Режиссер

Кадр.
***
Они познакомились на студенческой вечеринке.
Как позже он писал в письмах к ней, он полюбил ее с первого взгляда. Он был американец, она - русская.

Представьте: его зрительные органы получили световой сигнал ее внешнего образа, молниеносно послали сигнал в его мозг, произошла некая химическая реакция… формула которой не известна до сих пор и, возможно, так и не будет известна человечеству. Он полюбил ее с первого взгляда. Some chemistry happened… - как говорили его друзья.

И пошло-поехало, помчалось, полетело… мысли о ней, мечты, образы, картины будущего, ну и, естественно, разумная доля физического влечения.

Он был творческой натурой. Начинал он с изучения мировой литературы в одном из университетов штата Джорджия, США. Жажда познать себя и мир вокруг подтолкнула его приехать в Россию, как впрочем, многих граждан США. Вполне программируемый алгоритм: поездка в Россию на языковые курсы, - если ДА то - сильные впечатления и желание продолжить «познание» загадочных российских просторов и тайн русской души в путешествии по Транссибирской магистрали.. Если НЕТ - то – состояние дискомфорта от пребывания в неустроенной и нестабильной России и нежелание всего вышеперечисленного.

Внутренняя программа Джона выбрала логический ход – ДА. Хотя многим американским соплеменникам его ход казался не совсем логическим. Вернее, совсем не логичным. Ехать в Россию??? Are you crazy, man?

Мысленно переводя письмо Джона в маршрутке, в тот жаркий июльский день 2003 года она почувствовала, как сильно Джон полюбил ее. В тот день он вернулся обратно в США, и оставил письмо , написанное им на качественной американской бумаге, под дверью ее комнаты в студенческом общежитии.

Вы верите в любовь? В любовь настоящую, земную и небесную в то же время, реальную и облачную. В дурацкую, с романтическими вымыслами и преувеличениями, и желаниями, мечтами и разочарованиями… В ту самую любовь. Поверьте мне, даже если вы в нее не верите, вы все равно ее ждете и ищете. Иначе вы мертвы. Но тогда бы вы не читали эту истории сейчас, то есть…


Мария тогда почувствовала тепло. Прямо в сердечной мышце. Но она не обнаружила никаких сокращений, учащенного сердцебиения и прочей дребедени. Представьте себе, Мария родилась на Севере, в маленьком заполярном городке, где на одном из зданий воной части было написано : Гордитесь службой в Заполярье – Крае сильных и крепких духом!
Вот такой она и выросла – сильной и крепкой духом. Сильная русская девушка, рожденная в перерыве между задыхающейся перестройкой и разваливающимся Советским Союзом. Он был американец, она - русская…И была ли вообще между их странами холодная война?

Джон вернулся в США. В теплые края. Ну прямо как перелетная птица. И оттуда, из удобного кресла своей комнаты в коттедже родителей, из хорошо оснащенных Интернет-классов университета города Атланта, использую высокоскоростное соединение – посылал Марии длинные электронные письма.

Если вы используете функцию Сервис- Статистика операционной системы Виндоус, вы обнаружили бы, что число знаков в и-мэйлах Джона всегда зашкаливало за три тысячи.

А для Марии каждый знак из тех трех тысяч был каплей меда, солнечным лучиком. А иногда воображаемым поцелуем. Мария же, находясь в славном граде на Неве, вынуждена была пользоваться «глючным» Интернет-соединением в библиотеке бывшего ранее Политехнического института, а потом ставшего университетом. Или того хуже, в скромном студенческом общежитии, частыми гостями кухни которого были тараканы и мухи, а главной темой утренней трескотни дежурных по этажу (вахтерш) были нерадивые студенты и бесконечные пьянки. Вы же понимаете, когда находишься далеко от России, поневоле начинаешь скучать по всему этому…

И Мария впервые ощутила себя любимой. Девушка, рожденная в коммунизме, любима врагом-капиталистом. Американцем.

Американцы – интересный народ. Учитывая то, что их культурно-историчекое наследие весьма спорно и запутано в проводах и потоках бесконечной иммиграции, многие испытывают жажду. Именно жажду, к обретению какого-либо наследия. Точнее, к потреблению. Как гигантская губка, можете представить ее виде американского мульт-героя Спандж Боба (Spounge-Bob Square Pants). Знаете такого? Если нет, google it. А если вы России, тогдаYandex it. .В-общем, посмотрите в Интернете.

Джон был другим. Он всегда видел то, чего не видели другие. Он искал то, чего не искали друние. Он мог показаться чересчур скромным и необщительным. Но его взгляд всегда был ищущим, внимательно видящим. Когда он увидел Марию и произошли все реакции, взгляд Джона узнал ее глаза. Ее зеленые глаза.

