Йолупукки Сказочная пьеса для взрослых

Пьеса-перевёртыш в двух действиях
с волшебством и отравленным шампанским,
с бытовухой и стихами.



Действующие лица:

Здесь:

Николай Тютькин, 40 лет
Наташа, его жена, 20 лет

Бардаков Пал Палыч, отец Наташи
Нина Семеновна, мать Наташи

Петр Арнольдыч, босс Тютькина, 30 лет

Швейцар
Охранник
Стриптизёр
Прохожий

Йолупукки

Там:

Николя, 20 лет, повеса ( Николай )
Петруша, старик, его слуга

Мария Павловна Бардакова ( Нина Семеновна )
Иван Петрович Бардаков, ее супруг ( Пал Палыч )
Аксинья, горничная

Семен Кузьмич, почтенных лет
Ирина Львовна, его супруга
Натали, их дочь ( Наташа )




Действие первое.
Картина первая.

Действие происходит в обычной московской квартире. Одна из комнат. В кресле перед телевизором сидит мужчина лет 50-ти. Это БАРДАКОВ Пал Палыч. Он методично водит по полу пылесосом. Туда-сюда, туда-сюда. Пылесос выключен, звук телевизора приглушен. Эротика, блин. Истошный вопль откуда-то:

Нина (далее Н.) - Бардаков!!! Ты когда уберешься?!

Пал Палыч включает пылесос, выключает телевизор. Всё молниеносно.

Бардаков (далее Б.) - Милочка, уже заканчиваю…

Н. - Я тебя спрашиваю, Бардаков, когда ты уберешься так, чтобы я тебя больше не видела?

Б. - Ну что ты, милочка, разошлась-то так?

Н. - Не разошлась пока… Но разойдусь! Надоело! И не Милочка я,.. Ниночка! А ты меня всю жизнь с кем-то путаешь!

Б. - Ну что ты, милая моя?.. ( Фурия…) Я вот и в магазин сходить могу, хочешь?

Н. - Хочу! И не возвращайся! Нам тут и без тебя тесно!

Б. - А я на стол накрою, хочешь? Наташа с Коленькой придут, а у нас все готово!

Н. - О! Коленька! Тютькин он, Тютькин!

Б. - Милочка, ну что ты! Наташа ведь любит его. А значит и мы должны…

Н. - А я не хочу! И что за напасть? У меня - Бардаков, у дочки - Тютькин! Никакого просвета!

Б. - А внучку Наташка нам родит, Светой назовем. Чтоб светлей в доме было…

Н. - Родит. Если от святого духа, то родит. Коленьку он на ужин ждёт… Дождешься! Приходит-то за полночь. Он на работе своей женат!

Б. - О-о,.. да он же все ради Наташки. И зарабатывает хорошо…

Н. - А ты видел! Не на того Наташка глаз положила. Вот Петра охомутала бы, был бы толк.

Б. - Да что этот Петя без Николая-то? Тьфу! Пустое место! Одно слово - начальник…

Н. - Не начальник, а босс!

Б. - А как ни называй, все равно пустое место!

Н. - Ага, - пустое! Дача - в Испании! Тут - в три этажа! Ужинает! Только в ресторанах!

Б. - Так готовить некому!

Н. - Я и говорю, не туда Наташка глядела. Он и моложе Тютькина на десять лет,.. и не лысый!

Б. ( поглаживая лысину) - Ну... это не самый большой недостаток. Главное - душа. А этот Петя ее дьяволу давно загнал. Нормальный, честный человек не смог бы так на чужом интеллекте кататься…

Н. - У него все машины - свои!

Б. - Да я не о машинах,.. хотя и о них тоже. Вот скажи, зачем тебе четыре иномарки?

Н. - Ты, Бардаков, чего измываешься? Четыре! Да ты ни одной не купил!

Б. - А надо? Метро под боком. Да и не работала ты никогда…

Н. - Упрекаешь… Да я на тебя всю жизнь ишачила! Почем зря! ( Загибает пальцы.) Уборка, стирка, готовка!

Б. ( тряся пылесосом) - Стирка? Уборка?

Н. - Ой! Люди! Пожар!

Б. - Ты чего? Какой пожар?

Н. - А ты что пылесосом размахался? Убивают! Пожар!

Б. - Не сходи с ума!

Н. - А говорят, что бы ни случилось, надо кричать: "Пожа-ар!" Тогда помогут…

Б. - "Кащенко" тебе поможет!

Н. - Изверг! И на кого я годы свои положила?!

Б. - Кто - на кого… А Николая не трогай!

Н. - Да чего его трогать-то? Он уж тронутый! Наташка - ягодка, а он не лопает!

Б. - Лопнуть боится… Она хоть и влюбилась, но больше в его состояние, а не в него самого.

Н. - Состояние! Мы ей дубленку как справили, так и ходит. Уж пятый год поди.

Б. - Качественная оказалась…

Н. - Заплатки на ней качественные. Кабы за Петю вышла, как сыр в масле каталась бы. Шубы ей покупал бы!

Б. - И тебе.

Н. - И мне! Он уважительный. Не то что некоторые…

Б. - Это за что ж тебя уважать? Ты ж змеища!

Н. - От дракона слышу!

Б. - Ну хватит! Пора эту комедию заканчивать!

Н. - Вот и убирайся!

Б. - Собака тут и зарыта. Если бы ты за порядком в доме следила, может и из Наташки толк бы вышел. А то не тем голова забита. Несчастный человек Николай… Не разглядел в ней главного. Она ж - твоя копия. Духовно. То есть бездуховно. Одни шмотки на уме, бирюльки…

Н. - А кабы шмотки-то были, их бы на уме-то не было. А с Петей была бы, так не о бирюльках думала бы, а брюлики носила бы. А…

Б. - Если бы да кабы… Николай ее на путь направляет, а ты…

Н. - На путь… Трудиться, трудиться и еще трудиться!

Б. - Да какой это труд - задом вертеть? Это, небось, ты науськала Колю секретуткой ее к Петру прилепить?

Н. - Его науськаешь…

Б. - С Петром сговорилась, значит…

Н. - А что, я ей добра желаю. И не секретутка она, а ре-фе-рент.

Б. - А как ни назови…

Н. - Ты на что это намекаешь?

Б. - Я никогда ни на что не намекаю…

Н. - А то как же! Твоя-то секретарша известная была…

Б. - Ты Людмилу не трожь! О ней только доброе сказать можно.

Н. - Вот ты постоянно и говоришь - Милочка, Милочка, тьфу!

Б. - Да ее с тобой и в мыслях сравнить нельзя.

Н. - Вот и топай к ней!

Б. - Окстись, окаянная, дети сейчас придут!

Н. - А у тебя их много? Я вот что-то не насчитаю никак!

Б. - А Наташка?
Н. - А ты уверен? Она ж моя копия!

Тихо заходит Наташа.

Наташа (далее Нат.) - Мама, ты что?

Б. - С ума сходит…

Н. - Ага, не сойду никак… Не дождетесь!

Нат. - Да вы что?

Б. - А что, в первый раз как будто?

Нат. - И когда вы спокойно жить будете? Коля не звонил?

Н. - А он что, телефон наш знает?

Б. - Не звонил. А ты разве не с работы?..

Нат. - С работы. Его Петр в командировку сегодня отправил. В срочную…

Н. - Лучше бы в долгосрочную…

Нат. - Мама!

Б. - А надолго? Куда?

Н. - В никуда да навсегда!

Б. - Помолчи, яд побереги.

Нат. - В Барнаул. К праздникам вернуться должен…

Н. - Молись, дочка, чтоб погода там была нелетная. Жизнь свою наладить успеешь…

Нат. - Мама, да ты что?

Н. - Я - ничего. Да и у тебя пусто. И на что он тебе сдался-то?

Нат. - Кто?

Н. - Тютькин твой! Лысый, старый…

Нат. - Да какой же он старый? Вы ж с ним ровесники почти!

Н. - Вот и я о том… Он ей в отцы годится, а она за него замуж вышла.

Нат. - Мама! Мы этот вопрос давно закрыли. Я люблю его. И он,.. он душой молод!

Н. - Лучше б еще чем…
Б. - Да как тебе не стыдно?

