Разве не этого хочется всем нам?

До сих пор все ее предсказания сбывались. Остается надеяться на то, сбудется и это. Тем более что об этом говорят и другие пророки, да и фантасты от них не отстают. И пока мы только двигаемся по этому долгому и очень трудному пути. И разумные философы прекрасно понимают, что никуда не деться нам без своих корней национальных, без того, духа, который заложен в славянской душе. Даже если мы забыли о нем, он прорывается.

Дерево, вырванное из почвы, поваленное ветром в бурю, погибает. Без сказок , песен, языка, и национального эпоса мы перестаем существовать, не потому ли мы в все время в поиске национальной идеи и национального героя.

Но обратимся к волшебным сказкам. Ведь именно там наши корни и наше все. Там тот славянский дух и характер, без которого не прожить и дня.
Только сознание наше избирательно. Почему -то сразу взор падает на Ивана Царевича, из самой знаменитой сказки, где он чуть не поймал Жар-птицу, а ему невесту серый волк достал, да и коня тоже, и уже вторым таким избранным героем оказывается и вовсе Емеля. Тот самый дурачок , который и с печки- то слезть не может или не хочет, и все у него получается только « по щучьему велению» . Не далеко от него ушел и герой «Сивки Бурки», который исполняет заветы отцов, в отличие от старших братьев, но с ним стало бы без волшебного коня, который и творит чудеса, и преображает его до неузнаваемости, и помогает и царство, и невесту завоевать.

Невольно задумываешься о том, неужели у нас нет другого героя.
Да, Иван, крестьянский сын с драконом бился, конечно, ударно, кромсал головы его славно. Но мне почему -то , когда в эту сказку заглядываю , вспоминается Родион Раскольников. Такие вот странные фантазии, и не хочется такого героя возвращать и частью жизни делать. Потому что помнится знаменитое творение Е.Шварца, а убивший дракона , сам становится драконом - это мы хорошо понимаем. И любых мифах, тот, кто проливает кровь, даже если это бог, и убивает он чудовище, он должен искупить это тяжким трудом, жизнью в глуши и забытьи, и только после этого вернуться в мир. И только для нас такой закон никогда не был писан.

Нет, и от этого героя хочется уйти. Это другая крайность наша. Хотя привычнее всего среди крайностей жить русскому человеку, но ведь должен быть кто-то еще. Не бездельник, но и не тот, кто только мечом размахивать и умеет. Хотя никто не спорит с тем, что землю защищать надо. Но это в тяжелые годины, а для обычной жизни должно быть что-то иное. Недаром ведь и в финале «Тихого Дона», герой возвращается домой, и понимает, что главные ценности в жизни - дом , дети, родители, возможность пахать землю и растить хлеб, любовь, а не ненависть.
Но есть ли он в наших былинах и сказках, такой герой?

А если его нет, то надо придумать, как классик говорил. Только вдруг я взглянула на экран телевизора, где ребенок мультик смотрел , и поняла, что он у нас есть, ничего изобретать не надо. Веселый, задорный ,работящий.

Спит себе на соломе,
Есть за четверых,
Работает за семерых;
До рассвета все у него пляшет,
Лошадь запряжет , полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да и сам облупит.

И все его любят , все без него жить не могут, и попадья, и девица, и малыш.

И впервые можно поверить в то, что такого героя можно любить, и не потому, что он в одно ухо коню влез и в другое красавцем вылез, или только и делал, что ездил на сером волке и мешал тому из всех сил исполнять трудные задачи, им же самим и поставленные. А потому что он все сам умеет делать, никакой работы не боится.

И более того, как мы знаем, герою всегда даются какие-то испытания непосильные. И что же бывает с ним, как он исполняет их? Либо девица - волшебница их бросается исполнять, пока он сидит и печалится, а то и плачет, либо те же волшебные помощники.

И впервые этот герои все делает сам. И не просто делает, но когда скупой поп - создание, над которым чаще всего потешаются и в фольклорных вещах, и у нашего гения, не желает рассчитываться за труд ( ситуация странно знакомая и сегодня, ничего не меняется в нашем мире), то он придумывает самое невероятное испытание - собрать оброк с чертей.

Оно абсурдно и невыполнимо, только рано радуется коварный этот тип, и здесь Балда и старого черта провести может, и молодого чертенка переиграть и заставить заплатить все, что полагается ему.

