Как это было...

Эта история мною не придумана. Очень давно она прозвучала в одной из радиопередач. С тех пор прошло много лет, много воды утекло, детали рассказа стёрлись из памяти. Тем не менее, я попытаюсь по возможности восстановить то, что узнал тогда.

В первой половине 19-го века граф Шереметьев в своём имении под Москвой содержал театр и придворный оркестр. Там ставили спектакли, в которых играли крепостные актёры и музыканты. Граф слыл образованным человеком, любителем искусства. Однако немногим известно, что одним из крепостных графа был Иван Батов - талантливый мастер, создатель скрипок и виолончелей. Яркий самородок, он смолоду овладел этим тонким и редким мастерством. Шереметьев всячески способствовал развитию творчества своего крепостного, посылал его в Италию - на родину великих скрипичных мастеров, где Батов овладевал секретами отбора специальных пород дерева, выработки клея, лаков, самой формы деталей скрипки и виолончели, - словом, всеми секретами этого сложного мастерства, требующего знаний, умения, а главное - таланта.

На созданных Батовым инструментах, многие из которых по звучанию и тембру не уступали произведениям знаменитых итальянских мастеров, играли музыканты оркестра при театре графа Шереметьева. Для работы мастеру были созданы все условия, тем не менее, оставаясь крепостным, он всецело принадлежал графу, не мог без его согласия покинуть усадьбу, не имел права распоряжаться творениями своих рук.

Так шли дни и годы...

По всей Европе гремело имя знаменитого виолончелиста Бернгарда Ромберга. Его концерты неизменно проходили с огромным успехом. Когда музыкант приехал в Россию и дал несколько концертов в Петербурге и Москве, граф Шереметьев пригласил артиста выступить в своём подмосковном имении. И тут случилось несчастье. Дороги в России во все времена были плохими. По пути к Шереметиеву при тряске пострадала виолончель Ромберга - творение великого Амати. Повреждение было незначительным, однако без его устранения выступать было невозможно. Концерт следовало отменить... Кто-то из окружающих сообщил музыканту, что в имении живёт мастер, который может исправить инструмент. Ромберг выслушал это с сомнением, но, прибыв к Батову, познакомившись и разговорившись с ним, осмотрев его мастерскую, понял, что может доверить мастеру свой инструмент.

Заметив в расположенной рядом комнате несколько скрипок и виолончелей, музыкант поинтересовался их происхождением. Батов сказал, что это сделанные им инструменты.
Взяв одну из виолончелей, Ромберг стал играть. Мастерскую заполнил замечательно певучий, глубокий, бархатный звук. Восхищённый музыкант играл ещё и ещё... Он понял, что эта виолончель по своему звучанию не уступает инструменту Амати!
"Ваша виолончель будет готова завтра: требуется время для того, чтобы высохли клей и лак, - сказал мастер, - но если маэстро пожелает, то сможет сыграть концерт сегодня вечером вот на этой виолончели, раз она так понравилась маэстро. Следует лишь получить разрешение графа". Ромберг согласился. На последние слова Батова он внимания не обратил.

Вечером состоялся концерт. Когда, сыграв последнюю пьесу, под звук несмолкаемых аплодисментов Ромберг вышел к публике, он сказал:" Свой сегодняшний успех я обязан разделить с автором, создавшим этот замечательный интерумент. Где же он? Я хочу поблагодарить его!". Среди приближённых графа возникло замешательство. Кто-то стал объяснять музыканту, что Батов - крепостной, и по своему положению не может находиться в зале вместе с людьми высшего сословия, поэтому он слушает концерт за дверью. Ромберг не понимал, что значит крепостной, и ему разъяснили, что этот человек - собственность графа, его, как имущество, можно продать и купить...

И тогда, подойдя к рампе, маэстро заговорил:" Господа, я поражён тем, что в наш просвещённый век существуют такие нравы! Сколько он стоит, граф?" - спросил он, обращаясь к Шереметьеву. Тот назвал огромную по тем временам сумму.
Подозвав своего секретаря, знаменитый музыкант выписал чек в один из богатейших банков Европы. Когда секретарь с поклоном вручил чек изумлённому графу, Ромберг поинтересовался:"Надеюсь, теперь он может войти? Я хочу сыграть для него!"

Никто не слышал, о чём в ту ночь до рассвета говорили два уже немолодых человека. Наверное, о музыке, которой посвятили свою жизнь, и о судьбе, распорядившейся так, что их жизненные пути пересеклись столь необычно.
Известно лишь, что Иван Батов и Бернгард Ромберг родились в одном и том же году и в одном и том же году покинули этот мир.

Такая вот история...


Рецензии
К такому хорошему рассказу следует добавить, что продажа крепостных,
как скот, "в розницу" была запрещена царём Николаем 1-м в 1841 году,
а в 1843 году он вообще запретил продавать крестьян без земли. Это
был первый шажок к отмене крепостничества. Семьи разрывать перестали,
крестьян можно было купить вместе со всей деревней.

Юрий Шварёв   19.03.2016 16:55     Заявить о нарушении
Интересное добавление. Спасибо, Юрий!

С уважением

Борис Алтайский   20.03.2016 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.