Н. - Мне стыдно должно быть? А внуки где? Три года вместе! По паспорту только!

Нат. - Я институт еще не закончила.

Н. - И ты туда же?! Да, я институтов не кончала!

Б. - А тебя туда звали?

Н. - А чо женился?

Б. - Дурак был.

Н. - Дураком и остался!

Б. - Да,.. потому что остался…

Нат. - Вот и поговорили…

Звонок в дверь.

Н. - Бардаков! Дверь!

Б. - Я никого не жду.

Наташа идет открывать. Возвращается с Петром - цветы, торт, черное пальто, шляпа…

Петр - Здравствуйте… Нина Семеновна ( целует руку), Пал Палыч ( кивает)…

Н. - Ой, Петенька, ну что вы? С цветами… Наташеньке?

Петр - Вам, дорогая, Вам… А вот и тортик. Вечерок скоротать, настроение усладить…

Б. - У меня диабет.

Петр - Ой, ну что вы, Пал Палыч, давно ли?

Б. - С рожденья.

Петр - Не замечал, не замечал…

Б. - Да я знаю, что ты не замечательный. Очков не надо.

Н. - Ой, Петенька, ему лысины достаточно. На весь белый свет обижен…Какими судьбами, дорогой?

Петр - Да вот Наташу, с вашего позволения, развлечь немного хочу.

Б. - Не позволяю!

Н. - С чего это вдруг, Петенька?

Петр - Так Николая в командировку отправил, виноватым себя чувствую…

Б. - Стыдно коту, что сметана без присмотра осталась…

Н. - Ой, да не слушайте вы его, Петя, Он у нас сегодня неулыбчивый. В трауре.

Петр - А что случилось?

Б. - Бабы - дуры.

Нат. - Папа, перестань, неудобно…

Б. - Это тебе неудобно должно быть! Пойдешь с ним?

Н. - Пойдет, ой, пойдет! Что ей тут с нами-то делать? Идите, родные, ваше дело молодое…

Нат. - А можно мне самой решить?

Н. - Нарешала уже… Иди, дочка, начальство уважать надо.

Петр - Нина Семеновна, ну что вы? Мы друзья.

Н. - Вот и ступайте по-дружески.

Нат. - Мама!

Н. - Ну что - мама? Разве я не права, Петенька? Пусть развеется. А то всё: работа - институт, работа - институт… Идите (подталкивает Наташу). Ты, доченька, не волнуйся. Тютькин позвонит, скажем, что учишься…

Нат. - Ну, знаешь…

Петр - Столик заказан, время обозначено. Да и Николай просил присмотреть за тобой…

Нат. - Коля?

Петр - Да! Тютькин! Знаешь такого?

Нат. - Ну, ладно, хорошо. Пап, я недолго…

Петр и Наташа уходят.

Б. - Доверил козлу капусту… И правда, Тютькин…

Н. - А я о чем?

Б. - А ты молчи, оправдываться еще придется, чует мое сердце. И-и-эх!

Н. - (прихорашиваясь перед зеркалом, поет) Сердце, тебе не хочется покоя. Сердце, как хорошо на свете жить. Сердце, как хорошо, что ты такое. Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить…

Б. - (подходит к ней сзади, пытается обнять) - Милочка, а ты еще хороша!..

Н. - (хлопает его по рукам) Хороша Маша, да не ваша! Если у Наташки ума хватит, Тютькин тут больше жить не будет! Запомни!

Б. - О! Опять ты за свое!

Н. - За свое! Она - моя дочь!

Б. - И моя!

Н. - Бардаков, шел бы ты…

Б. - Не пойду, устал очень… Есть хочу. Что у нас на ужин?

Н. - У вас - не знаю. У меня - разгрузочный день.

Б. - День уж закончился…

Н. - Бардаков, ты когда уймешься? Ведь выгоню! Вместе с Тютькиным выгоню!

Звонок в дверь.

Н. - Бардаков! Дверь!

Б. - (бежит открывать) Наташенька образумилась… Коля…

Входит Николай Тютькин ( К.)

К. - Пал Палыч, вы что? Умер кто?

Н. - А ты ждешь? Умерла!

К. - Кто?

Н. - Не кто, а что. Любовь твоя!

К. ( побелев) - Что с Наташей?.. Нина Семеновна?

Н. - С ней-то как раз все в порядке. А вот с тобой… Ты почему здесь? По тебе Магадан плачет!

К. - Какой Магадан?

Б. - Барнаул. Магадан по Петьке сохнет…

Н. - Не подсказывай, Бардаков!

К. - Так, стоп. Я не улетел. На билет денег не хватило…

Н. - И на что ты их потратил?

К. - Ни на что. Не хватило.

Б. - У тебя - не хватило. А у Петьки - хватает.

К. - Пал Палыч, Петр не виноват. Это я сам, по рассеянности… Наташа где?

Н. - Вспомнил!

К. - Да я и не забывал. Где моя жена?

Б. - Коля, ты только не волнуйся… Спокойно, Коля! Ты что на ужин хочешь? Давай праздник устроим!

Н. - Праздник я вам сейчас устрою… Бардаков, не перебивай! Тютькин, ты - холостой! Точка.

Б. - Нина…

Н. - Кто?!

Б. - Милочка, не опережай события!

К. - Нина Семеновна, что за шутки?

Б. - Нет, Коля, это не шутки. Твой Петя увел твою Наташу. Все - свои…

Н. - Но на моей жилплощади!

К. - А я квартиру покупаю…

Н. - А что ж ты раньше молчал?

Б. - По рассеянности…

Н. - И на что ж ты ее купишь?

К. - Да вот премия хорошая светит… и Петр с кредитом обещал помочь…

Б. - У Петьки денег не бери!

Н. - А он теперь и не даст! А помочь - поможет… Уже помогает!

Б. - Нина!

К. - Где они?

Н. - В раю, надо полагать ( саркастически).

К. - ( успокоенно) А, понял. Петр там свой.

Н. - Да он и тут не чужой. И посмотреть приятно, и пахнет… мужественно…

Б. - Это веник его воняет…

Н. - Не смей осквернять даже словом! Какие розы…

Б. - С шипами…

Николай садится за компьютер.

Н. - Бардаков! Я вот что-то не припомню, когда ты последний раз цветы в дом приносил!… Или Тютькин…

Б. - Несуном не был и не буду! Николай, ты что же, так все и оставишь?

Н. - Так всё и оставит. Оставлять нечего. Гол как сокол!

Б. - Коля, что молчишь? Поедешь за Наташкой?

К. - Да сами вернутся. Мне поработать надо…

Б. - Поработать?! У тебя жену уводят! И кто? Тот, на кого горбатишься!

К. - Как уводят?

Н. - Да увели уж, работай, Тютькин, работай…

Б. - Коля, вставай и беги!

К. - Куда?

Н. - В рай… Дорогу знаешь? Вот только не через форточку, не через петельку, самоубийцы в рай не попадают… Может, поможет кто? На улице-то темно…

Б. - С ума сошла?

Н. - Бардаков, и ты не медли!

Б. - Ну, тебя, к дьяволу! (одевает свитер, что-то ищет)

Н. - Чемодан ищешь? Он уж собран!

К. - Нина Семеновна, зачем же вы так?

Н. - А тебе твой в раю не понадобится…

Б. - Коля, звони…

К. - Куда?

Б. - "03"

Н. - Душегубы! Я вам щас позвоню! (вырывает шнур из телефона)

Б. - Все. Когда остынешь, мастера позовешь. Я тут больше ничего чинить не буду!

Н. - И не надо! Петя новый купит! Два купит!

Б. - Три не хочешь? Коля, ты слышал - Пе-е-тя! Пойдем!

К. - Куда?

Б. - Опять - двадцать пять! За Наташкой! Дорогу знаешь?

К. - Знаю…

Б. - Ну, так не телься, скорее!

Уходят.

Н. - Оба сдвинулись… «Скорую» вызывать придется, точно…



Картина вторая.
Ресторан "Эдем". Маленький зал. Зимний сад, фонтанчик. Все благоухает. Полумрак. На столиках, - их три-четыре, не больше, - свечи. Мужской стриптиз - ненавязчиво. За одним из столиков сидят Петр с Наташей.
Все это - за супером.

