Чудесные исцеления по молитвам св. блг. кн. Иулиан

Мы приводим чудесные исцеления, которые записаны в рукописном житии, хранящемся, в Новоторжской соборной церкви, при гробе святой благоверной княгини – мученицы Иулиании Вяземской Новоторжской.

В 1620 году был при Новоторжском соборе протодиакон Иоанн; ему захотелось посмотреть мощи святой. Долго он об этом думал, никому не говоря; наконец решился ради этого всю четыредесятницу постится с особенным усердием и подвигом, и ходил всякий день в церковь. По прошествии четыредесятницы он взошел в церковь один, подошел к тому месту, где был гроб святой, припал и начала копать землю. Вдруг напал на него великий страх; и в тоже время исторгся от гроба святой огонь и начал палить его. Он стал кричать, но никто не слышал крику; он упал на помост церковный, и в расслаблении не мог с места сдвинуться. И слышит он из гроба голос: "не трудись, отец, не разумно. Не следует тебе мое грешное тело видеть, пока Господь Бог не благоволит открыть". И лежал он с полдня до вечера; вечером же пришел пономарь той церкви и увидев, что он лежат на помосте, чрезвычайно удивился, вышел из храма, и рассказал протоиерею с братиею, и тем, кто жил около храма. Собралось множество народа, взошли в храм, и увидели, что он лежат в расслаблении, опаленный огнем. Всех объял ужас. Стали спрашивать его, как он попал в церковь, и зачем? Он рассказал все, что с ним случилось. Когда народ, услышав о таком преславном чуде, дивился. Взяли его из храма, и снесли в дом его, Жена же и дети стали молиться Господу Богу и приходить ко гробу святой; стали плакать о согрешении мужа, как это он дерзнул на такое дело. И назначено было ему быть в расслаблении 2 месяца 3 дни; и потом было ему исцеление от святой, И сделался он здоров по прежнему, и потом служил при соборной церкви много лет.

В 1701 (7209) году февраля 21 дня, на память преподобного отца нашего Тимофея, иже в Символах, жена соборного протоиерея Артемия внезапно заболела: у ней язык повредился, рассудок потерялся, зрение затмилось, - и напала на нее страшная боязливость. От такой болезни долго она страдала. 21 декабря, на память св. мученицы Иулиании, яже в Никомидии, больная дала обет отслужить всенощное бдение благоверной княгине Иулиании, а на другой день литургию, и не только в этот год, но и вперед во все годы. Во исполнение такого обета, было отправлено всенощное бдение а на утро литургия, и молебен с водоосвящением соборно, и по молитвам святой - больная исцелилась. В апреле 1815 года, когда разобран был старый соборный храм, и когда выбирали из земли бутовый камень обнаружился каменный гроб близ того места, где издавна воздвигнута была благоверной княгини Иулиании наружная гробница под балдахином; и потекли потоки чудесных исцелений, "Когда к этому гробу народ с верою и усердием притекал в несчетном множестве,- так сказано в рукописном житии благоверной княгини Иулиании,- то все неизреченную пользу и исцеление получали."

1) Новоторжский мещанин Илларион Иосифович Гречневичников находился в расслаблении год и два месяца; по молитвам к святой исцелился.

2) Мещанка Матрона Кротова мучима была бесом 12 лет; по молитвам к святой исцелилась.

3) Мещанка Агрипина Масленникова, после разрешения от бремени, сделалась больною, она взяла земли от гроба святой и исцелилась.

4) Из пустынной слободы Евдокия Сухорукова мучима была бесом 8 лет, подошла под гроб святой и исцелилась.

5) Мещанский сын Василий Масленников страдал от смертоносной раны; взял земли от гроба святой и исцелился.

6) Мещанка вдова Акилина Демешенкова не владела вследствие паралича, правою рукою; по молитвам к святой исцелилась.

7) Госпожа Анастасия Шишкова пять месяцев страдала ломотою в ногах; по молитвам ко святой исцелилась..

8) Мещанская жена Евдокия Лункова два года находилась в умопомешательстве; подошла под гроб святой и исцелилась.

9) Купецкий сын Василий Овсяников пять лет страдал горячкою; взял земли от гроба святой и исцелился.

10) Купеческая дочь Феврония 10 лет страдала золотухой; взяла земли от гроба святой, и исцелилась.

11) Мещанский сын Ефрем Скурлов четыре года страдал, внутреннею болезнью; подошел под гроб святой, и исцелился.

12) Сын мещанина Ивана Головина Иоанн страдал от паралича взял земли от гроба святой, исцелился.