Вспышка.

Кадр.
***

Hey man, what’s up? ….Двое подвыпив ших соседей по общежитию, в котором жил Джон во время учебы, завалились к нему в комнату.
What-ttttaa F… are you doing, man? Ты что опять учишься?? Вечеринка сегодня, выпей с нами пивааа! ООО, нет ! Водкааа! Мы же в России, Мэн! Пойдем-ка найдем russian chicks!

- Отстаньте парни, я серьезно… не могу… занят.
- Брат, расслабься. Ты что, решил тут влюбиться в кого-то? Просто получай удовольствие!! Мы же скоро обратно, в Атланту. Back in USA !! Yeahhh!... Твоя Наташа… сорри, Маша, наверняка хочет выскочить за тебя замуж чтобы получить американское гражданство.. Не будь дураком, брат! ,,,,,,

Остальных возгласов Джон уже не слышал. Все мысли были о ней. Он полюбил ее. А ведь раньше этого никогда с ним не происходило. С самого начала своего духовного взросления, начав изучая мировую литературу, тревожа свое воображения романтическими образами, живущими в известных произведениях, Джон искал ЕЕ. Да, этот парень – американец. Рожденный в свободной стране гамбургеров и боевиков, под полосато-звездочным флагом демократии двойных стандартов.

О писал очень длинные и-мэйлы. Изящным английским языком. Ей казалось иногда, что это отрывки из художественных произведений. Что это написано не для нее. А если для нее, то она – исполняет роль в его пьесе. Да! Именно так!

Вот тогда-то и началась наша поучительнейшая история.

Вспышка. Еще одна.
Не ослепила я вас еще?

Кадр.
***
Мария собралась в США. На лето. По программе студенческого обмена. Представляете, поехать на целое лето с США? Посетить места, которые видела до этого в американских фильмах. Побывать в Нью-Йорке, Голливуде. Попробовать ее, Америку, на вкус.

На первый раз Марии достался не особо завидный кусочек Американского пирога – штат Массачусетс. Она приехала в маленький городок на берегу Атлантического океана. Первыми впечатлениями от США был приятный сладковатый запах (исходящий вероятно от многочисленных coffee-shops из разряда Dunkin Donuts).
Но она ехала туда, и надеялась встретить его. Робко.
В течение прошедшего года (да, именно поэтому была такая яркая Вспышка-целый год пролетел мимо нас с вами все-таки!) он продолжал ей писать.
Он делился с ней радостью своих достижений в учебе. Иногда обижался на нее, что она не отвечала ему такими же длинными и-мэйлами… Знаете, Мария, сильная русская девушка, была подавлена реальностью. А Джон парил над реальностью. Мария беспокоили по-дурацки банальные реалии – отсутствие денег и нежелание утруждать родителей, стремление к отличной учебе для получения стипендии, работа… Она несла тяжелые сумки каждый день. Пустые тяжелые сумки нищеты. Мария не разбиралась как следует в винах и парфюмерии, потому что не могла их себе позволить. И она так и не захотела выучить роль гламурной столичной девушки, одетой, обутой и сексуально удовлетворенной владельцами звучных имен в бизнес кругах.
Мария к тому же была девственницей. Робко.


В США, сначала они переписывались по электронной почте. Потом Мария решила ему позвонить. А вдруг он к ней приедет? Волнующий обоих телефонный разговор так ни к чему и не привел. Он предложил ей приехать в Атланту, к нему. Но у Марии, как обычно, не было хрустящих бумажек с водяными знаками. А Джон тем летом был очень занят, работал в ювелирном магазине. Хотел отработать оплату своего обучения. Реалии жизни. Так и не приехал.

Вспышка.
Кадр.
***
Лето Марии в США пролетело как приятный сон. Без него. Она побывала в разных городах, даже в сумасшедшем Голливуде. Но не с ним. Может потому, что ему не нужно было знакомится с городами США. Он искал другого. А она приехала в США. Как он совершенно точно подметил позже, они были на разных дорогах.

Вспышка.
Кадр.
***

- Мария, я люблю тебя! Я всегда любил тебя, даже в прошлой жизни. Я так ждал. Когда увижу тебя … и смогу обнять….и…

Мария Встретила Джона на Ленинградском вокзале, осенью 2004 года. К Томку времени она уже побывала в США, в его стране. А он решил для начала приехать в Москву, и начало это было преподаванием английского языка. Носитель языка все-таки.

Мария была счастлива. Электрические заряды ее мозга содержали такую информацию: а что, если бы мы не заговорили на той вечеринке, а что если это судьба? Вот и мама мне всегда говорила, что я особенная девушка, что я обязательно встречу мальчика, который меня полюбит. Мария была счастлива. Джон приехал в Москву. А она в Петербурге, так близко к нему! Нет больше Атлантического океана между ними.

