Духовная связь времен

15 ИЮНЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНОЙ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ, КНЯГИНИ ВЯЗЕМСКОЙ, НОВОТОРЖСКОЙ (1819 г.)


Духовная связь времен. Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Священномученик Александр (Вершинский).

В ноябре 2007 года по благословению отца Александра ко мне обратилась Елена Белинская она просила помочь в редакции и изготовлении брошюры «Духовная связь времен. Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Священномученик Александр (Вершинский)».

В настоящее время идет сбор средств на издание брошюры и ее подготовка к печати.

В Преображенском соборе города Торжка Тверской губернии долгое время под спудом почивали святые мощи Благоверной княгини мученицы Иулиании Вяземской Новоторжской (XV в.). В 1931 году храм был закрыт. Последним настоятелем собора был митрофорный благочинный протоиерей о. Александр Вершинский.

В годы репрессий, когда закрывались храмы и изымались святые мощи, о. Александр «для усиления веры и числа верующих» получил разрешение церковной и гражданской власти на перенесение мощей благоверной княгини Иулиании. Подняв сокрытые в подвале мощи святой мученицы Иулиании в собор на всеобщее поклонение, о. Александр вскоре сам принял мученический венец. В 1937 году он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский причислен к лику святых.




Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская

В нынешнее время, когда супружеская верность многими легкомысленно нарушается, и когда мужам и женам христианским представляется множество соблазнов и искушений от людей сластолюбивых, - поучительно иметь перед очами прекрасный пример и образец непоколебимой супружеской верности; - и душеполезно повествование о мученической кончине благоверной княгини Иулиании, положившей жизнь свою за сохранение чистоты и непорочности супружеской.

Иулиания была дочь благочестивых и знатных родителей; отец ее Максим Данилович Гостомыслов, принадлежал числу великокняжеских бояр и новгородцами был поставлен наместником в городе Торжке; но там в 1391 году был убит за приверженность его к Великому князю московскому Василию Дмитриевичу. Супруга его Мария Никитишна не могла пережить смерти своего мужа и через несколько месяцев после его убиения от тоски и горя предала дух свой Богу.

Умирая, она поручила четырёхлетнюю дочь свою Иулианию, брату своего мужа Феодору Даниловичу, который и заступил для малютки место отца и воспитал ее в духе истинного благочестия. Оставшись сиротою, и с возрастом всё более и более понимая своё беспомощное положение, Иулиания всецело предала и себя и всю жизнь свою премудрому и всещедрому Богу. Возрастая в страхе Божием и благочестии, она в то же время со дня на день становилась прекраснее и благообразнее и по наружности.

Достигнув законного возраста она сделалась супругою Симеона Мстиславовича князя Вяземского, мужа кроткого богобоязненного человеколюбивого, бывшего в удельной зависимости от князя смоленского. Жизнь благочестивых супругов протекала мирно и тихо, во взаимной любви и согласии. Телесная красота княгини Иулиании сияла во всём блеске; и вместе с тем душевные её совершенства возвышали её перед всеми и пленяли сердца всех.

В то время (1386-1405) смоленским князем был Юрий Святославич, муж, хотя и храбрый, но беспокойный, властолюбивый, постоянно враждовавший и воевавший со своими соседями, и в высшей степени сластолюбивый. Литовский князь Витов, с которым чаще других приходилось ему воевать, взяв в 1404 году, после упорного и кровопролитного сражения, город Смоленск, супругу князя Юрия отправил в Литву, а самого его выгнал из его владений. Юрий бежал в Новгород; его плачевную судьбу разделил с ним и верно служивший ему князь вяземский Симеон Мстиславич со своею супругою. Из Новгорода изгнанники отправились в Москву просить себе покровительства и защиты у Великого князя московского Василия Дмитриевича, брат которого женат был на дочери несчастного смоленского князя Юрия.

Великий князь Московский, движимый состраданием, дал им приют в своих владениях на две половины; в одной управлял Юрий Святославич, в другой - Симеон Мстиславич. Великая дружба сначала соединяла двух князей; радости, и назначил им во владение город Торжок. Город для этого был разделён и горе - всё было пополам; впрочем, и при этой самой тесной дружбе, князь Симеон не забывал своих отношений к Юрию; он во всём отдавал ему преимущество; во всём служил ему верою и правдою. Супруга его Иулиания, всегда ласковая и добрая, всегда гостеприимная и почтительная, ещё более скрепляла эту дружбу. Красота её телесная и душевная сияла теперь во всей силе и блеске; Иулиания почитала себя на верху счастия и блаженства.