Петр - Ну, что же ты, милая, ничего не ешь? Может, что-нибудь особенное хочешь?

Нат. - Тут все особенное… Но я так не могу (кивает в сторону стриптизера).

Петр - Он тебе не нравится?

Нат. - Мне тут не нравится. То есть нравится, но без этого бы.

Петр - А почему? Ты, вроде, не пуританка.

Нат. - Не знаю, Коле это тоже не понравилось бы.

Петр - Откуда ты знаешь? Мы с ним частенько тут бываем… Бывали. До тебя.

Нат. - Не может быть. Он бы мне рассказал. Обязательно.

Петр - Думаешь, что все о нем знаешь?

Нат. - А чего я не знаю?

Петр - Ну зачем же нам портить этот вечер? Мороженого хочешь?

Нат. - Не хочу. Я домой хочу!

Петр - Да разве в таком доме ты должна жить? В таком?
Нат. - Меня, конечно, не все устраивает, но это мой дом. Наш с Колей.

Петр - И мамы с папой.

Нат. - Все так живут.

Петр - Ну отчего же? Можно жить лучше.

Нат. - Когда-нибудь…

Петр - Когда тебе это уже будет ни к чему… А сейчас хочешь?

Нат. - Ничего я не хочу.

Петр - Ладно, сейчас закажем десерт.

Нат. - Не хочу.

Петр - Ой, какая сердитая девочка. Закажем. От сладкого добреют… Но пока потанцуем.

Петр берет Наташу за руку. Наташа сопротивляется, но дабы не привлекать внимания, уступает… Танцуют. Петр делает чуть заметное движение рукой, в их танец вступает стриптизер. Ничего не понимая, Наташа хочет вырваться, но не может.

В это время перед супером Пал Палыч Бардаков и Николай Тютькин пытаются пройти в ресторан. Охранник со швейцаром не пускают их.

Шв. - Не положено. Все столики заняты.

К.- Кузьмич, у меня там жена. Пусти…

Шв. - У нас все дамы с кавалерами. Одиноких нету.

К. - Кузьмич, она с моим шефом.

Б. - Пусти! (Борется с охранником.)

Охр. - Не положено, дед.

Б. - Я те дам - дед! Я за дочкой!

Охр. - Не положено, папаша.

Б. - Пусти, кому говорят!

Охр. - Не положено.

Шв. - А чем расплачиваться будете?

Б. - Да мы на минутку…

Шв. - И форма одежды не соответствует!

Б. - А какая соответствует?

Шв. - Смокинг, бабочка…

Б.- Мы не курим, а бабочка наша там!

К. - Пал Палыч, тише… (сует деньги швейцару в подставленную вовремя руку). Я на пять минут.

Шв. - Вот, уже на пять. А говорили - на минуточку… - ( Пропускает Тютькина. За ним следом пытается прорваться Бардаков.) - Куда?!

Охранник отстраняет Пал Палыча.

Б. - Пусти…

Охр. - Не положено… И чемодан.

Б. - Что чемодан?

Охр. - Не положено.

Б. - И-и-эх! А пиво у вас тут где?

Шв. - За углом.

Бардаков уходит. Поднимается супер. Наташа, Петр, стриптизер танцуют. Заходит Николай… Видит то, что видит, подбегает, бьет стриптизера по лицу, точнее, дает в морду, хватает Наташу, тащит к выходу.
Охранники заламывают Николаю руки, ведут к выходу. Петр, взяв Наташу за руку, ведет к столику.

Нат. - Оставьте меня!

Петр - Коля! Ты уволен!

Нат. - За что?

Петр - А что, хочешь, чтобы работал?

Нат. - Хочу!

Петр - Ну, наконец-то, без "не". Тогда десерт, коньяк и без фокусов, деточка… ( целует руку) Миша!.. (зовет официанта)






Картина третья.
Бульвар. Скамейка. Николай сидит, упершись локтями в колени, обхватив голову руками. Бардаков стоя допивает пиво.

Б. - Так вот, Коля… Им наш душевный стриптиз не нужен. Им в натуре подавай, Коля. А когда со всей душой, не надо.

К. - Пал Палыч…

Б. - Да, Пал Палыч. А ты вот - Коля. Тебе уж сорок третий, а ты - Коля… А этот, гусь лапчатый, - Петр Арнольдович. Так-то. Каким местом он себе отчество заработал? Тобой. Твоими мозгами.

К. - Я не место.

Б. - Да, ты без места… И я без места. Но с чемоданом.

К. - Вы это серьезно?

Б. - Серьезней не бывает. Нету моих сил больше. Я к матери, в деревню, поеду.

К. - Так ведь уж год, как схоронили.

Б. - Ну так что ж ? Всё ближе к ней… Там я… место своё и найду. Ох… Хоть душу травить никто не станет. Противоядие у меня закончилось, Коля… А ты что теперь?

К. - Не знаю.

Б. - Во дает! Голова - энциклопедия, а он не знает. Ты покумекай тут маленько. Только мозги не отморозь… На, для сугреву. ( Дает Николаю бутылку пива.)

К. - Да не могу я больше.

Б. - Это - практики маловато. Вот ведь жизнь какая штука - все думал, думал, за мозги деньги получал. Нормально отдохнуть - времени не было. Один просвет случился - женился! Да вот не удержал.

К. - Пал Палыч, оставьте! ( Судорожно пьёт пиво.)

Б. - А-а, зазнобило!.. Ну, так, всё одно, Коля, что ни надумаешь, помни: бабы - дуры. Факт. И к ним надо как к больным - цветочки в палату, конфеточки, яблочки… А чуть что не понравится в мужике, разбуянится, так это,.. смирительную рубашку.

К. - Это как?

Б. - А вот так значит, безо всякой рубашки… Их это и смиряет. Как говорится, если женщина не права, перед ней надо извиниться. Но можно и без слов. Но с телом…

К. - А что ж вы дёру даете?

Б. - Птичка я маленькая, Коля. Колибри не того калибра. Я ей нарциссы дарил, а она орхидеи ждала. Я ей "Красную Москву", а она "Шанелью" благоухать желала… Так вот и не сошлись характерами жизнеобеспечения.
К. - А что так поздно это поняли?

Б. - Да я всегда понимал, но любил… И Наташка опять же…

К. - Не говорите мне о ней!

Б. - О, щас запоёшь… Ну, я пошел, Коля, а то на электричку опоздаю. ( Достает еще одну бутылку пива, дает Коле) На, не озябни. Всё… Если что, адрес знаешь. Ехать тут недолго, час с хвостиком. Будь. ( Берет чемодан, уходит.)

Коля ( один) - Эх, Наташка-Наташка, красивая мордашка! Что же делать?.. Напиться?.. Уже хорош… Утопиться?.. Лёд кругом… И морду не тому набил. Пётр Арнольдыч… Я ж тебя учил - учил, а ты только деньги считать научился. Да на мне ездить… Охомутал, гад! А Наташку я тебе не отдам! Хоть ты и Арнольдыч!.. - ( Встаёт, шатаясь, идёт, спотыкаясь, падает. В сугроб.) - Ох, ёл-ки-пал-ки! Ну и ладно! Замерзну тут… Тоже выход.

Откуда-ни-возьмись возникает старичок, маленький, бородатенький, в тулупчике. Снимает его, а под ним другой, да не такой добротный. Старик теперь скорее на бомжа смахивает. Это - Йолупукки.

Й. - Эй, внучок, накройся, того и гляди, захвораешь…

К. - М? Вы кто?

Й. - Йо-хо-хо!

К. - Кто вас сюда звал?

Й. - Йо-хо-хо… Да ты же и кликнул…

К. - Я? Это когда?

Й. - Да вот токо что. Когда падал…

К. - Не помню. Да и не знаю вас.

Й. - Знаешь, да в другом обличьи… По правде сказать, все меня знают. И верят в меня, пока маленькие. Загадывают что несбыточное, а я исполняю. А потом вырастают, верить начинают в наличие наличности и, если меня и вспоминают, то для того только, чтобы я им наличность эту увеличивал. А мне это не по нутру…

К. - Дед, ты чего? Больной?

