Так нас стало уже трое

       "Направления искусства предпочитают направлять себя сами".

       Станислав Ежи Лец

Этот эпизод произошел лет 10 назад. На выставке художников начала 20 века.
       
…В зал вошла женщина лет сорока. Она быстро направилась к одной картине, на все другие не обращая внимания. Остановилась. Смотрела несколько минут. Потом отошла подальше от нее, через несколько минут подошла совсем близко к полотну, затем отошла  в одну сторону, потом в другую. Долго что-то искала в сумке. Достала очки. И, быстро надев их, стала очень внимательно рассматривать шедевр. Она своим носом буквально пропахивала его. Сантиметр за сантиметром. Сняв очки, отошла от картины. Опять подошла ближе к полотну.
"Я ничего не вижу! Я ничего не понимаю! Почему я ничего не вижу?" - говорила женщина, стоя у картины.
- Помогите мне, пожалуйста, - обратилась она к нам.
- Вам плохо? Вам нужна помощь?
- Да, нет, чувствую я себя хорошо. Просто ничего не вижу.
- У Вас что-то случилось с глазами?
- Нет, у меня что-то случилось с головой.
Мы усадили ее рядом с собой и попросили рассказать, что же с ней такое случилось.
- Я так много читала об этой картине,  специально приехала в Москву, чтобы увидеть ее в подлиннике. Думала, что иллюстрации просто не могут передать то, самое главное, что в ней есть. Но я ничего не увидела. Вы, наверное, очень любите это произведение, если специально сидите напротив него и любуетесь им. Вы видите тот глубокий смысл, о котором пишут уже столько лет? Объясните мне, пожалуйста.
- Мы никак не можем понять, что Вы такое хотите и не можете увидеть?
- Как что? Малевича. Черный квадрат. Это же он? Тот, знаменитый квадрат? Я не ошиблась?
- Нет, Вы не ошиблись. Это Малевич.Тот самый квадрат. Но мы тоже ничего не увидели, кроме черного квадрата в рамке. Но почему-то не расстраиваемся. И сидим здесь только потому, что топчан свободный увидели, а у нас ноги устали. Мы присели отдохнуть.
- И вы не стесняетесь об этом говорить? Вам действительно не нравится?
- Не нравится. А что - надо стесняться?
- Как же хорошо, что я с Вами поговорила. Вы меня успокоили, а то подумала, что только одна я такая глупая.  Мне как-то легче стало, что нас уже трое.


"Некоторые плоды искусства следует потреблять, не очищая, вместе с их легендой".

       Станислав Ежи Лец


Рецензии
Мои подруги – студентки технического ВУЗа, простояв в очереди в билетную кассу ДК половину дня, купили билеты на премьеру фильма Тарковского «Зеркало» Два билета на один сеанс и два на следующий. Мы, не попавшие на первый сеанс, ждали возвращения подруг с превеликим нетерпением, любопытством: что за чудо этот фильм. Подруги вернулись растерянные, молчаливые. Мы пристаём:
- Ну, фильм понравился?
В ответ пожимание плечами и молчание. Мы настороженно:
- Про что фильм?
Реакция та же. Время нашего сеанса подошло. Обычно в зале стихал шум, когда гас свет, и во время сеанса то там, то сям раздавались комментарии. А тут все молча занимали свои места, можно сказать, в тишине. Во время сеанса гробовая тишина. Я прилипла к уху подруги и беззвучно спросила:
-Ты что-нибудь понимаешь?
Подруга еле заметно покачала головой. Сеанс закончился, зажгли свет и вся студенческая аудитория молча двинулась к выходу. Поздно вечером к нам в комнату заглянула соседка и бодро, складно стала рассказывать: «Тарковский в фильме хотел показать…» Мы на неё смотрели с восхищением:
- Оля, какая ты умная!
- Да я в журнале читала…
- Аааа.
С тех пор много раз я смотрела «Зеркало». И ещё буду смотреть. Ощущение такое, как будто смотришь в глубокий колодец, знаешь о его содержании, но что-то еще хочется там разглядеть, что-то ускользающее, неуловимое.

Алим Киньлетукс   20.08.2010 16:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.