Бабушка

Маша сидела перед окном и мечтала, что когда через два дня у мамы начнется отпуск, она поедет с ней куда-нибудь отдыхать! … Хотя, после того, как у нее умер папа, мама к ней стала хуже относиться и зачастую не замечать. Двенадцатилетняя Маша чувствовала, что с мамой что-то происходит, но что это – она пока еще не знала.
На следующий день, когда она подметала полы, мама крикнула ей:
- Дочь, подойди сюда! Значит, так: дядя Вадим купил нам путевки на Гавайи на пару месяцев.
- Ура! – Маша запрыгала на месте.
- Рано скачешь. Мы с ним поедем отдыхать, а тебя я на это время отошлю к бабушке.
- Но почему? А как же я?
- Понимаешь, он взял только два билета. То есть поедет он и я. А ты поедешь к бабе Нюре – матери твоего покойного отца. Она живет в большой красивой деревне, где все будут тебе рады. Ей, кажется, около семидесяти лет. Я позвоню ей, весь колхоз за тобой приглядит. Они меня любят еще с тех пор, как я была маленькой девочкой, - сказала мать, укладывая в дорожную сумку вещи.
- Но я совсем не знаю бабушку! Как же я ее узнаю? – Маша тихо плакала в носовой платок.
- Ничего, она тебя узнает. У нее есть твоя фотокарточка. Она приедет за тобой на станцию и увезет в свой коттедж.
И вот, настало время, когда мама уехала отдыхать, но перед этим посадила дочь на пригородный автобус.
- Не забудь, тебе выходить, когда будет остановка «Мальтовка», - напутствовала мать свою дочь. – Люди, пусть эта девочка сойдет в «Мальтовке».
… Маша села и стала с грустью смотреть в окно. Вот пронеслось мимо картофельное поле, лес, пара озер, а на луг с васильками она загляделась, да и уснула. И снилось ей, как по этому лугу она бежит, смеясь, а рядом с ней веселый папа с мамой держатся за руки и целуются.
- Дочка, - кто-то тронул ее за плечо, - проснись. Следующая остановка твоя…
Она встрепенулась и глянула в окно, за которым уже не было красоты, сплошная хлюпающая грязь в рытвинах, да пару раз проезжала телега.
- Следующая остановка «Мальтовка» - объявил водитель и Маша, собрав свои скудные пожитки, состоящие из одного рюкзачка, направилась к выходу.
Когда автобус остановился и открылись двери, Маша не знала куда сходить, потому что вокруг была одна грязь, и ее босоножки мгновенно промокли бы.
- Дочка, выходи, а то автобус сейчас пойдет дальше, - раздался позади нее тот же заботливый голос.
И пришлось ей спрыгнуть. Ее обувка тут же намокла, а чулочки испачкались. Маша чуть не плакала от того, как жестоко обманула ее мама, сказав, что она едет в большую красивую деревню. Автобус ушел, и ей оставалось только идти дальше. На остановке ее никто не ждал, и пришлось ей идти на своих двух. Адреса она не знала, потому и пошла, куда глаза глядели. А смотрела она на маленькую деревушку, у которой была только одна улица, и то без названия. А ряд домов по бокам словно вымер. Нигде не было слышно ни голоса, ни стука. Пока она шла, ей навстречу не попалась ни одна живая душа.
Она заплакала от обиды и от холода. Босоножки в любой момент могли слететь с ноги, а больше у нее ничего не было.
И вдруг где-то далеко она услыхала колокольный звон и остановилась. Ей был приятен этот, хоть и далекий, звук.
- Служба закончилась, - услышала она рядом с собой голос и от неожиданности вздрогнула.
Оглянувшись, она увидела молодого парня на старом трехногом кресле, который курил, задумчиво глядя в даль.
- Ой, вы меня так напугали, - сказала Маша. - Я думала, что здесь вообще никого нет….
- Ты почти не ошиблась, девочка. Здесь действительно почти никого нет. Так, с десяток человек, доживающих свой век….
- Как «доживающих»? – удивилась Маша. - Неужели здесь живут только старые?
- Старые да никчемные живут здесь, - с горечью ответил парень. - Кому мы здесь нужны? Мы – лишние рты для государства.
И он отбросил с ног старую тряпицу.
Маша охнула и прикрыла ладошками рот – у него не было ног. Лишь протезы. Поймав ее взгляд, он подтянул к себе две палки и, опираясь на них, словно на костыли, тяжело встал.
- Ноги я потерял на войне. В Чечне. Нас, молоденьких первогодков, забросили туда, и вот что с нами произошло. Почти все погибли. Совершенно здоровым не остался никто. И теперь мы никому не нужны. Пенсию нам выделили минимальную, да плюс ко всему раз в три года нужно ездить на медкомиссию в райцентр. Неужели они думают, что ноги отрастут? Сволочи! – парень со злобой тряхнул головой. – Ты прости меня, девочка, что я тебе вот так правду сказал. Ты кого-то ищешь здесь?