13) Купеческий сын Иоанн Свечников четыре месяца находился в умопомешательстве; подошел под гроб святой, и исцелился.

14) Купец Алексей Масленников страдал болью в ногах; по молитвам ко святой исцелился.

15) Мещанин Кодрат Шурухин 16 лет страдал внутреннею болезнью; взял земли от гроба святой, и исцелился.

16) Внучка ямщика Иоанна Пожарскаго пять месяцев страдала золотухою; взяла земли от гроба святой, и исцелилась.

17) Мещанка Наталья Демешенкова 7 лет одержима была бесом; подошла под гроб святой, и исцелилась.

18) Девица Евфросинья Чупраева страдала от сыпи во рту и на устах, по молитвам ко святой исцелилась.

19) Купец Илларион Маслеников одержим был болью в ногах; по молитвами ко святой исцелился.

20) Жена этого Иллариона пять месяцев страдала тоже болью в ногах и умопомешательством; по молитвам к святой исцелилась.

21) Купец Михей Иванов Мельников 11 лет был бесноватым; подошел под гроб святой, и исцелился.

22) Дочь Кирилла Павлова Судакова чахла внутренне 7 лет; взяла земли от гроба святой, и исцелилась.

23) Мещанин Никита Романов Оксенов 12 лет страдал внутренне; подошел под гроб святой, и исцелился.

24) Крестьянка деревни, Брачкова Евфросинья была бесноватою 20 лет; подошла под гроб святой, и исцелилась.

25) Крестьянка села Архангельского Екатерина 20 лет от паралича была безумною и немою; у гроба святой проговорила.

26) Аглицкая помещица Анна Иоаннова три года находилась в умопомешательстве и падучей болезни; по молитвам ко святой исцелилась.

27) Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Никанор постигнут был лихорадкою; по молитвам ко святой исцелился.

28) Мещанин Никита Васильев Бынев одержим был тяжким недутом; по молитвам ко святой исцелился.

Всего засвидетельствовано 53 исцеления.

Все эти исцеления в таком точно виде, как мы их здесь привели, записаны в рукописное житие, св. княгини Иулиании, хранящееся в Новоторжском соборному храме. Но мы приведем еще несколько сказаний о чудесных исцелениях от св. благоверной княгини Иулиании, находящихся в одном из дел архива консисторского.

Блаженныя памяти достопочтенный отец протоиерей Ржевского собора Матфей А. Константиновский, пользовавшийся глубоким уважением за свою благочестную жизнь, не только от граждан города Ржева,— православных и раскольников, - но и от многих лиц светских в С-Петербурге и Москве, рассказывал о себе следующее, был я еще диаконом в селе, у меня сильно болело в груди. Отправился в Торжок посоветоваться с врачом. Врач нашел, что у меня чахотка, и советовал остаться в Торжке. У сельского дьякона какие же средства? Нужно нанять квартиру, нужно на лекарства, лекаря поблагодарить; — не из чего было. Делать нечего; отправился домой, но с уверенностью, что Господь, если нужна еще моя жизнь, или пошлет средства, или сами поможет. Дома боль в груди, особенно к весне, становилась все сильнее; стал чувствовать одышку; сил становилось все менее. Весной опять поехал в Торжок. Лекарь, с которым я советовался прежде, нашел болезнь мою в сильном развили, что едва ли удастся помочь, если бы я и остался в городе. Пришел на квартиру; грустно мне стало; - очень грустно. В то время в Торжке уже все говорили о благоверной Иулиании, что при разборке старого собора нашли гробницу Ея, что на месте, где стояла гробница, открылся ключ; все берут воду, и многих исцеляет. Радостно осветила меня мысль, не готовит ли Господь в этой воде и мне своей помощи. Помолился я Богу, и пошел к собору. Было к вечеру; народу очень много; и все старались достать водицы. По молитвами благоверной, и я протеснился к тому месту; гляжу, — а водицы нет; одна только жидкая грязь. В углубление земли, где стояла гробница, вода по причине весны, натекала сверху, а ключа тут не было; за ночь водицы не сочится, а за день всю разберут; - много было верующих! Призвал я на помощь святую мученицу, зачерпнул горстью этой грязи, и со всею верою, какая была у меня, выпил. - "Как? Грязь-то?" Спросил один из слушавших о. Матвея. Вы этим могли больше расстроить свое здоровье». - Вот, видите ли, - нет; я тогда тотчас же почувствовал свежесть в груди. Господь брением исцелил очи слепорожденному; брением и меня, по молитвами благоверной Иулиании, исцелил от чахотки. Вот уже 50 лет мне теперь; а слава Богу, я никогда после того не чувствовал боли в груди. Этот рассказ пересдан Новоторжским соборным священником Федором Образцовым, двукратно слышавшим его из уст самого отца Матвея. Хорошо бы было, прибавлял о. Матвей, если бы Господь послал человека, который бы похлопотал, чтобы гробницу благоверной внести в собор; а под собором, где теперь стоит, тесно. О другом исцелении от св. благоверной Иулиании я слышал от Ржевской купчихи Зетиловой,- писал в 1865 году тот же Новоторжский священник Образцов; - отправившись еще из семинарии в начале 50-х годов на праздник Рождества Христова на родину, в 25 верстах от Ржева, на постоялом дворе я увидел Зетилову. При обыкновенных расспросах, куда и откуда кто идёт, Зетилова сказала: "А я из Торжка иду; ездила туда на праздник благоверной Иулиании; я дала обещание, пока жива буду, ездить каждый год два раза; ко второму июня и 21-му декабря, в эти дни празднуется память благоверной. Она мне сына Петра исцелила: Не знаю от чего он помешался в уме; даже не узнавал. Все лекаря лечили его во Ржеве; - лучше не было. Возила его в Москву; - и там не помогли. Года два я с ними маялась; добрые люди посоветовали съездить в Торжок помолиться Иулиании благоверной. Поехала я с ним; помолилась св. угоднице; поплакала пред ней потом посоветовала сыну подлезть под гробницу ее. Как только вышел из под гробницы, я заметила, что глаза его прояснели; и не выходя ещё из-под собора, он назвал меня матерью; и с того времени живет в полном уме. Пока Господь подкрепит Меня,- прибавила старушка, не забуду своего обещания.

