Открытым текстом

       
       Конец 1968 года. Ожидание первого вылета Ту-144, который был не просто новым самолетом, а престижем нашего КБ и нашего государства. Были уже известны летчики-испытатели этого самолета – Эдуард Елян и Герой Советского Союза Михаил Козлов. Многие из наших молодых инженеров когда-то мечтали стать летчиками и завидовали белой завистью состоявшимся испытателям. Вдруг по КБ прошелестел таинственный слух, что в школу летчиков-испытателей ЛИИ объявлен набор на штурманское отделение И что берут туда молодых авиационных инженеров. Слух этот оказался правдой. Лучшие штурманы-испытатели авиационной промышленности Геннадий Ирейкин и Леонид Попов вышли именно из этого набора.
       Честно говоря, как найти эту школу, к кому обращаться – я и понятия не имел. Но необъяснимое желание уже толкало меня на какие угодно действия ради того, чтобы стать испытателем, т.е. одним из тех, на кого с безнадежной завистью смотрело большинство из нашего брата-инженера. В соответствии со всеми законами того времени я понимал, что нужно искать покровителя (просто говоря – блат!).
       И вот в конце декабря 1968 года совпали два события. Одно вошло в историю, другое осталось в памяти только у меня, а были они связаны с первым вылетом первого (и последнего) советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Самолёт уже был
готов к вылету и ждал только погоды, а погоды нет и нет день за днем. Туман, туман... Наше руководство прекрасно понимало, что такое для молодых инженеров первый вылет Ту-144 и отпускало всех нас на базу, хотя многие с трудом придумывали для этого официальный предлог. Ясно – все ждали вылет. И вот в один из этих дней ожидания, Столяров (наш инженер, знакомый с Михаилом Козловым) предложил мне устроить встречу с Козловым прямо на базе, с целью представить меня и просить Козлова протежировать мне при поступлении в ШЛИ. Я не мог себе даже представить возможность подобной встречи. В моем понимании это было так же невозможно, как встреча с Гагариным накануне старта 12 апреля. Но Коля Столяров провёл меня по закоулкам ангара к летной комнате. К тому моменту было ясно, что вылет ТУ-144 опять отложен. Как предлог несем "дожившего" до Нового Года солёного хариуса (пойманного мной летом на севере) Из лётной комнаты в коридор выходит Козлов. Он от Коли Столярова уже кое-что слышал про меня, а вернее про северную рыбалку. Коля представляет меня и дарит Козлову моего хариуса к пиву. Лётчик с явным удовольствием принимает рыбу и предлагает как-нибудь вместе попить пивка в знаменитой пивнушке, что недалеко от станции Кратово..
       Попить пива с Козловым мне так и не довелось, но разговор с ним в тот день состоялся. Он с пониманием отнесся к моей мечте, но вопрос задал совсем неожиданный: "А семья согласна? Отец, мать, жена?" Я опешил... "При чем тут семья? Я сам всё решаю!" – очень гордо сказал я.
       Тут Козлов и говорит открытым текстом: "Э, приятель, это у нас самый главный вопрос! Ты ведь наверно не знаешь, что в нашей профессии только 50% выживаемости? Семья должна идти на это осознано!"
       Ну я, конечно же, заявил, что семья спит и видит, как их папочка будет испытателем, а в случае чего – этот вопрос я улажу, только бы меня допустили до мечты... Козлов дал мне координаты начальника ШЛИ, обещал позвонить ему и походатайствовать. Я ушел окрыленный и обнадёженный, что я сам и мой хариус понравились обожаемому летчику.

Попасть в ШЛИ я так и не успел, уникальный штурманский набор уже закончился... А разговор с Козловым храню в памяти до сих пор. Кстати, о пятидесяти процентах «выживаемости»: думаю, что скорее всего Козлов назвал эту цифру на эмоциональной основе, а не на статистической. Однако достаточно посетить кладбище на окраине города Жуковского, где похоронены многие летчики-испытатели ЛИИ и ОКБ, чтобы убедиться, на сколько Козлов был близок к истине! Да и сам он, к огромному сожалению, не избежал гибели, разбившись на ТУ-144 во Франции в 1973 году.

       Но это будет через пять лет, а сегодня ещё 30 декабря 1968 года и завтра состоится первый вылет сверхзвукового ТУ-144….
...................................
Небольшая кино-иллюстрация (похороны экипажа Ту-144): http://video.mail.ru/inbox/vs43s/104/227.html


Рецензии
Я смотрела по телевизору передачу о гибели ТУ. У меня на счету три прыжка с парашютом. С уважением.

Валентина Газова   31.03.2013 20:57     Заявить о нарушении
Всегда приятно встретить человека, которого интересует упомянутая тема... таких очень немного...
Спасибо!

Виктор Свиридов   31.03.2013 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.