Его веселые хитрости не знают границ. И не только люди, но и черти подчиняются и готовы служить ему. И бесов становится жаль автору. И называет он его « бедненький бес», который всегда проигрывает, а какой он при этом на экране славный и забавный?

Это как раз то время, когда жили люди с духами в гармонии, умели договариваться, контачили, и вовсе не творили из них чудовищ. Не потому ли и герой сам так хорош, что он свободен от всех условностей, он Мастер в своем деле, все может, и работать, и веселиться, и управляться с бесами, заставляя их сделать то, что ему требуется.
И здесь нет искромсанных тел уничтоженных драконов, нет никакого особенного волшебства, но от этого сказка не кажется менее интересной, скорее наоборот.

А если достается в финале попу, так по справедливости, за жадность наказывается человек, для скупцов у нас четвертый круг ада определен. И не о том ли напоминает ему Балда. Расплачиваться придется, и тут героя никому, ни попу , ни черту провести не удастся.

Но почему мы не видим Балду? Ведь и чудная сказка А.С.Пушкина жива, и сам герой очень симпатичен. На мой взгляд, именно он наиболее близок нам по духу и отношению к миру.

И если бы мы опирались на Пушкинскую гармонию, которой он достиг, если не в жизни, то в творчестве своем точно, если бы литература, да и реальность не пошли по пути Гоголя и Достоевского, то тот русский дух, о котором говорила Ванга, воскрес бы еще в первой половине 19 века в славянских душах.

Кто-то удивленно, а кто-то из исследователей уверенно утверждает, что у Пушкина, в творениях его есть все, там заложены такие программы, которые минуя внуков , уходят к правнукам, и только сегодня становятся понятны, да и то не сразу.

Кто-то из «знатоков» и защитников гения, который в защите не нуждается, пытается доказывать, что слушал сказки няни А.С.Пушкин в детстве. Но ведь любому нормальному человек понятно, что если их и слышал малыш, в доме которого говорила исключительно на французском языке, а родной язык он стал изучать и понимать лет в 7, но если даже и слушал, то вряд ли мог понять их глубинный смысл. Потому что не для детей слагались сказки. Их рассказывали долгими зимними вечерами , собравшись в одной избе. Взрослые пытались вложить и передать в них весь опыт , накопленный веками. В них закладывали и осколки наших мифов, чтобы выжили они и остались с нами.

Именно в Болдинскую осень тридцатилетний поэт напишет брату знаменитую фразу: « вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

По свидетельству няни, он записал сюжеты сказок, которые она ему тихими вечерами рассказывала, как это бывало и прежде. И Гоголь говорил о том, что сказки у него совершенно народные и совершенно русские. И только Жуковскому после смерти поэта удалось опубликовать «Сказку о попе и работнике его Балде» , да и тогда попа он заменил на купца, чего бы не стал делать сам поэт.

Но еще более удивительный перевод у имени этого героя. Оно не носит отрицательного характера, как может показаться нам сегодня.
В Болдино, где и писалась сказка, - балда - это лесная кривулина, толстое корневище, палица, дубина, - так записано в словаре В.И. Даля.

Он вышел из того самого заповедного леса, он корневище (основа) для понимания характера русского человека, тот, кто и удерживает этот мир, и не позволяет ему рухнуть, и всех под свою дудку плясать заставит.

И сам лес, из которого вышел герой- это место, где оставались языческие кумиры, после установления христианства, где в топях болот искал А.Блок наших древних богов.

Еще один код, тайна, завещание поэта нам всем.
Герой должен быть один. И сколько бы мы не искали, лучшего героя, чем его Балда, не найти.

От Руслана, пытавшегося спасти этот мир и спящую княжну, до Елисея, разбившего хрустальный гроб и оживившего мертвую царевну, мы идем к Балде - вечному, веселому, неугомонному русскому мужику, которому ничего не страшно в этой жизни, он все сделает , со всем управится, и укротит с шутками и прибаутками весь мир.

Но почему , обращаясь к сказкам и народным и всем остальным, мы вспоминаем в первую очередь Ивана Царевича и Емелю- это еще одна загадка русской души. Почему тот, кто работает за семерых, может быть поваром, конюхом и плотником, если и привлекает наше внимание, то вовсе не сразу - это очень трудно объяснить.