Й. - А грубостей не надо. Не разрушай свой образ. Я на твой зов откликнулся, потому что знаю тебя давно. Ты ведь все правильно в жизни делаешь…

К. - А толку-то? Каштаны из огня таскаю…

Б. - А ты охолонись да покумекай. Отдохнуть тебе надобно. Может что важное припомнишь. А не припомнишь, так поймешь. Ты понятливый… Пивко-то допил? Бутылку мне отдай, отблагодарю…

К. - Ну, дед, ты даешь! Держи полную, отработал…

Й. - Не обижай, сгожусь еще. Ты вот чего больше всего хочешь-то?

К. - А тебе на что?

Й. - Подсоблю, может…

К. - Ну, валяй… Чтоб я молод был, чтоб Наташка со мной была,.. чтоб все у нас хорошо было… Вот.

Й - А богатство?

К. - Зачем оно мне?

Й. - А попробовать не охота?

К. - А вдруг понравится?

Й. - Так ты с ним справишься!

К. - Всё, дед, с меня хватит. Я знаю, как тебя зовут. Ты - моя белая горячка. Вот!

Й. - Я, может, и белый, но не горячий. А звать меня как, время придет, вспомнишь. Ты не медли… Вот тебе адресок, дом стоит там. Не высок. Все удобства в нем найдешь, ночку эту проведешь. А наутро, может статься, порешишь еще остаться… Только помни! Будет лихо - ты меня на помощь кликай…

Сказал и пропал…

К. - Чушь какая!.. Ведь никогда до такого не напивался… Глюки…

Появляется прохожий.

Прохожий - Тють-кин?

К. - Николай.

Прохожий - Тю-ть-кин?

К. - Да!

Прохожий - Там за углом такси ждет. До деревни Бардаково. Заказывали?

К. - Нет… До какой деревни, говорите?

Прохожий - Бар-да-ко-во!

К. - Вот-те-на-те! Так это Пал Палыч шутит?

Прохожий - Какие шутки? Ещё пять минут и уедет! Поторопитесь! ( Уходит.)

К. - Ну, ладно, Бардаково, так Бардаково. ( Поднимается, уходит.)


Картина четвертая.

Николя ( Николай)
Мария Павловна ( Нина Семеновна)
Иван Петрович (Пал Палыч)
Петруша (Пётр)
Натали ( Наташа)

Лет сто назад. Гостиница на тракте.
Утро. Николя ( Николай) просыпается. Садится на кровати, видит подштанники на себе, мотает головой, трет глаза, смотрит опять, ложится. Озирается по сторонам, ничего не узнаёт. На ночном столике - подсвечники, непонятная его взору бутылка. Николя берет ее в руку, принюхивается, отпивает, ставит обратно на столик, но, не доведя это действие до конца снова отпивает, уже добрую часть содержимого. Смотрит в разные стороны, над кроватью замечает веревочку, дергает… Колышется занавеска, заходит Петруша - сгорбленный старик с шаркающей походкой.

Петруша - Ночная ваза ваша тут, под ложем.
Могу я выйти, коль настала в том нужда…
Но пить вам, барин, так - скажу, негоже.
Пьяны так не были вы, право, никогда… ( Уходит.)

Николя ( вскакивая с кровати) - О, Господи! Да что за бред? Иль сплю я?
Щипну себя… Ой, ёлки, нет, не сон…
Ну пиво, водка с пивом… Коноплю я
Не брал и в руки!.. Да и кто же он?! Эй, вы!.. Не слышит…
Петруша - Звали, барин?
Я хоть и стар, но вовсе не глухой.
Чо голосить?.. Бульончик сварен.
Двух кур затратил… Очень неплохой…

Николя - Какой бульончик?! Кур я ненавижу!
И кто тут барин? Что за маскарад?

Петруша - Простите, может я вас и обижу,..
Но там вечёр никто вам не был рад…

Николя - Где, черт возьми? И кто вы? Отвечайте!

Пет. Вам в пору лекаря сюда позвать.
Ложитесь-ка… И боле не серчайте.
Вам, право, рано покидать кровать…
Я мигом… ( Уходит.)

Ник. - Да, я, видно, точно болен.
И не могу нормально говорить.
И от того, что жизнью не доволен,
Я разум потерял?! Кого винить?


Вот зеркало… уж коль я в преисподней,
Так значит не увижу в нем себя…
Ой, ёлки! Кто это? В рубахе-то исподней?..
Ах, Боже!.. А ведь знаю я тебя! ( Тычет в зеркало пальцем.)

Ведь это ж я!.. Но как хорош, зараза!
Ни седины нет, ни брюшка… Ой-ля!
Ведь это я! Но в два моложе раза!..
Уходит из-под ног моих земля…

Вот дед проклятый! За бутылку пива
Так расплатился… Хохотал-то как!
Напрасно слушал я его лениво.
В карман он что-то сунул мне… Пятак?..

В карман… пятак… А это что? О, боги!
Куда отправил он меня?.. Где я?
Всё время спал. Не помню я дороги…
Неужто в правду - пьян был как свинья?

Ой-ёй-ёй-ёй! Ведь что-то делать надо…
А он сказал, что позовёт врача!..
И где теперь души моей отрада?
Попала в руки Петьки-палача?!

А может все это мне лишь приснилось?
Я в летаргию впал!. А не в сугроб.
В сугроб. А там всё разом помутилось.
И это вот со мной - пред тем, как в гроб?!

А может быть, уже похоронили?
Штанишки белые… Но тапок нет!
В психушку тещенька сдала, вот. Или…
Не по-ни-ма-ю! Боже! Где ответ?!

Петруша - Клозету нет здесь, барин… Мы ж на тракте…
(заходя) Ох, напужали вы меня вчера…
Ник. - Врача позвали? Кто вы?
Пет. - Ну, характер…
А всё дружочки ваши, шулера…

Ну, погодите, барыня приедет,
Уймёт вас мигом да заплатит долг…
А ведь могли б жениться, были б дети,..
Ник. - Так я женат!
Пет. - Ага. И жёнок полк.
Ник. (в сторону) -
Что за игра? Неужто злую шутку
Судьба со мной сыграла… Но за что?
Ведь вроде помню каждую минутку…
( громко) А барыню как звать?
Пет. - Ох, да вы что?
Над стариком негоже потешаться,
Ведь я с пеленок с вами, Николя.
Да, видно, на покой пора… Прощаться
Пришел мне срок. Пойду стеречь поля.

Ишь, моду взяли… Я со всей душою…
Удумали смеяться надо мной?
Пущай в том право есть у вас большое,
Но я свободен, я не крепостной…
( Стук в дверь.)
Пойду открою… ( Шаркает.)
Ник. - Нет! Не открывайте!
Пет. - Да что вы? Может, барыня уже…
Скорей рубаху эту надевайте…
Негоже перед нею в неглиже…

Ник. ( одеваясь) -
Ну, ладно, ладно, я вам подыграю.
И, может, что-нибудь пойму тогда…

!!! Стремительно входит Мария Павловна ( Нина Семеновна), направляется к Николя, раскинув руки.

М.П.- Мон шерами! От страсти я сгораю!
Целуй меня скорей! ( Бросается на Николя.)

Ник. - Вот это да!..
Кошмар всё круче, но такого хода
Не ожидал… Да вы в своём уме?! ( Отталкивает её.)

М.П. - С чего ко мне вдруг эта непогода?
Иль хочешь оказаться на скамье?..

Ник. - Да лучше там, при лунном свете, с пивом…

М.П. - Дерзишь, проказник? В яме не нальют.
Ведешь себя ты крайне некрасиво…
Или наскучил жаркий мой уют?

Ник. (тихо) -Ах, боже мой! - ( к ней) - Скажите, где живу я?

М.П. - Не жар ли у тебя, мой дорогой?

Ник. - Наверное… Вас видеть здесь… живую!
Кошмарный сон!.. А день у нас какой?

М.П. - Мне б наказать тебя, мальчишка скверный!
Но вижу - болен… А тому виной -
Вчерашний шаг твой, глупый и неверный…

Ник. - А правда, что вы стали мне женой?..

М.П. - Ах, вот в чем дело!.. Милый, ты же знаешь, -
С Иваном не могу я развестись.
(обиженно) Казалось мне, что все ты понимаешь…
И не ревнуешь…
Пет. - Чаю принести?

