1 Мастерская реставрации живописи

Артём Киракосов

с т а т ь и  о ф и ц и а л ь н о







МАСТЕРСКАЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ

2006-ой – 2007-ой учебный год стал первым в истории мастерской реставрации живописи, после принятия решения Учёным советом Института (МГАХИ им. В.И.Сурикова) о её открытии. Педагогический коллектив мастерской, находящийся на стадии формирования, на сегодняшний день составляют единомышленники, люди заметные в своей профессии, имеющие специальное реставрационное и искусствоведческое образование, профессиональный и преподавательский опыт работы: Максимова Галина Александровна – заведующая кабинетом технологии живописных материалов, техники и реставрации живописи, Лиснянская Дарья Сергеевна – учебный мастер кабинета и мастерской реставрации живописи, Лукьянов Борис Борисович – педагог технико-технологических исследований произведений живописи и специального фотографирования, Козьмин Александр Александрович – педагог реставрации темперной и масляной живописи, Неретин Александр Александрович – педагог реставрации темперной и масляной живописи, Черняев Евгений Борисович – педагог реставрации монументальной живописи, Кузнецов Юрий Михайлович – педагог реставрации масляной живописи, Киракосов Артём Вильевич – педагог реставрации масляной живописи, исполняющий обязанности руководителя мастерской.

Особенностями обучения в мастерской реставрации МГАХИ им. В.И.Сурикова, на наш взгляд, могут стать равноценные приоритеты обучения в творческих живописных мастерских и в реставрационной мастерской, которая не будет иметь пока свои собственные выделенные классы и педагогов по рисунку, живописи и композиции, занятие по этим дисциплинам у студентов-реставраторов будут проводиться совместно с другими студентами факультета живописи с такими же требованиями ко всем учебным заданиям по этим дисциплинам. Для получения диплома с квалификацией «художник-реставратор» студент должен представить выполненное в мастерской реставрации: отреставрированное произведение живописи, реставрационный паспорт живописного произведения, историко-искусствоведческую справку к нему, копию живописного произведения и авторские живописные произведения, созданные в творческой живописной мастерской.

Мастерская находится на стадии дальнейшего оборудования, оснащения приборами, реставрационными материалами, поиска достойных коллег-единомышленников – педагогов, способных присоединиться к делу, разработки и уточнения учебных программ. Безусловно, многое ещё будет меняться в подходе к учебному процессу, но, пожалуй, нам видится рациональным – использовать главное преимущество МГАХИ им. В.И.Сурикова – его известные творческие живописные мастерские, возглавляемые ведущими художниками, которые примут для обучения рисунку, живописи и композиции в своих стенах и студентов – художников-реставраторов, вследствие чего обучение в живописных творческих мастерских наравне с другими студентами-живописцами должно завершится (наряду с реставрационными работами) и полноценной творческой дипломной живописной авторской работой студента-реставратора.

Кабинетом живописи, педагогами-реставраторами организовано копирование произведений живописи в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, проводятся консультации со всеми студентами факультета живописи по технике живописи и технологии используемых студентами живописных материалов и копируемых произведений.

В первое лето практических занятий студенты-реставраторы работали в монастырях Ярославской области (Толгский и Борисоглебский), осваивая реставрацию темперной и масляной росписи, в Серпуховском художественном музее – реставрацию иконописи, в Архангельском музее-заповеднике – реставрацию масляной живописи, для реставраторов скульптуры была организована практика в Абрамцевском художественно-промышленном колледже. И педагоги и студенты мастерской участвуют в реставрации произведений живописи Астраханского художественного музея, готовящего экспозиции к достойной встрече трёхсотлетия своего города. Во время учебного года идёт работа над произведениями монохромной деревянной скульптуры и иконописи из Вологодского художественного музея и над реставрацией росписей церкви Ильи Пророка под Бором (Москва, ул. Пятницкая д.4/2, стр. 8, конец ХVI-го – начало ХХ-го века). Результатом проведения летней практики стали благодарственные письма и статьи в прессе о работе наших реставрационных групп педагогов и студентов. В этом году к имеющимся объектам планируется реставрационная и живописная практика в Кировском художественном музее, где наших студентов уже готовятся встретить, очень рассчитывая на их труд и участие.

В недавно прошедшей передаче по каналу «ТВЦ» “реставраторы” были объявлены журналистом «вымирающей профессией номер один». Приводились многочисленные примеры, подтверждённые репортажами с разных мест и из различных специализированных учебных заведений. Огромные задачи государственной важности по спасению, сохранению, изучению и популяризации художественного живописного наследия нашей страны, в том числе, конечно, и собственного методического живописного фонда МГАХИ им. В.И.Сурикова, не позволяют согласиться с таким положением дел в нашей профессии.

Отдельное внимание хочется уделить и обучению специальной химии, специальной биологии, микологии, фотографированию, изучению реставрационных материалов, основам и истории музейного дела, изучению навыков подготовки специальной документации различного характера, овладеванию основами риторики, хорошей устной и письменной речи, умению представлять памятник и работу реставратора перед различными комиссиями, участие в различных советах, комиссиях, консультациях по вопросу сохранения, реставрации, упаковки, транспортировки, экспонированию и популяризации памятников живописи. Реставратор, по мнению педагогического коллектива нашей мастерской, должен быть высококультурным и образованным человеком, интеллигентом, на плечи которого ляжет важная функция спасения, сохранения и популяризации богатой живописной культуры нашей страны во всех её уголках. Воспитание, обучение и всесторонняя подготовка такого специалиста – цель педагогического коллектива мастерской реставрации живописи МГАХИ им. В.И.Сурикова.

В настоящее время на четырёх курсах мастерской учатся 16 человек. Первый выпуск специалистов, подготовленных Институтом, должен состояться в 2010 году.


Артём Киракосов. 12 марта 2008 года




Написано для сборника статей Российской Академии Художеств о Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова.
 


Рецензии
Артём, это ответ на слова на твоей авторской странице.
Я тебе очень благодарна за все то, что ты делаешь - фотографии, картины, рассказы, размышления, и делишься этим с нами. И благодарна за твое учительство, наставничество для молодежи, потому что знаю что это всегда дело неблагодарное, что бы ни говорили, но неблагодарное. Ты для меня образец служения. Таких людей немного (в моей жизни). И если я тебя чем-то когда-то обижаю, то это только от усталости, от невнимательности наверное, от легкомыслия.
Артём, просто хочу тебя поддержать, хоть немного.
Обнимаю крепко!

Алиса Вин   06.04.2008 21:46     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо! Буду стараться не огорчать вас...
Поддержку принимаю! Она - вовремя всегда.
А, как ни странно, ЗДЕСЬ всё же - СООБЩЕСТВО ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.
Мне, во всяком случае, кажется, что возможности Интернета - наша навая жизнь, во многом освобождающая от "культурного начальства" "на местах", от которого все мы стонем.
То, что нам интересно то, что мы тут делаем друг для друга, - вдохновляет: это позыв что-то делать дальше.
А как иначе? - Жить "работой"? - на которую мы "ходим"?
Благодарю Тебя за отношение.

Артём Киракосов   06.04.2008 22:05   Заявить о нарушении
ой, вот тут, Артем, не соглашусь, что инет - наша новая жизнь
это одна из сторон нашей жизни
всего лишь

Алиса Вин   06.04.2008 22:08   Заявить о нарушении
не худшая хоть? из сторон... - гляди, какие лица-то вокруг?

Артём Киракосов   07.04.2008 05:08   Заявить о нарушении