Часть 9-я

Удивительная ограниченность научно-позитивистского (или просто позитивистского) ума — как немцы планировали свои блицкриги, окружения, клещи (навязчивая идея повторить Ганнибаловы Канны, одной битвой решить исход кампании, а этого даже Ганнибалу не удалось — выиграв блистательно битву, выиграть и войну), а получили две мировые войны и разгром в них.

* * *

В советское время был наконец-то осуществлён и в России стержневой принцип западного феодализма — вассал моего вассала не мой вассал — чисто номенклатурный принцип.

* * *

Раньше у нас были помпадуры и помпадурши, а теперь — компрадоры и компрадорши.

Москва — город компрадоров. Нет ничего противнее русскому духу, чем дух нынешней российской столицы, русской только по названию.

* * *

Стремятся научить народ зарабатывать деньги... для других.

* * *

Heснocнo-фальшиво-деланнaя, точно приклеенная, вменённая в ежедневную повинность — а иначе как же! общество отторгнет — американская улыбка — символ американского образа жизни, а точнее, трусливого бегства, отгораживания от жизни, её суровых реалий и трагизма, — пытаются заклясть Судьбу, делают вид, что всё хорошо; может быть, и на самом деле всё сложится по видимости, удастся направить Судьбу по изображаемому.

* * *

Американцы верят в Бога и цепляются за жизнь, как самые закоренелые безбожники.

* * *

Как американцы верят в Бога! И как они стремятся отдалить миг встречи с Ним!

* * *

Трудно отыскать что-либо лживее средних цифр, средних цен, средних зарплат...

* * *

Ещё одна примета нашего времени — бесстыдство, отсутствие чувства стыда, особенно наверху.

* * *

Если горе русского человека — от ума, то горе самой России — от её имперских столиц, помешанных на подражании заграничному: первой, северной, — французскому и немецкому, и второй, советской, свихнувшейся от любви — неразделённой, правда, — ко всему американскому.

Столица, интеллектуальный и волевой центр страны, в России была и остаётся несколько помешанной — от этого и её, России, многие беды.

* * *

Россия — самодостаточная цивилизация, и всё бездумно заёмное ей только во вред (уж во всяком случае — не на пользу). Только и знала, горемычная, что обезвреживала то одну, то другую заразу, что ей попеременно прививали.

* * *

Старых друзей потеряли, новых не приобрели. Это Россия.

* * *

Бог избавил Россию от друзей, а врагов меньше не стало.

* * *

Солженицын. Прежде всего учитель (школьный), хороший, красноречивый, добросовестный, порою убедительный, но не более. Мастер излагать банальности, раскрывать секреты Полишинеля. Просветитель, публицист. Но отнюдь не пророк, как Достоевский, или мыслитель, художник и ересиарх, как Толстой. Это наш Бомарше — с тем же самым влиянием и значением.

* * *

Когда было выгодно — правду о Гулаге замалчивали; когда стало выгодно — дали команду разоблачать. И «разоблачили». И весь «Архипелаг».

* * *

Самая невыносимая пытка для безголовых — пытка свободным временем. Два бича для них — свободное время и бессонница. Досуг для них — всего лишь безделье, а оно сводит их с ума — от отсутствия оного. Чтобы избегнуть этой кары, они вынуждены изнурять себя бессмысленной беготнёй до упада, работой до умопомрачения, одурять водкой до беспамятства. Для них и самоё жизнь — не дар, а наказание, и, не зная, как скоротать и на что дельное употребить, её не проживают, а проматывают, прожигают напропалую.

* * *

Одни работают, чтобы жить, а другие живут, чтобы работать.

* * *

Немногие ищут выход (попав в затруднительное положение), большинству же требуется готовое решение.

* * *

В школе много узнают, но мало познают. Много изучают, но мало воспринимают. И главное — сколько ненужных предметов и вещей. Какая безумная трата времени на изучение и запоминание никчёмных вещей.

* * *

От безверия, космополитизма, западничества и либерализма к почвенничеству, патриотизму, государственности и православию — привычно-тернистый путь русского человека и гражданина.

* * *

Кто много веселится в молодости, тот много плачет в старости — у разбитого корыта.

* * *

Ты беден, не преуспел... — А вы можете представить Христа банкиром?

* * *

Человек не должен быть счастлив (в этой, земной жизни), иначе он не будет счастлив никогда.

Ошибки учат, отрицательный опыт учит. Лучшая страна-школа в этом смысле — Россия. Худшая — Америка. Кто хочет чему-то в жизни научиться, постичь её смысл потаённый, должен быть благодарен Судьбе, что родился в России. Догадал меня Бог родиться в России...

* * *

Отрицательный опыт — положительный.

* * *

Мировая история европоцентрична, потому что христианоцентрична.

* * *

Времена меняются, а человек, со времён кроманьонца, — ни на йоту. И если нам кажется, что мы изменились, то это значит, что отчётливее проявилась наша неизменная сущность.

* * *

Наполеон и Кутузов — Ганнибал и Кунктатор, ещё один эпизод нашей античной истории.

* * *

Верный признак свободы — сатира умерла. Юмор же бессмертен.

* * *

Небытие не должно нас страшить, потому что небытия нет — есть инобытие.

* * *

В былые времена писатель разрывал, разбрасывал себя, тщательно маскируя, дробил на множество персонажей, а теперь навешивают на себя всех собак — это, дескать, я, Эдичка.