Исцеление князя Алексея Долгорукова.

Вот как он сам писал: "Я, Алексей Долгорукий, 51 года, занемог накануне ангела своего; меня сгорбило всего; жар, сильная дрожь, рвота, головная боль. Я просил Новоторжского собора священника о. Образцова принести от гробницы образ святой благоверной Иулиании и отслужить молебен по исполнении коего, я заснул; и через два часа встал совершенно здоровым; чему свидетели, кроме помянутого священника, старец от гроба и пономарь; и до 20 человек посторонних." Кн. Долгорукий, вместе с дочерью своею, подавал об этом исцелении бумагу в Св. Синод на Высочайшее имя в 1865 г.

Исцеление новоторжской мещанки Марии Степановны Лавровой в 1856 году. "Лет за 26 до 1856 г. будучи за мужем эта мещанка была испорчена; - не узнавала ни своего города, ни детей, ни родных и никого из знакомых, бегала по улице иногда во всем безобразии; ей казалось, что она в чужому городе; - отвращалась святыни и не могла креститься. В этом состоянии однажды мысленно, - во глубине души,- молилась она неотступно св. благоверной княгине Иулиании. Когда же она слезно молилась угоднице (мысленно) около полуночи, и едва забылась, - является к ней в то время постоянно служившая при мощах вдова, именем Стефанида,- (тогда все знали ее, ныне по смерти ея многие помнят), и говорит: "молись, молись благоверной; она тебе свой город покажет". Очнувшись никого не видала. Потом слезно помолясь святой, как бы заснула и увидала, что из головы, ея выполз змей. Тут же получила возможность перекреститься; заснула крепко, и спала до самого утра. Поутру, сама встала и всех детей, и родных стала спознавать. Помолясь, же пред мощами благоверной в тот же день, она уже; не чувствовала никакой более порчи в себе". Так написал об этом исцелении священник Новоторжской Знаменской церкви Евфимий Григорьев в 1865 г. мая 1 дня. Эта запись хранится в деле консистории.

Исцеление г. Азарьевой. "За 17 лет пред сим; - говорила сама Азарьева одному из соборных священников, я страдала тяжкою болезнию, и притом была беременна вот этою самою дочерью" - тут она указала на стоявшую около нее дочь." Врачи употребляли все усилия к облегчению моей болезни; но мне от того никакой пользы не было; так что признали меня безнадежною к выздоровлению. Вот в этом скорбном положении своем, когда я заснула, является ко мне старец,- приближается ко мне, и называет себя лекарем. Я обратилась к нему с прошением: чем бы мне помочь в моей безнадежной болезни? Но явившийся сказал: тебе не нужно никаких лекарств; обещайся только посещать в городе Торжке соборный храм и молиться св. благоверной княгине Иулиании, тогда ты получишь исцеление и благополучно разрешишься от бремени дочерью. Советую тебе каждогодно исполнять мною сказанное; тогда дочь твоя будет расти в добром здравии. А если не исполнишь моего совета; то дочь твоя, не достигнет 16 лет, умрет. - После такого рассказа г. Азарьева присовокупила: теперь дочери моей уже 17 лет; и я уже насчет ея спокойна. При этом она просила соборного священника отслужить и теперь молебен св. благоверной Иулиании, и еще в продолжении года отслужить два молебна во дни празднования Иулиании и одну всенощную; и при этом сделав значительное пожертвование на украшение часовни, в которой почивают мощи благоверной.