М.П. - Я позову, Петруша, будет надо,
Потом, потом… Сейчас же - выйди вон.
(к Ник.) Мон шерами, тебя я видеть рада,
Хоть ты огромный мне нанёс урон…
Но не сержусь. Твой долг я оплатила.
Ты воротиться можешь сей же час…
Ну обними! И пусть покинут силы
В объятьях жарких!.. (наступает)

Ник. - Умоляю вас!
Я не могу! Заразный я! Простуда!

М.П. - Какая невидаль… Я излечу тебя!

Ник. - Нет-нет! Мне доктора скорей!

М.П. - Откуда?
Своей любовью вылечу тебя, любя!

Николя вырывается, вскакивает одним прыжком на кровать.

Ник.(тихо) - Уж лучше сумасшедшим я прикинусь,
Чем с тёщею вот так…
(в голос) Хочу врача!

М.П. - Когда вернемся, я сама к ним кинусь.
Ну, а сейчас скажу, пусть сгоряча…
Неблагодарность эту я припомню!
Когда настанет помощи черед.

Ник. - А год у нас какой? Я вот не помню…

М.П. (усмехаясь) -Простуда глупостью пошла. Да через рот…
Петруша! Запрягать вели! Скорее!

Пет. - Что, барыня, так скоро?

М.П. - Болен он.
Теперь с ним надо быть еще добрее, -
Простужен головою и… смешон.

Уеду первой. Но потом проверю,
Какого лекаря он так желал…
( Быстро уходит, хлопая дверью.)

Пет. Ох, святый Боже, да на кой же дверью
Так сильно бухать? Я же починял…
( Уходит, быстро шаркая.)

Николя (один) - И что теперь?.. Запрёт меня в психушку?
Эй, дед! Я жизнью дорожу!
Шепнул бы мне! Хотя бы и на ушко…
Что дальше-то?..

Голос - Нет, милый, не скажу…

Затемнение.


Конец первого действия.



Второе действие.

Сцена пятая.

Дом Бардаковых (тех). Комната барыни. Мария Павловна перед зеркалом. Смотрит на часы. Звонит в колокольчик. Прибегает Аксинья, служанка.

М.П. - Аксинья, отвори окно. Быстрее!
Мигрень проклятая который день…

Акс. - А Вы бы, барыня, легли… да поскорее.
Чо маяться? Вон - под глазами тень…

М.П. - Окно просила я открыть, не боле…
Твои мне речи слушать силы нет…

Акс. - Да, барыня, конечно, ваша воля… (открывает окно)
Я к чаю принесу сейчас крокет.

М.П. - О, Боже мой… Тебя не отпускала…
И не крокет, а крекер. Поняла?..
Я тут письмо одно вчера писала…
А нынче не нашла… Не подняла?..

Акс. - Да на что мне? Читать я не умею…
Вот, может, барин?
М.П. - - Видно так и есть…
Так поищи покуда.
Акс. - - Я не смею…
М.П. - Я не прошу. Найти и мне принесть.
В его покоях ты ведь словно рыба.
Да не на суше, а в самой воде…
А мне не чаю, а воды испить бы.
Ступай… (Аксинья уходит)
Ох, чует сердце, быть беде…

Мечется по комнате, садится за столик, берет бумагу, пишет:

"Ах, Николя! Зачем же так жестоко
Со мною обошёлся?.. Я прошу,
Прошу тебя, хоть знаю, мало проку
В том, что сейчас былое ворошу…
Ведь ты любил… И пыл твоих лобзаний
Горит доселе на моих устах…
С меня довольно муки и терзаний.
Хочу любовь увидеть я в очах…

Твоих очах, несносно горделивых,
Меняющих от настроенья цвет.
То голубых, влюблённо-шаловливых,
А то с упрямством прячущих секрет…

Ах, Николя, тебя любить я буду
И укрывать от всех мирских забот…
Я сотворю для счастия запруду,
Чтоб не прошла и искра от невзгод…

Иван Петрович будто что-то знает.
Но я теперь его уж не страшусь…
Он, как и прежде, любит и прощает…
С почтением к нему я отношусь…

Вчера уже письмо я начинала,
Сказав лишь главное,.. но вот беда -
Его я обронила, потеряла…
Не дай бог, он захаживал сюда!

Прошу, позволь, любимый, как и прежде,
Тебя мне видеть… Завтра ровно в пять
Я жду тебя. И верю лишь надежде,
Что наша страсть вернется к нам опять…

С тобою буду холодно учтива,
Коль на виду у всех. А их не счесть…
Твоё любимое я заказал пиво,
Хоть не пойму… Напитки лучше есть…

Я не сержусь за прошлое, тем паче,
Остыл ты к картам, слышала, совсем.
Я помогу тебе поймать удачу.
Люблю! Хочу кричать об этом всем!

Аксинья передаст через Петрушу
Посланье это… Что теперь терять?
Открою ей свою, пожалуй, душу.
Уж нету силы доле всё скрывать…"

Звонит в колокольчик. Входит Аксинья.

М.П. - Аксинья, где ты? Что за промедленье?
Письмо нашла?

Акс. - - Так это… там…

М.П. - -Да что?

Акс. - Пришли-с уже. Просила позволенья
Прибрать чуток. Да он прогнал за то…

М.П. - О, Господи! Да как ты неуклюжа!
Учу тебя, а толку нет. Беда…

Акс. - Воды испейте…

М.П. - - Ты видала мужа,
Скажи, сердит он нынче? Мрачен?
Акс. - - Да.
Бубнит чавой-то да руками машет…
Да не сегодня, третий день, поди…

М.П. - Пойдем-ка в сад… и там, в беседке нашей,
Я расскажу тебе секрет один.

Ты преданна мне, знаю. Не обманешь?

Акс. - Ой, барыня, за Вас - хоть в полынью!

М.П. - Не вздумай, глупая, навеки канешь…
Словами с ног собью…
Акс. - - Я устою…
( Уходят.)


Сцена шестая.
Следующий день. Иван Петрович (И.П.) Бардаков ( Пал Палыч) и Мария Павловна (М.П.) в ожидании гостей. Иван Петрович просматривает список приглашенных.

И.П. - Иван Кузьмич прибудет?
М.П. - - Да, конечно…
И.П. - А кто еще пожалует сюда?
Просил же я, да, видно, безуспешно…
Не слушала меня ты никогда.

М.П. - Иван Петрович, разве это дурно,
Коль молодость развеет нас чуть-чуть?..

И.П. - Ведет себя она уж очень бурно.
И думает о сущном как-нибудь…

М.П. - Ну, что вы, есть достойные примеры,
Когда в достатке мысли и огня…

И.П. - Огонь от дьявола! В нем грех без меры.
Нет, не лежит душа к ним у меня…

Коль в разговор спокойный наш вонзятся,
Учтивости не стану угождать!

М.П. - Иван Петрович, будет… Может статься,
Уж прибыл кто-то. Надобно отдать

И вежливости дань… Пойдемте, ну же…

И.П. - Оболтусов встречать не стану я.
Эх, связь времён становится всё уже…

М.П. - Уймитесь, право… Как устала я… (звонит в колокольчик)

Заходит Аксинья.

М.П. - Аксинья, что ответишь? Всё готово?

Акс. - Да, барыня, как вы велели, да…

М.П. - Тогда ступай… Когда покличу снова,
Без промедленья приходи сюда.

Аксинья уходит. Лакей (?) представляет прибывших.
Входят Семен Кузьмич(С.К.), Ирина Львовна(И.Л.), Натали (Наташа).

С.К. - А вот и мы!.. Вы, видно, нас не ждали.
Иван Петрович, здравствуй, дорогой!..

И.П. - Ну, полно-те, Семен Кузьмич, едва ли
Гость сыщется другой для нас такой.

С.К. - Вы, Машенька, прекрасны, как и прежде…

М.П. - И Вы не изменились,.. разве что
Дочь выросла…
С.К. - -Да, пища есть надежде;
Умна, красива… И жених есть.
М.П. - - Кто?

И.П. - Мария, Маша! Что за любопытство?
Придет черёд, узнаем… Ну, друзья,
Пойдем да выпьем, чтоб надеждам сбыться…

М.П. - А как же остальные? Так нельзя…

И.П. - Ты, если хочешь, подожди… Что толку
Друг другу дифирамбы распевать?
Я голоден. И фору дам хоть волку!
Пойдем, дружище, вина распивать..