* * *

Родовая черта Советской власти — наплевательское отношение к человеку, ненависть к личности. Русскому человеку было неудобно в ней жить — потому-то она и рухнула: некому оказалось, когда понадобилось, её защитить. Везде рядового человека унижали, всё его вообще унижало — ешё и отсюда поголовное, повальное пьянство — саботаж, забастовка по-русски, наша национальная форма протеста.

* * *

История советской литературы — это история графомании во всей её красе.

* * *

Американцы слишком серьёзно относятся к земной жизни, к земным ролям и целям. Как будто действительно важно быть, стать хорошим футболистом, продавцом, шофёром.

Русские же относятся ко всему земному, и прежде всего к своему здоровью, слишком наплевательски. И потому в земных делах у нас всё не так уж хорошо.

* * *

Как легко сбиться, как легко растеряться, соблазниться, позволить погасить свечу.

* * *

Человек ведь не для того рождается, чтобы стать хорошим шофёром или плотником, а американцы именно к тому ведут дело, именно в этом видят назначение человека — в том, чтобы он стал хорошим специалистом, хорошим, беспрекословно послушным муравьём в отлично устроенном муравейнике. В современном американском обществе от муравьиной кучи больше, чем было в советском коммунизме.

* * *

Важный недостаток русского человека (вполне, впрочем, устранимый) — отсутствие чувства собственного достоинства.

Важная черта, которая тоже нечасто встречается — порядочность. Хотя задатки, несомненно, есть — ведь почти детская доверчивость, которой отличается и даже страдает русский человек, как раз и есть оборотная сторона порядочности.

* * *

Бывают лишённые такта умники, но тактичных глупцов не бывает.

* * *

Тактичность есть вежливость ума.

* * *

Такт — вот что делает человеческое общежитие возможным и даже сносным.

* * *

Такт — это искусство быть на равных со всеми, не унижаясь и не унижая.

* * *

Из двух умных умнее тот, кто тактичнее.

* * *

Автомобиль — удобная обуза.

* * *

Насильник, скандалист, наглец, хам — всегда слабак и в душе трус. Агрессивность — оборотная сторона трусости. Сильный же сдержан и максимально уступчив. Что нередко принимают за слабость и лезут на рожон.

* * *

Рукодельники, мастеровые, ремесленники — почти всегда жаворонки, пташки ранние, а умники, головастики — сони, совы, птицы ночные, поздние.

* * *

Самое главное сейчас — не замараться.

* * *

Если эпоха коммунистического Средневековья, Советская эпоха была эпохой романтизма, то нынешняя, либерально-буржуазная, постсоветская — эпоха трезвого расчёта, чистогана, выгоды, эпоха пошлой расчётливости и циничной трезвости.

* * *

Христианство — в любых обстоятельствах человек может спастись: всё зависит от самого человека.

* * *

Политиков (скорее, политиканов) хоть пруд пруди — государственных мужей что-то не видно.

* * *

Американцы любят, холят тело, жалеют о нём, а нужно не любить его, чтобы с радостью расстаться с ним, когда придёт время, как с ненужной, вовремя отмершей, отпавшей оболочкой.

* * *

Им есть что терять в этой жизни, земное их намертво держит — вот в чём дело.

* * *

Патриот — желающий блага своей стране и ставящий его выше собственного. Националист — желающий блага своему народу и ставящий его благо выше собственного. И ничего больше. Всё остальное — от лукавого.

* * *

Сознательный член общества и есть гражданин, а общество, состоящее из граждан, и есть гражданское общество. В сущности нация — это гражданское общество. В России оно только начинает формироваться.

* * *

«Перестройка» была советской «эпохой Просвещения». «Просвещения» народа в духе либерально-космополитических «общечеловеческих» ценностей. А сейчас в России эпоха Русского Возрождения — истинного просвещения народа в духе национально-православных русских духовных ценностей.

И так же, как в эпоху западноевропейского Возрождения было введено в оборот всё уцелевшее культурное наследие античности, так и ныне в России вводится постепенно в оборот достояние основной, важнейшей и главнейшей части античной русской культуры, что с полным правом позволяет говорить о Русском Возрождении.

* * *

Итак, сначала у нас была эпоха либерального Просвещения, а теперь у нас на дворе эпоха Русского Возрождения.

* * *

Сократ был великий мозгоправ (может быть, самый великий), самая яркая и крупная личность античности. Смертный, а как близко подошёл к Христу и Его судьбе, в какой-то мере это Его античный провозвестник.

* * *

Публиковаться лучше тогда, когда успех уже безразличен.

* * *

У нас большинство городского населения — вчерашние или нынешние выходцы из деревни. Великое переселение деревни в город — вот что произошло за годы Советской власти.

* * *

Но из нынешних свежих выходцев из деревни и их потомков и выплавится русская нация.

* * *

За годы Советской власти большая часть деревни перекочевала в российско-советский средневековый город («воздух города делает человека свободным»!) — это и есть исходный материал для формирования русской нации. Деревня пройдёт через плавильню города — и выплавится нация: городская Россия, русские граждане и создадут, сформируют русскую нацию.

* * *

У Запада всегда было два стандарта — один для себя, другой — для остального мира. В продуктах питания, технологиях, отношениях: свобода, братство — и работорговля; свобода торговли — и протекционизм и т.д., когда выгодно — и кому выгодно. Выгода, корысть — основа его морали, фундамент его политики. Всё остальное — слова. А мы всё попадаемся на старую удочку, на голый крючок, замороченные, заговорённые мошенниками.


Рецензии
Иногда плоско, но часто и хлестко, так что, читать стоит))

Рок-Живописец   24.01.2010 06:26     Заявить о нарушении
Спасибо. :)

Валентин Грудев   27.01.2010 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.