Но диавол, исконный враг рода человеческого и завистник всякого добра, решился поставить ковы целомудренной и непорочной княгине Иулиании, и через то разрушить мир и счастье семейное. Он напустил на неё князя Юрия, и вложил в сердце его непреодолимое желание обольстить её и завладеть ею. Разжигаемый скверною плотской похотию, он не раз хотел осквернить её, но целомудренная княгиня умела избегать его козней. Однажды он приказал насильно, "яко власть господскую имея над нею", взять её к себе. Но благоверная княгиня и теперь никак не хотела решиться на такое беззаконие и непоколебимо сохраняла своё целомудрие. То мольбами, то увещеваниями, то праведным гневом своим вразумляла несчастного сластолюбца и желала отклонить его от преступления: "Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься, - говорила она ему, - не быть никогда такому позорному делу Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, нежели сделать такое преступление. И если ты, господин мой, не оставишь своего безумного замысла, - я израню тебя".

Но такие речи не только не вразумляли сластолюбца, но только более и более разжигали его преступную душу. Юрий в неистовом похотении приступал к ней сильнее и сильнее желая, во чтобы то ни стало овладеть ею; она всячески сопротивлялась ему и наконец, не видя никакой возможности отбиться от него, схватила нож и ударила его в плечо, остолбенел рассвирепевший от сластолюбия князь: ему и досадно было, и стыдно, но в тоже время в нем кипела и злость и мерзкая похоть. Эта женщина, столь немощная и беззащитная, была тверда и непоколебима, как адамант она видимо ускользала от него.

Он грозил ей смертию, а она на эти угрозы не обращала ни малейшего внимания; и готова была лучше умереть, нежели сотворить с ним такое беззаконие. В эту минуту является муж благоверной княгини Иулиании, ничего не знавший, ничего не подозревавший. Обезумленный от ярости Юрий бросился на несчастного ни в чем неповинного верного своего слугу и друга и убил его своими руками; а самой княгине Иулиании велел отсечь руки и ноги и бросить ее в Тверцу; что и было исполнено.

Так пострадали от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её они венчались своею непорочною кровию, и отошли ко Господу, чтобы восприять венец мученический. Они получили вместо малой временной здешней жизни - жизнь вечную и царство небесное. Так оканчивается рукописное житие святой благоверной княгини Иулиании, хранящейся в Новоторжском соборе.

Спустя несколько времени (весной) один расслабленный шел по берегу реки Тверцы и заметил тело, плывшее против речных быстрин; увидав такое чудо, он пришел в великий ужас, и стоял на том месте в изумлении;- и слышит он голос от тела того: человек Божий! Иди нисколько не боясь никого в город Торжок, и возвести протоиерею соборной церкви с братиею, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли в соборной церкви на правой стороне у полуденных дверей.

Тот человек тотчас с поспешностью пошел в город, и рассказал все, что он видел, и слышал. Соборный протоиерей много дивился этому с братиею; и поверив рассказу отправился с множеством народу на то место, где человек тот заметил святое тело; и когда пришли, увидели, что оно по-прежнему плывет в воде. С честию взяли они то святое тело, принесли в город, положили в каменный гроб и похоронили со псалмами и песнями духовными в соборной церкви настом самому месте, где повелела святая. В то время много было исцелений для верующих.

Несчастный Юрий, мучимый совестью, бросил свои владения; сначала убежал в Орду, потом скитался тайно в степях; искал себе убежища у тестя своего Олега Рязанского, наконец из чувства раскаяния поступил в Веневскую пустынь и так скончался простым иноком 13 сентября 1407 года.


Рецензии
Если бы сегодняшним молодоженам повсеместно рассказывать эту историю верности и преданности в супружестве, Лизонька. Так мало теперь примеров, оправдания обычно одинаковы: "Не мы одни такие", - ну или как-то похоже. А вообще-то примеров достойного супружества много! Надо только учить молодежь читать их. Помоги, Господи.
Спасибо, Лизонька.
Обнимаю тебя

Ольга Суздальская   05.01.2016 22:49     Заявить о нарушении
С праздником!

Елизавета Басова   08.01.2016 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.