Уходят, обнявшись. Наташа выходит в сад (танцующие занавески).

М.П. - Вот так всегда… Ну, право, что за нравы?..
А говорят, что молодёжь вольна…

Ирина Львовна - Да, дорогая, им бы лишь отравы
(И.Л.) Глотнуть… Ей внутренность уже больна…

Семен Кузьмич давно уже не крепок,
Слабеют ноги,.. и в глазах туман…
Еще скажу, уже не любит девок.
А молодой был - ой, ну, прям дурман!..

Кого еще Вы ждете тут?.. Не тайна?

М.П. - Не многих ждем… Да вряд ли уж придут.

И.Л. - Не знаю, может, я кого случайно?

М.П. - Да что вы, что вы… Все известны тут…

И.Л. - Ах, милочка, а всё ль у вас в порядке?
Ведь знаете, что люди говорят…

М.П. - Пусть говорят. Со сплетен взятки гладки.
А языки от зависти горят…

Акс. - Пожалуйте к столу,.. уж все собрались…

М.П. (в сторону) - Его друзья проходят мимо нас…
(громко) Морозовы уж тут? Не задержались?

Акс. - Да, барыня… Все ожидают вас.

М.П. - Ирину Львовну проводи, Аксинья…
А где же, право, Ваша Натали?

И.Л. - В саду, должно быть. Там, под неба синью
Любуется цветами из дали…

М.П. - Схожу за нею. Вы уж не серчайте…
Мигрень замучала…
И.Л. - - Поверю я…
М.П. - Вы к трапезе, прошу Вас, приступайте.
А полегчает, подойду и я…

Ирина Львовна уходит в гостиную, Аксинья ее сопровождает (?),
Мария Павловна выходит в сад.

Сцена седьмая.
Сад. Беседка. В ней - Натали. Мимо идёт Николя, обрывая листву с кустов.

Ник. - Какого черта мне сюда являться?
Как объяснить ей то, что я не тот?
Уже пора, пора уж мне решаться
Обратно возвращаться - вплавь иль в брод…

Хотя и здесь порою очень мило.
Я обеспечен… Только иногда
Бывает тошно так, что хоть в могилу,
Раз невозможно убежать туда…

В беседке кто-то… Потяну я время,
Чтоб только позже увидать ее…
АХ! БОЖЕ! Что это?.. Какое бремя
С души упало!.. Божество моё!

Упасть готов к твоим ногам, о, чудо!
Наташенька! Родная!..

Нат. - - Ах! Вы кто?

Ник. - И ты за мной перебралась оттуда?
Я так страдал! Любимая…

Нат. - - Вы что?!
Немедленно покиньте это место!
Вдруг кто увидит?

Ник. - - Ну и что с того?

Нат. - Я Вас не знаю!

Ник. - -Боже, как невеста
Ты хороша…

Нат. - - Не ваша!
Ник. - -Я его…
Убью!
Нат. - -Кого?

Ник.- - Уж не Петром зовут ли?

Нат. - Пока не знаю. Видела… во сне. ( чуть кокетничая)
А как узнать, он где-то там иль тут ли?

Ник. - Я знаю. Ты мечтала обо мне!
Быть может, это было сновиденьем.
Но присмотрись,.. ведь я - судьба твоя.
Тебя ко мне послало провиденье,
А ты таишься, страсть в душе тая…

Нат. - Вы, право, кто?

Ник. - - Наверно, сумасшедший…

Нат. - Вот-вот. Иначе точно не назвать.
Не приглашенный вы… Инкогнито пришедший?

Ник. - Да нет… Меня сюда… твоя,.. Наташа,.. мать…

Нат. - Что мелете? Да вы пьяны без меры!

Ник. - Любовью пьян. Лишь ты тому виной…

Нат. - И тычете опять. Что за манеры?

Ник. - Я все смогу лишь для тебя одной!

Нат. - Вы так наскучите мне очень скоро,
Коль не изменитесь… Пойдемте в дом,
Нас, видно, вспомнили об эту пору…
Вы вхожи в этот дом?

Ник. - - Нет, не знаком
Почти ни с кем из них…
Нат. - - Ах, вот как…

Ник. - - Боже,
Позволь хоть рученьку поцеловать…
Ты - чудо, чудо,.. ты всего дороже…

Нат. - Ну, право, хватит, хватит баловать.
Коль я вам приглянулась так мгновенно,
Сумейте превосходство доказать…

Ник. - Ну, что ж, тогда приступим непременно!

Нат. - Но в меру, я могу и наказать…

Ник. - Меня? За что? Ведь я твой раб навеки!

К беседке тихонько подходит Мария Павловна, таится.

Нат. - Не позволяйте вольностей себе!
Как будто из брегов выходят реки,
Несносны так…

Ник. - - Я всё отдам тебе,
Лишь попроси… Я даже звезды с неба
Тебе достану,.. солнце!.. И луну!

Нат. - Мне многого не надо, сударь, мне бы…

М.П. (заглядывает в беседку) - А я-то думала, найду тебя одну…

Нат. - Да я одна. А это кто - не знаю…
Он приглашен к Вам нынче ? Иль обман
Внушает мне?..

Ник. (видя лишь Натали) - В тебе души не чаю…

М.П. (громко) - Ах! Руку дайте! В голове туман…

Николя покорно делает шаг ей навстречу, берет под руку.

М.П.(шепотом) - Мальчишка скверный! Это - благодарность?
За всё, что я тебе приподнесла?

Ник. - Не вы, Семеновна,.. то - неба данность…
Я тут плыву, как в лодке… без весла.

М.П. - На возраст намекать, - как подло это!
К тебе благоволила, видно, зря!

Ник. - Ну, что вы,.. вы в соку! Вы - прямо лето!..
А у меня в душе - пока заря!

М.П. - Ты на язык остёр, ну, что ж, не ново.
Девчонка приглянулась, я гляжу…
Коль что замечу, накажу сурово! (шипит)

Ник. - Я для ответа слов не нахожу!

М.П. - От слов бывает часто мало проку…

Ник. - Так я готов на подвиги сейчас.
И пусть иду навстречу злому року,
Боготворить я буду этот час…

М.П. - Несносен ты. Об этом пожалеешь…

Ник. - Но как же дочке не желать добра?

М.П. - Ты, как и прежде, ерунду всё мелешь,
Ведь нет детей…

Ник. - - Так, может быть, сестра?

М.П. - Тебя я видеть больше не желаю!

Ник. - Так мне уйти? Зачем так много слов?

М.П. - Ах, Боже, этот день я проклинаю…
Ты пропадёшь!

Ник. - - Я к этому готов.
Но на дорожку будьте же учтивы.
И познакомьте с домом напослед…

М.П. - Тебя бы исхлестала я крапивой,
Но так, чтобы пропал и тени след!..

Идут в дом.

Сцена восьмая.
Вечер. Гостиная. Иван Петрович, Мария Павловна, Николя, Натали с родителями. Другие, коих мы и не видели, уже отбыли. Аксинья прислуживает.


И.П. - И так, Семен, проходят наши лета…
Всё чередом, за осенью зима…

С.К. - Да, милый друг, пусть песня наша спета
И подкосились наши терема,
Но закрома полны… Кому оставить?

И.П. - Наследника Бог не дал,.. у тебя ж
Есть Натали. Её же мужу - править…
Когда найдётся… Может, этот - ваш? ( Кивает в сторону Николя.)

С.К. - Его я, право, тут впервые вижу…

И.П. - Но как шустёр!..
С.К. - - Да, видно, не тюфяк.

И.П. - Давай-ка подзовём его поближе,
На небылицы, право, он мастак…

С.К. - Да и другим в пример, себя учтиво
Он вёл средь нас…
И.П. - - Мария,.. подойди…
( Мария Павловна подходит к мужу.)

И.П. - Ты что-то нынче вовсе не игрива…
К нам протеже свое ты подведи.

М.П. - Иван Петрович, что за обращенье?

И.П. - Неужто надо на колени пасть?
Когда ты смотришь с падким отрешеньем…
На Николя… Ну, что, попал я в масть?