А ведь какого героя мы выбираем, такова и судьба, так и жизнь идет. Если уж соизволил слезть с печи, то подавай Серого волка,которому по широте душевной можно легко скормить коня, а потом заставить его раздобыть Жар-птицу, коня и девицу. При этом, мешая ему на каждом шагу и совершая один прокол за другим, и более того, когда свои же братья из зависти и прикончат героя, по какой-то необъяснимой логике серый волк и бросится его спасать и воскрешать, но зачем это ему надо -тоже остается загадкой.

И в ответ на все эти « открытия» , кажется, что гений говорит нам сегодня о том, что если нашим героем не станет лентяй легкомысленный, а наконец будет тот, чье имя переводится, как « толстое корневище» , то долго еще нам маяться самим и до смерти загонять и коней, и серых волков и щук придется.

Они, конечно, придут на помощь, а если их по дороге перехватит кто-то другой, что же нам горемычным тогда делать?

Гений знал ответ на этот вопрос, и нам его оставил в своих творениях, только что-то не очень часто мы к ним обращаемся.

Приложение.
Конспект сказки, записанный Пушкиным, на основе которой и появился шедевр:

СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щёлк». Балда дюж и работящ, но срок уж близок, а поп начинает беспокоиться. Жена советует отослать Балду в лес к медведю, будто бы за коровой. Балда идет и приводит мед- ведя в хлев. Поп посылает Балду с чертей оброк сбирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого али малого?» И вылез старый. — Что тебе надо? — «Оброк собираю». — А вот внука я к тебе пришлю с переговорами. — Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить. — Бесенок перепугался. — Тот заплатит попу оброк, кто вот эту лошадь не обнесет три раза вокруг моря. — Бесенок не мог. Балда сел верхом и объехал. «Ах, дедушка! он не только что в охапку, а то между ног обнес лошадь вокруг». Новая выдумка: «Кто прежде обежит около моря?» — «Куда тебе со мной, бесенок? да мой меньшой брат обгонит тебя, не только что я». — А где-то меньшой брат? — У Балды были в мешке два зайца. Он одного пустил, бесенок, запыхавшись, обежал, а Балда гладит уже другого, приговаривая: «Устал ты, бедненький братец, три раза обежал около моря», Бесенок в отчаянье. Третий способ — дед дает ему трость — «Кто выше бросит?» Балда ждет облака, чтоб зашвырнуть ее туда и проч. Принимает оброк в бездонную шапку. Поп, видя Балду, бежит —и берет его в мешке, вместо сухарей — утопляет ночью попадью вместо его — и проч.
Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берется вылечить царевну. С нею ночует — берет о собою орехи железные и старые карты да молоток — знакомого бесенка заставляет грызть железные орехи; играет с ним в щелчки и бьет бесенка молотком. На другую ночь то же. На третью делает куколку на пружинах, у которой рот открывается. «Что такое, Балда?» — Пить хочет — всунь ему стручок-то свой, свою дудочку в рот. Бесенок поймай и высечен и проч.

Обидно то, что все это почти неизвестно даже для фиолологов, и вцепившись в один вариант, мы не хотим размышлять и идти дальше, остановившись на середине пути.
У нас есть и национальная идея и национальный герой, читайте внимательнее и вы в этом тоже убедитесь


Рецензии
Земля - Земеля - Емеля.
Болдино - Болдо - Бордо - генная память крови.
Всё верно.
А если подставить к персонажам Пушкина кавычки, например, "Медведиха" (народ) или "Большая голова"/столица.
А нам таких национальных героев подменили жирным и толстым "Голубем" (РПЦ).

Кстати, в песнях птицы Гамаюн, помнится, было 40 царей с царевичем, 40 князей с кнежевичем... То есть Иван-царевич отнюдь не одинок.
В общем, нам всем пора становиться Большими Читателями великих сказочников...

Задела за живое Ваша тема.
Спасибо.
Анна.

Скиф Признание   01.08.2012 13:05     Заявить о нарушении
Дорогая Анна!
Всегда было как-то странно сознавать, что мы уходим от персонажей знаковых. Хотя ведь в сказках шифровали мифы, чтобы их как-то сохранить...Пушкин очень близко подошел к разгадке, одно Лукоморье чего стоит. Но к сожалению, его остановили, увы, тайна лишь чуть оказалась приоткрытой. Но вот он Балда во всей красе
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   01.08.2012 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.