Исцеление сына священника Михаило-Архангельской церкви. Нынешний достопочтенный протоиерей Новотожского собора Платон Родионович Вравчинский 80-летний старец рассказывал нам, что и он был свидетелем чудесного исцеления от св. благоверной княгини Иулиании. У священника Михаило-Архангельской церкви в Торжке был болен сын каменною болезнью. И по молитвам ко святой исцелился.

Все эти сказания ясно показывают, что чудесные исцеления от гроба св. благоверной княгини Иулиании не прекращаются, по благодати Господа и по вере молящихся и до ныне. Дивен Бог во святых своих Поразительный случай. По приезде своем, в начале прошлого августа текущего года из Киева в родное село Р-ской губернии, Д-скаго уезда, я был удивлен и глубоко заинтересован оживленными рассказами моих земляков о недавно происшедшем в нашем захолустье необыкновенно замечательном случае. Случай этот из тех, в настоящее время редких, или же мало и редко примечаемых событий, которые на языке нашего материально-опытного века именуются, обыкновенно «странным случаем», «непонятным явлением», но которые, - по существу своему, - принадлежат к особому разряду чрезвычайных явлений духовно-нравственного порядка, которым настоящее имя - чудо ... Этот случай глубоко поразил мой родной провинциальный утолок и долго держал всех в каком-то благоговейном страхе, подчинив себе все местные интересы и всю злобу рабочего страднаго времени... О нем одинаково живо и благоговейно, с тем же раздумьем трактовали у нас, и простой не суемудрствующий народ наш, и образованная интеллигенция, в большом числе приезжающая сюда из теплых столичных зимних гнезд на летнюю дачную прохладу.

В первых числах июля текущего 1838 г. у одного сельского священника о. Д. М. в одну ночь, внезапно, без всякой видимой внешней причины, онемела дочь, девица М — я, И спустя несколько времени (одной недели), христианский знал много ученейших мужей, в роде Ария, Македония, Диоскора, Юлиана и других, которые без истинной веры во Христа, сами погибли и много погубили других, от своих лжеумствований.
Так, христиане, если в воспитании детей наших будет обращаемо внимание не на одно умственное развитие, но особенно на религиозно-нравственное, и если оно будет ведено в духе веры и любви, то можем надеяться, что подобное воспитание сделает детей и умственно развитыми, и нравственно совершенными христианами, полезными себе и обществу, недостойными наследниками вечной жизни. В противном случае, без веры во Христа, и высшее образование останется безплодным, и породит тех нравственных уродов, которые к стыду нашего времени смеются над верой и благочестием, не стыдятся заявлять о себе в гнусных поступках и преступлениях, смотреть на жизнь свою, не как на дар Божий, а как на тяжелую ношу, которую уничтожить готовы при первой невзгоде. Аминь.

Кафедрального собора священник Афанасий Рагузин.

О часовне в которой находится гробница св. благоверной княгини Иулиании.
Первоначально стояла внутри старого собора гробница с образом св. бл. Княгини Иулиании над тем, по преданию предков, местом, где погребено было её тело; но самый гроб не был еще открыт и подлинно неизвестно еще было, где он находился.