М.П. - Вы слишком много нынче выпивали,
Вам чудится, чего у вас уж нет…

И.П. - А что ж не выпить, коли наливали,..
За то на все вопросы есть ответ.
Покличь, сочти за труд, коль так ретива…

С.К. (шепотом) - Иван Петрович, что это у вас?..

И.П. - А ты, дружище, погляди на диво, -
Моя-то дура… влюблена сейчас…

С.К. - Да как же можно?
И.П. - - Можно вот, однако…
Ну тише, тише, уж подходит к нам.
Коль надоест, то покажу я знаком… (смеется)

Николя - Составить рад кампанию я Вам…

И.П. - Вы как-то не по-русски говорите…

Ник. - Да отчего? Лет сто вперед я дам, -
Язык понятен, стройной соткан нитью,..
Ему и здесь, и там хвалу воздам…

С.К. - А там-то - где?

Ник. - Я, право, не откроюсь…

И.П. - А что скрывать? Как на ладони вы.

Ник. - Ну, коль хотите, в памяти пороюсь,
О том,.. что будет на брегах Невы…

И.П. - Эк, завернул! Да ты куда поближе,..
Вот про меня что знаешь? Али нет?..

Ник. - Я Вас, Иван Петрович, точно вижу…

И.П. - И что? Когда? Чрез сколько это лет?

Ник. - Лет через сто, устроит?

С.К. - - Ну, проказник!
И ты ему готов поверить?!

И.П. - - Да,
Коль правду скажет… Это ли не праздник,
Что проживу я столько? Борода
Останется при мне?

Ник. - Коль захотите...
Да разве в этом жизни нашей толк?

С.К. - Не философствуйте да не тяните…
Нам в наши лета слов мягчайший шелк
Уж ни к чему…

Ник. - - Тогда я буду краток,
Фамилия останется при Вас…

И.П. - Вот удивил!

Ник. - Но где-то после Святок
Поймете, что судьбины пробил час!..
Скажу понятней, с чемоданом только
Уйдете из дому, оставив всех…

И.П. - А этих всех тогда уж будет сколько?

Ник. - Достаточно, чтоб жить вам без утех…
Одна жена чего уж будет стоить!
Всем верховодить, выпуская яд,
Без устали всем станет козни строить, -
И вам, и мне, и дочери - подряд!

И.П. - Семен Кузьмич, он сдвинулся…

Ник. - - Ну, что вы…
Могу и о стране вам рассказать.
В её судьбе года грядут суровы,
Не раз придется людям воевать…

С.К. - А с кем? С французом?

Ник. - - С немцами. Два раза.
Но с поднятой мы выйдем головой…
А будет время, брошенная фраза
Всю жизнь сломает…

С.К. - - А тому виной?
Ник. - Уж коли стану очень я подробным,
Вам будет сложно до всего дойти,..
Скажу, что каждый шаг здесь станет пробным,
Все заплутают. Истину найти
Народ пытаться будет не однажды,
Правителей ругая, вознося,..

И.П. - Семен! Тебе я знак давал уж дважды,
Моя тут водка кончилася вся!..

Ник. - Вам скучно, господа… Здесь и прореха.
Не думали б о жизни как-нибудь,
Тогда б страна полна была успеха
И светлым стал бы у людей всех путь…

И.П. - Ну, хватит, полно! Всё не так уж плохо.
И нас учить не хорошо тебе!

Ник. - Я не учу, но вам тут ждать подвоха
В змеиный год…
И.П. - Ну, а в твоей судьбе
Все хорошо и чинно? Все спокойно?
Когда долги оплачены другим…

Ник. - Мне было хорошо и тут порой, но
Не приглянулся вам я…
И.П. - - Но друг им? ( Кивает в сторону дам.)

Ник. - Они прекрасны, право,.. но чудесней
Средь них одна… И я её люблю.
Хочу, чтоб жизнь её случилась песней…
Отдайте в жены мне её, молю!.. ( порыв - к Ивану Петровичу, потом к Семену Кузьмичу)

И.П. - Кого?! Она моя уж лет пятнадцать!

Ник. - Не вас прошу, а Вас - о Натали…
Быть может, странным я могу казаться,
Но я люблю. Сокровища земли
И неба ей отдать готов я!..
И.П. - - Хватит!
Вы заплутали в соснах!

Ник. - - Нет, в очах!

И.П. - Меня сейчас кондратий точно хватит!
Молчи, колосс на глиняных ногах!

Ник. - Прошу, прошу у Вас я позволенья
С ней видеться. Хотя бы раз на дню…

С.К. - Вы, право, создаете впечатленье…

И.П. - Отвратное! Его я прогоню!..
Хотя, возможно, поступлю иначе…
Он сумасшедший. И поможет мне
Тут разрешить тяжелую задачу…
Налей, Семен, ведь истина в вине!..

С.К. - Вы, Николя, остыньте… Слава богу,
Я мнение хорошее сложил
О вас… Пора мне дочку-недотрогу
Определять… Я ею дорожил
И дорожу… Но так, в одну минуту (!)
Отдать за вас… я, право, не решусь.
В ней - жизнь моя! И просто так, кому-то -
Нет, не могу!
И.П. - - Я на тебя дивлюсь,
Семен Кузьмич, ведь ты им восхищался,
Пока он тут немыслимое плёл.
И говорил, что чинно обращался…

С.К. - А, может, просто в заблужденье ввел?
Проверить надо. Не в словах, на деле,
Какая птица да какой в нем дух…

И.П. - Да ждать недолго, не пройдет недели,
Как ты поймешь, жених-то ваш - петух.

Ник. - Вы оскорбляете меня напрасно.
Я повода вам явно не давал!

И.П. - Ты нарываешься! Ну, что ж, прекрасно,
Пора закончить этот карнавал…
Слова твои чисты как снег в апреле,
Таких хамелеонов не знавал
И сам Господь!

Ник. - - Вы, видно, угорели…

И.П. - Вон убирайся! Я тебя не звал! (Топочет ногами.)

На шум подходит Ирина Львовна.

И.Л. - Ах, господа, меж вас случилась буря?

С.К. - Да, милая, и, видно, неспроста…

И.П. - Он, как и мне, вам голову задурит!
И с ним не доживете вы до ста,
Коль примете!..

И.Л. - - О ком вы говорите?
Был вечер мил доселе тут и тих…

И.П. - А вы пошире ушки отворите
Да слушайте: вот этот - ваш жених!

И.Л. - Как можете вы, сударь? Что за шутки?
Бессовестно, ей-богу…
С.К. - Нет, мой друг.
Прошли для нас веселые минутки…
И скоро будет внучка или внук…

И.Л. - В своем уме вы оба?

И.П. - - Здесь нас трое.
Вас тоже трое. Что за благодать…
Среди шести, однако, тут есть двое
В плену амурном… Как бы отгадать?..

Ник. - Ирина Львовна! Может быть, не к месту,
Но я влюблен… И это - на века!
Лишь Натали прошу себе в невесту…
Благословите, коль рука легка! ( Падает перед ней на колени.)

С.К. - Вот так, родная. И гадать не надо.

И.Л. - Теперь я вижу, все сошли с ума…
Мария, Маша! Натали, отрада!
Спешите! Тут не справлюсь я сама!

Подходят скоро Мария Павловна и Натали.

М.П. - А что случилось?

И.П. - - Нет пока, но может…

Нат. - Ах, маменька, вы побледнели вдруг!

И.Л. - Твое молчанье душу мне тревожит.
Скрывала долго, что тебе он друг?..

Нат. - От вас сокрыть не смела бы и крохи.
Обидно слышать это мне от вас…

С.К. - Но это не лишает нас тревоги.
Твоей руки он просит сей же час…

Нат. - Его я тут впервые увидала!

С.К. - В поступках иль в словах была вольна?

Нат. - Ему сама и слова не сказала…

М.П. - Пойду я, можно? Кажется, больна…

И.П. - Не уходи. Ненадолго останься,
Твоя болезнь давно известна мне…
Своей любви любовью тут поранься
Да наказать сумей её извне…

С.К. - Довольно хитроумных нам загадок,
Поставим точки, наконец над "i".
Пусть и коварен путь любви, но сладок…
Ну, что, родная, отдадим её?..

И.Л. - Да что же это? Так вот? В два прихлопа?