Кадр.
***
Мария возвращалась из дома. С Севера, из Края сильных…А он уже был в Москве.
В купе поезда было темно. Соседи на верхних и боковых полках спали. Храп. Мирный и уютный храп. Мария смотрела в черное окно, за которым смутно виднелись черные очертания ночных карельских деревьев и периодически вырастающих скал. Зато небо было темно синим. Так что Мария смотрела теперь уже в синее окно. Вдруг, она увидела звезду. Просто серо-синее облако соблаговолило подвинуться малость, как будто переворачиваясь во сне (совсем как сосед на верхней полке – большой и серый), и освободило звезду.
Мария тогда подумала, что эта звезда как его любовь к ней. Она всегда светила и будет светить, просто что-то постоянно их разделяло. Не шутка, Атланческий океан все-таки! Разные временные зоны… И Мария спокойно и безмятежно уснула.

А что же происходило в психофизической оболочке Джона? Джон к тому времени понял, что ему было так необходимо. Он решил, что хочет посетить девственные регионы планеты Земля, дикие и малонаселенные ее районы. Его притягивали просторы Монголии и горные вершины Тибета, его волновала Транссибирская магистраль, с ее протяженностью в более девять тысяч километров и пересечением восьми временных зон, в течение семидневного пути от Санкт-Петербурга до Харбина. Безумная затея. Для Американца.

Но тогда Мария еще об этом не знала. Все казалось таким ярким, красочным. Их первый поцелуй имел место в ее комнате, в студенческом общежитии.
Он подарил ей контактные линзы, из США. Хорошего качества. И она впервые за много лет увидела предметы вокруг в таких четких, даже острых деталях. Сначала было непривычно. А спустя время она уже не могла ходить без линз. Привыкла к острому миру вокруг.

- Мария, весь этот год я постоянно думал о тебе. Знаешь, ты моя осенняя мечта.
Тогда в Петербурге, в России была осень.

- Согревая ее своим дыханием, своими нежаркими, но нежными объятиями, он сказал ей: Тебе будет хорошо со мной. Но Мария все еще была девственницей. Робко.
Он стоял в очереди за билетами Москва-Питер. Она – на направление Питер-Москва. И каждый раз оба брали билеты в оба конца.

Наступила Зима.

Знаете что такое зима в Питере? О не завидую я вам, если знаете.
Задумчивые серые облака бесконечно бродят по Питерскому небу. И что бы им, таким тяжелым от раздумий, не отсидеться, скажем, в Фундаментальной Библиотеке имени Маяковского, что находится на углу Невского и Садовой?
А еще каша под ногами. Но не теплая овсянка, Сэр. А холодная и мокрая, снежная.

Наступила Зима. И Джон уехал. Познавать себя и мир вокруг. А Мария осталась. Тоже познавать себя и мир вокруг. Станешь ли удерживать Джона? Когда сама неудержима…



Вспышка.
Кадр.
***
Если вы знаете как работают поисковые серверы, вы можете найти нужную вам информацию с минимальными временными затратами. Необходимо просто знать ключевые слова или тесно связанные с искомым понятием определения.

1.35 ночи. Или утра. В Питере. В Атланте было в это время около восьми утра.В обеих странах была тогда зима. Марии было в ту ночь особенно одиноко. Набрав в гугле его имя, Мария влажными от волнения пальцами двинула мышку, курсор и нажала электронную кнопку Поиск.

Верный товарищ-поисковик выдал свыше десяти тысяч ссылок за 0.22 секунды. Моментально. В некоторых ссылках было его имя, но фамилия была другой. Но секунду, всегда есть вторая страница выданных результатов…Там было имя его брата. Да. Она запомнила, как звали его брата. Сэм работал адвокатом в Нью-Йорке. Это все что она знала.
Пальцы настучали текст электронного письма, разослали несколько копий на разные адреса адвоката и закрыли почтовый ящик.

Вспышка.
Кадр.
***
Наше время. Год роста популярности сайтов «социального общения» Вконтакте и Фэйсбук. Рост объемов международной торговли и миграции. Окончание президенстких сроков в России и США. Продолжающееся глобальное потепление и прочая дребедень в новостях.

Торонто показался Марии интересным городом.

Многонациональный, заряженный этнокультурным колоритом его районов: Маленькая Италия, Чайна Таун, Маленькая Греция, русские в Ричмонд Хилле. Культурные события, фестивали, независимое кино и театр. И постоянные разговоры местных жителей о том, как Канада отличается от США. В лучшую сторону.