В 1811 году старый соборный храм во имя Преображения Господня с приделом Муромской Божией Матери пришел в такую ветхость, что грозил неминуемым разрушением, и совершать службу Божию в нем было с часу на час опасное. По этому протоиерей Георгий явясь с братиею собора и жителями города Торжка просили тогдашнего преосвященного Мефодия дозволить им ветхий собор разобрать и на место его построить новый во имя Преображения Господня с приделом Пр. Богородицы Одигитрии и благоверной княгини Иулиании; и строителем собора просили быть настоятеля Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрита Никанора. Преосв. Мефодий 16-го февр. 1812 г. дозволил строить собор, и приказал выдать храмозданную грамоту. В марте месяце 1815 года при разобрании старого собора обнаружен был каменный гроб в недальнем расстоянии от того места, где находилась рака св. мученицы княгини Иулиании; гроб этот тайно, в ночное время, был освидетельствован ар-химандритом Никанором, соборным Новоторжским протоиереем и двумя священниками, и городничими, при самом малом стечении народа. И по освидетельствовании архимандрит предложил зарыть этот гроб землею — на том же месте, где он был найден. Но так как место это приходилось именно там, где по распланированию должна была быть южная стена собора, и при копании для этой стены рва, гроб был опять обнаружен, то за невозможностью перенести его куда-нибудь далее, по неотступной просьбе граждан и потому, что гроб сей находился несколько столетий внутри прежнего собора,— сделан был для гроба при той южной стене внутри же имевшего быть собора каменный склеп, в который и был переставлен гроб и закладен наглухо.
В таком склепе каменный гроб с честными останками благоверной княгини Иулиании находился до 1820 года, как говорит местное предание, высокопреосвященный Филарет, бывший тогда архиепископом Тверскими и Кашинским, и впоследствии знаменитым митрополитом Московским, благословил сделать из собора ход в этот склеп, устроить там часовню; при этом самый гроб был вынут из земли, обложен досчатым окладом, утвержденным в четырех деревянных столбах, на которых утверждена была досчатая же сень, а поверх гробницы для прикладывания молящимся возложена была во всю длину гробницы икона св. благоверной княгини Иулиании. Через это открылась возможность многим верующим помолиться у гроба св. благоверной княгини и приложиться к св. иконе её.

Между тем чудесные исцеления от св. благоверной княгини Иулиании продолжались и народ все более и боле собирался к её гробу. Тесный,сырой, темный склеп был весьма неудобен при таком стечении народа. От сырости склепка в местах утверждения свои ослабляй, и столбы от схватывания за них и сильного упора в них во время прикладывания простого народа, особенно во дни празднования благоверной Иулиании, когда бывает большое стечение молящихся, расшатались, так что необходимость заставляла всю эту работу перебрать и переклеить; иначе могло случиться какое-нибудь несчастье. По этому в 1874 г. (севр, 6) соборный протоиерей с церковным старостою просили преосв. Филофея дозволить им на средства церковного старосты, гробницу обложить новым металлическим вызолоченным окладом. Владыка разрешил, и в 1874 г. ноября 27-го новая гробница и синь были готовы.

В настоящее время вход в пещеру устроен с лицевой западной стороны; в пещере днем с трех сторон светит всегда удовлетворительный и достаточный свет для приходящих поклонников и чтителей святынь; пещера просторная и вместительная, имеющая в длину 11 сажень, в ширину 8 саж., и в вышину 4 аршина. Среди этой пещеры на несколько возвышенном мест (на 10 вершков выше пола) покоятся в каменном гробе останки св. благоверной княгини Иулиании. Православные чтители свободно подходят под мощи, чувствуя себя как бы соосененными благодатью св. Духа, живущего в телесах святых. Гроб находится в металлической позлащенной рака или гробницы, и покоится на четырех резных вызолоченных колоннах, под украшенными балдахином, вполне приличном и достойном сему святому месту. На всех четырех сторонах раки или гробницы в крупных литых литтерах находится следующие надписи: с лицевой стороны дивен Бог во святых своих»; с правой боковой: аще страждете правды ради, блажени есте»; с левой боковой: телеса ваша храм живущаго в вас святаго духа суть»; с западной стороны: блажени чистии сердцем». На этой же стороне раки по златописному фону выбита следующая надпись: "святая благоверная княгиня Иулиания, супруга князя Вяземского Симеона Мстиславича, за целомудрие пострада и с супругом своими в лето 1406. Год же, в коем Ея честные мощи обретены, в лето 1815 апреля 1 дня; и поставиша зде празднование Ея июня 2-го дня". Сверху гроба и самой раки во всю длину живописное изображение св. княгини Иулиании в серебро-позлащенной ризе, где постоянно горят неугасимые лампады. У главы гробницы сделано не большое в раке отверстие, чрез которое верующие могут прикладываться к самому гробу. Здесь под сводами пещеры в уединенной тишине, вдали от суеты мирской они во все часы дня, от раннего утра до поздней ночи, возносят свои усердные и тёплые молитвы к благоверной княгине — мученице; а вверху над пещерою на устроенном во имя Ея престола приносится безкровная жертва за грехи всего мира подобно тому, как в первые времена христианства приносилась она над гробами св. мучеников.

02/15 ИЮНЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНОЙ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ, КНЯГИНИ ВЯЗЕМСКОЙ, НОВОТОРЖСКОЙ (1819 г.)

Св. благоверная княгиня Иулиания! Молися Христу Богу о всех нас, верою и любовно страдания Твоя почитающих.


Рецензии