- Я приехала к бабе Нюре, - ответила Маша. – Мама сказала, что у нее коттедж тут.
Парень после этих слов чуть не упал – его стало трясти и колотить от смеха.
- У твоей мамы изощренное чувство юмора, ничего не скажешь! – наконец сказал он. – Так, говоришь коттедж? Что ж, могу тебя уверить, что ее коттедж даже похуже моего…. – он показал на свой полуразвалившийся домик. – Ладно, пойдем, я провожу тебя к ней.
Пока они шли, а это было медленно из-за парня-инвалида, она осматривала окрестности. Изредка ей удавалось увидеть какого-нибудь старика или бабушку возле колонки.
- А что, здесь всегда так грязно? – удивлялась еще больше Маша. - Сейчас же лето….
- Лето, ну и что? Дождь пройдет и все. Дорог-то нет…. А кому они нужны в мертвой деревне?
- Мертвой? – Маша даже оглянулась и поведала парню то, что сказала ей мама.
- А кто твоя мама? – парень остановился.
- Анна Юрьевна Павлова. А до замужества она была….
- Гуськова…. – закончил парень. – Знал я ее от отца. Рассказывал мне про нее. Ты меня извини, но отец твой был очень хорошим человеком. Жаль его, – парень нервно закурил. - А мать….
- Вы не обижайте мою маму! – Маша остановилась и с негодованием поглядела на инвалида. – Если бы вы были здоровы, я бы вам так поддала!
- Вот это правильно, - сказал парень. - Всегда нужно заступаться за родных. Кстати, меня зовут Георгий. А тебя?
- Маша….
- Хорошая ты, Маша, добрая…. Прямо как отец….Отец мой знал его. Они вместе в колхозе работали. Твой отец был человеком с большой буквы. Вечная ему память. Надо будет отца Александра попросить, чтобы прочитал молебен за упокой за него. Ты верующая?
- Не знаю, - Маше было немного стыдно, потому что в церковь она не ходила и не знала ни одной молитвы.
- Ничего, все придет к тебе в нужное время, - сказал Георгий. 
Наконец они подошли к полуразвалившемуся сараю, на крыльце которого сидел кот.
- Ну, вот и пришли, - парень с усталостью опустился на крыльцо. - Барсик, как твоя хозяйка, жива еще?
Машу насторожили эти слова, и она осторожно взошла на крыльцо.
- Если что, ты не пугайся, девочка, - сказал Георгий, - Старая она очень.
Войдя в дом, она не почувствовала запах затхлости, как думала, наоборот, все полы были подметены, а в единственной маленькой комнатке на старом диване лежала бабушка. Она не могла ее узнать, потому что никогда раньше не видела.
- Ты кто такая, внучка? – очень тихо со слабостью в голосе произнесла она.
- Я ваша внучка Маша из города, - тихо произнесла Маша, озираясь.
- Машенька? – бабушка заплакала. - Господи, да как же это? Вот не ждала и не ведала счастья такого перед смертью….
Видимо из последних сил она поднялась с дивана и сразу бухнулась на колени перед большой иконой Иисуса Христа в углу и лампадой, горевшей там же.
- Благодарю Тебя, что дал мне перед смертью увидеть кровиночку свою! – бабушка заплакала. – Благодарю! – и стала лбом прикладываться к полу.
В это время в комнату приковылял безногий парень с котом на руках.
- Баба Нюра, я вот твою внучку привел. Ее крепко обманула мать насчет нашей деревни и тебя, - и он пересказал ей рассказ девочки.
Бабушка встала с колен и, взявшись за лицо Машеньки, пристально посмотрела ей в глаза.
- Прямо как у отца твоего, а моего сына. Так, говоришь, что в коттедже я живу? Что она позвонит мне? А куда не сказала? В деревне ни у кого нет телефона. Да и нет здесь почти никого. Мертвая это деревня. Года через два никого не останется…. Герочка жить будет. Только вот как одному-то? Ну, отец Александр поможет.
- Бабушка! – Маша бросилась к бабушке и обняла ее. - Бабушка, чем я могу помочь тебе? Хоть я тебя и не знаю совсем, а полюбила тебя сразу, как увидела….
- В Бога ты веришь, внучка? – спросила бабушка.
- Верить – верю, но в церковь не хожу и молитв не знаю…
- Ну, ничего, это поправимое дело. Гера, по возможности расскажи эту историю отцу Александру. Если что, пусть приглядит за ней….
- Само собой, баба Нюра. Обещаю. – Сказал парень и вышел из дома.
- Так, значит, на два месяца тебя сюда откомандировали? – усмехнулась бабушка. - Что ж, пойдем, я познакомлю тебя со своим хозяйством….