И опять зима… холодно. Ветер. Карусель вечеринок, походов в ночные клубы, лица друзей, знакомых…

Несколько миллионов человек со всего белого света населяют Торонто, и несмотря на это чувствуешь себя крайне одиноко в этом городе. После походов в ночные клубы остается запах курева в волосах, сожаление о потраченной на отсыпание первой половины дня и иногда…номера телефонов чужих людей. В случае отсутствия использованных презервативов.

Прошли недели и месяцы.

Мария опять вспомнила его имя. Верный Гугл. Набрав ключевое слово –имя в очередной раз, Мария молниеносно перешла по ссылке: http://www.boedekerproductions.com/home.html
Она нашла его! Ну точно, это был он… он стал режиссером… (В чем вы и сами можете убедиться)
На сайте Мария нашла его фильм Being Dead. Просмотрела короткометражное кино несколько раз. Невольно, не по вине ее сознания в голову полезли ассоциации. Думал ли он о ней когда снимал этот фильм? Все говорило о том, что да. Русская речь, зима, Финский залив, неловкость моментов, фотографии вместе… и холод. Пронизывающий холод. Когда они были вместе, Джон очень часто замерзал. Насквозь. А Марии все хотелось отогреть его, но как-то не получалось. Да и он ее как-то не особо согревал.

Любовь греет в том случае, если она взаимна. А в то время, осенью в Петербурге проявилась какая-то брешь между Джоном и Марией. И Джону показалось, что он не в силах ее заделать. И он уехал. Сдался.

Теперь его электронный адрес прямо перед глазами у Марии. Письмо она написла емй в несколько строк.

- Джон, я думаю что это ты. И я нашла тебя. Я не знаю почему и зачем. Как ты? Я была на твоем сайте…
И так далее. Мария нажала кнопку «отправить» и продолжила просматривать входящие сообщения не Фэйсбуке.

Бостон.

Зима в Бостоне мягче чем в Торонто, хотя выпадает значительный слой осадков.
Бостон оживленный город. Когда вы находитесь там, кажется что нет ничего статичного, все движется. С гораздо меньшей скоростью, чем в Нью-Йорке однако…

Джон этот день много смеялся. Во время ланча его коллеги рассказывали забавные истории. Совершенно без всякого глубинного смысла, что обычно тревожил сознание Джона. Надо ведь и философу отдыхать, правда? Находясь среди коллег и друзей, Джон отдыхал. С ними было тепло и спокойно. А вот с Марией было холодно. Но он не переставал думать о ней. Почему его так тянуло всегда в необустроенные дикие уголки земли, почему его так тянуло согреться у холода? Почему он так искал тепла в холодном Петербурге?
Прошло много лет, Джон уже почти не думал о ней. Как-то раз он хотел было ей написать, но понял что электронный адрес ее навсегда потерян, потому что перед самым отъездом тогда из Москвы кто-то неизвестный взломал электроны почтовый ящик Джона. Самой необходимой
Мерой ему показалось тогда уничтожение всего ящика, чтобы взломщик не смог потревожить его близких и знакомых . Так Джон потерял адрес Марию. И в тот же день посоветовал своим близким не отвечать на имэйлы незнакомых отправителей. Поэтому получив письмо от какой-то Марии, адвокат Сэм не задумываясь оправил его в спам.
Джон закрыл дверь своего небольшого, но довольно стильно оформленного офиса в здании Бостонского колледжа Коммуникаций. Было вполне подходящее время проверить электронную почту.

- О боже, опять запросы от репортеров… Так, что я буду говорить им в этот раз…ММ… рассылка с финансовыми новостями… Приглашение на участие в Бостонском кинофестивале! Вот это да! … Джон даже подскочил от волнения, это действительно было превосходной новостью! Он уже собрался выскочить из офиса и поделить радостью с коллегами, как вдруг… взгляд остановился на странном адресе с окончанием mail.ru. Странно что его фильтр не оправил незнакомое письмо в спам.
Глаза побежали по электронным строкам:

- Письмо от тебя, Мария… Джон, я думаю что это ты. И я……………………………………..


А в Торонто часто хочется спать. Город потихоньку забирает энергию, и направляет ее на различные цели – подпитка линий электропередач, транспортных сообщений и таких же как вы, полусонных утренних жителей Торонто.

Мария с трудом проснулась в то утро. На работе, за чашкой слабенького канадского кофе, скорее кофейного напитка, прочитала его письмо. Ярко в памяти остались только отрывки:

--…ты нашла меня сейчас? Почему ты не… Этим летом я женюсь… Зачем… я знаю… мы были…я посвятил тебе мой лучший фильм…

Снято.
Роль Марии сыграна.

Песня Sufjan Stevens: I’ve made a lot of mistakes. In my mind… all things gone…

***


Рецензии