Она провела ее по старому дому, в каждом углу которого висели старые иконы, горели лампады, а на старом облупившимся столе лежала Библия.
- Умру я скоро, Машенька, - вдруг сказала бабушка. – Но хочу быть спокойна на том свете, что оставила после себя верующую душу.
- Не умирайте, бабушка! Как же я?– Маша заплакала.
- Ты уже взрослая, деточка, и должна понимать, что вечной жизни здесь не бывает. А вот на небе я буду ждать тебя. А пока я научу тебя Православной вере, чтобы твоя душа спаслась.
В этот день Маша прошла всю деревню. В ней жило всего четыре старика да две бабушки. Только они и были постоянными прихожанами в храме в честь иконы Умиление Пресвятой Богородицы.
Да еще и Георгий, конечно.
Сам настоятель храма отец Александр жил в небольшом сарайчике при Доме Божьем. Он был и  сторожем и сам убирал церковный садик.
Каждое утро бабушка учила внучку свою:
- Утро начинай с молитвы:
 « Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», потом: «К Тебе, Владыко, Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю…». И если не сможешь попасть на службу в церковь, как я, читай дома Библию и молись о прощении и даровании веры. Имей ввиду, что молитвы, без добрых дел - мертвы. Обязательно должно помогать людям. Но не богатым и обеспеченным, а бедным и сирым, от кого все отвернулись….
- Как от тебя мама, - вставила Маша и тут же пожалела, потому что увидела слезы на глазах бабушки.
- Ну, обо мне здесь речь не идет, внучка. Не держи на людей зла, прощай их и помогай, если попросят тебя. Смирение главное. Смирение и молитва.
Обязательно читай молитву «Отче наш…». Она одна из самых известных и великих. Если вдруг случится беда, не падай духом, а сразу начинай читать ее и Господь обязательно поможет тебе.
Когда идешь в дорогу, читай «Отрицаюся тебя, сатано…», если идешь в храм Божий – «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…».
Когда садишься кушать, перекрестись и прочти: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даешь им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения». Знай, что если твоя пища отравлена, или испорчена, то все можно разрешить искренной молитвой, перекрещиванием или сбрызгиванием ее святой водой. Важно, чтобы вера была. Тогда тебе никто страшен не будет.
После того, как покушала, читай: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ…».
Учи, детка, молитвы. Учи, потому как они твое будущее. А перед сном прочти молитву «Господи Боже наш, ежи согреших во дни сем словом, делом помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми…».
… Каждый день учила бабушка свою внучку и посылала на службу в храм. Отец Александр несколько раз исповедовал ее и причащал и что же, жизнь у Машеньки изменилась. Она забыла про прошлую жизнь. После службы шла по домам стариков и помогала им по хозяйству. Время шло, и Маша даже не заметила, как пролетели не только два, но все четыре месяца. Жители деревеньки тоже так привыкли ей, что и не напоминали про ее срок проживания у них. А когда она все-таки вспомнила, то перепугалась за маму – почему та не едет за ней. Георгий связался через церковь с райцентром, а те сделали запрос в город. И выяснилось, что самолет, на котором летела мама Машеньки, и ее друг Вадим упал в океан, не долетев до Гавайев.
Шок был у всех, но больше всех горевала девочка.
 Она перестала ходить в церковь, а все время плакала дома. Прошло время и по прошествии нескольких дней, к ним домой зашел настоятель отец Александр.
- Маша, ты уже взрослая девочка. Выслушай меня. Кроме твоей бабушки, у тебя больше никого нет и от ответа сейчас, решится твоя судьба. Или ты едешь в город, и тебя забирают в детдом, или я договариваюсь с сестрами монастыря, что недалеко отсюда, и они принимают тебя к себе на обучение и воспитание. Выбирай: город или деревня?
Утерев слезы, Маша сказала:
- А как же бабушка? Она вместе со мной будет в монастыре?
- Если пожелает, то да.
 - Тогда я выбираю монастырь. … Только как же городская квартира? Там мои веши…
- Не знаю.
- … Хорошо, я выбираю монастырь. А квартира мне не нужна.
- Она все равно принадлежит тебе, но распоряжаться ты ей сможешь, только когда тебе исполнится 18 лет…
Так Маша поселилась при монастыре. Жизнь в нем ей так понравилась, что она мечтала только об одном: прожить в нем всю жизнь. Ей только не хотелось бросать безногого инвалида Георгия, такого доброго и отзывчивого человека…
… Когда Маше исполнилось восемнадцать лет, решение остаться в монастыре у нее изменилось. Она вышла замуж за Георгия и произвела на свет девочку, которую назвала в честь своей первой духовной учительницы и лучшей бабушки на свете – Анной.
Так и живут они с тех пор в той деревне, населяя ее новыми людьми. Деревня возрождается…


Рецензии