Нат. - Согласие моё не исспросив?

И.П. - Да, так. Аксинья! За шампанским топай.
А ты, Наташка, глянь, как он красив!

Нат. - Повергнуть в краску вы меня готовы…
Да, приглянулся… Ну и что с того?

И.П. - Не будьте, барышня, к любви суровы.
Такие не лежат на мостовой… (с усмешкой)

М.П. - Какую чушь вы мелете, ей-богу…

И.П. - Я лишь тебя спасти сейчас хочу…
Ну, дайте, дайте молодым дорогу,
Я им на ушко что-то нашепчу…

И.Л. (плача) - Ах, что же делать? С вами нету слада…
И эти словно,.. словно в облаках!

С.К. - Так не чинить же им сейчас разлада,..
Её носить он будет на руках!

Акс. - Шампанско подано! Открыть?

И.П. - - Пустое!
Мужское дело это… ( берет бутылку)… Так, ступай…
Ох! Чудо чудное! Ну, прямо золотое…
Я что-то слаб… Мария, разливай!..

М.П. - Прислугу проводили…

И.П. - - Ты на что же?

М.П. - Всё плохо кончится…

И.П. - Откуда знать?
Али дурное голову тревожит?

М.П. - Аксинью надобно опять позвать… (звонит в колокольчик)

И.П. - Зачем она?

М.П. - - Бокал один запятнан…

И.П. - Так это просто. Честь не оттереть,
Когда на ней грехопаденья пятна…
Хотя для чистки подошла бы плеть.

М.П. - Я выслушать готова вас. Но после.
Сейчас же не мешайте… Видит Бог,
Была я с вами, в вас. Но вы - лишь возле…
К чему винить теперь нависший рок?..
(подходит Аксинья)
Аксинья, ототри, да поскорее…
Настало время спешной быть и мне…
Его могилу я слезой согрею,
Пусть только примет яд сейчас в вине…

Акс. - Да что вы, барыня? Побойтесь Бога!
Не замолить вам после, ей-же-ей…

М.П. - Она была доселе недотрогой,
Такой и после оставаться ей!

Акс. - Так вы двоих? (с ужасом)
М.П. - - Ну, тише… Вон поди-ка,
Ведь не предашь, я знаю наперед…
Молва оценит это очень дико.
Я не узнаю… Тут и мой черёд… (разносит бокалы)

И.П. - Ну, господа, поднимем-ка на счастье,
Чтоб мир да лад был в жизни молодых!..

Чокаются. Мария Павловна, чокаясь с Николя, роняет свой бокал.

С.К. - Мария Павловна, что за напасти?

И.П. - Видать, ударить метила поддых,
Да оплошала… Ладно, будет случай…

Ник. - Возьмите мой бокал, я Вас прошу…

М.П. - Ты просишь?.. Что ж, из нас двоих везучий
Лишь ты сейчас… (берет бокал)… Я выпить поспешу… (пьёт до дна)
Вот так, мой друг. И больше нет тревоги…
Будь счастлив с ней, коль этого желал…
Не встречусь боле на твоей дороге,..
Но буду помнить, как ты замирал
От одного лишь только дуновенья
Моих духов,.. от шороха одежд…
Ты в жизни был моей отдохновеньем,
Но кончено. И больше нет надежд… (падает)

Нат. - Ах, что это?

И.Л. - - Ах, Боже!

С.К. - - Святый Боже…

И.Л. - Ведь говорила, право, что больна!

С.К. - Не дышит…

И.П. - - Маша! Маша! Так негоже!
(Тормошит её, потом резко поворачивается к Николя.)
Она тобой(!), тобой отравлена!
Бокал ей отдал, не моргнув и глазом,
Чтоб слова после не смогла сказать…
Убил ее не мукою, а разом!

Ник. - Я не виновен! Это доказать
Легко возможно!

И.П. - Да? Так это как же?


Ник. - В руке мгновенье я держал бокал,
Вы ж сами открывали!..

И.П. - - Боже! Гаже
Людей на свете этом не встречал!
Удара отвести ты не сумеешь!
Навис он над твоею головой!

С.К. - Ты сам, Иван, ты всё тут разумеешь,..
А мы, прости, отправимся домой…

Натали падает в обморок.

И.Л. - О, Господи, Наташа!.. (бросается к дочери)

И.П. - - Может, тоже?..

С.К. - Ты дурь-то эту кинь из головы!

И.П. - Ему ж так легче - разом - подытожить…

И.Л. - У вас тут нет спасительной травы?
Без чувств упала…

С.К. - - Как тут удержаться?
( к Ник.) А вы не приближайтесь и на шаг!

И.П. - Тебе со мной уж боле не сражаться,
Ты всем нам тут, да и закону враг!
Полицию позвать давно пора нам!
На каторгу! На муки! Навсегда!

Ник. - Я ничего не стану говорить вам…
Кошмарный сон! Кончайся!..

Натали приходит в себя.

С.К. - - Вот беда,
Как вечер обернулся!.. Дьявол шутит…
Ирина Львовна, нам пора домой…

И.П. - Пущай дорога скатертью вам будет…

С.К. (отступает, шаркая) - Да нам недолго, нам тут по прямой… (уходят)

Аксинья в слезах подходит к Николя.

Акс. - Вы б тоже поспешали бы отседа,
Покуда барин не позвал кого…

Ник. - Да, я уйду. И не оставлю следа…

Акс. - Ступайте скоро. Задержу его…
(подходит к барину)
Я, барин,.. я одна во всём повинна…
Ведь видела, как барыня… в бокал…
Смертельный яд… ох, Боженька!..

И.П. - - Как длинно
Ты говоришь… Каков страстей накал…
И ты молчала! Горе подпуская…
Молчи опять! Ответ ему держать!..
А где же он?.. Тут нюни распуская,
Ему дала возможность убежать?!

Акс. - Остыньте, барин… Горя не поправить.
А он повинен в том лишь, что любил…
Вам одному теперича тут править…

И.П. - Мне одному и белый свет не мил!.. (уходит)

Ник. (из-за гардины) - Аксинья, слышь? Куда бежать-то можно?
Раздетый я, а на дворе - зима…

Акс. - Ах, Господи, да разве ж так возможно?
От горя, барин, вы сошли с ума…
Ведь на дворе июнь, грозы прохлада..
Бегите ж скоро, вас Петруша ждет…

Ник. - Его-то, ЁЛКИ-ПАЛКИ, мне и надо!
Прощай навеки!… (убегает)
Акс. - - Эх-ма, идиёт… (крестится)


Затемнение.


Сцена девятая, заключительная.

Наши дни. Деревня Бардаково. "Дом на тракте". На диване, разметавшись, спит Николай Тютькин.
Пал Палыч Бардаков смотрит на Тютькина, подходит к нему, берет руку, поднимает, отпускает. Та безвольно падает. Признаков жизни нет.

Б. - Коля, просыпайся! Надо все убрать. Коля!

К. - Петруша…

Б. - Чего?

К. - Ой, папенька, Вы? (садится)

Б. - Ты чего? Перебрал?.. Папенька…Брось. Отцом можешь звать, а эти анахронизмы… Что ищешь?

К. - Гор… ночную вазу.

Б. - Ну, ты, брат, даешь… Во двор иди, по ступенькам налево. По тропке. Сам же вчера расчищал… (смотрит в окно) О, блин, опять растаял. Новый год… Снега - кот наплакал… Елку во дворе нарядил, подросла…

К. - Иван Петрович, я живой?..

Б. - Ты, родной, определись, кто я.

К. - А я кто?

Бардаков подходит к Николаю, трогает лоб.

Б. - Горячка белая, что ли?

К. - Да, я знаю…

Б. - Ничего ты не знаешь. Наши благоверные вот-вот нагрянут. Сотовый твой обзвонился. Надо беспорядок этот убрать…

К. - Бардак.

Б. - Ты при мне слова этого не произноси. И так тошно…

К. - Отчего?

Б. - От тебя, от себя, от баб.

К. - Бабы - дуры.

Б. - Усёк? Молодец.

К. - Я живой?

Б. - Опять за свое. Вчера был живее всех живых. Я и не подозревал, что ты такой живучий.

К. - А что было?

Б. - А ты не помнишь?

К. - Помню… На сто лет назад.

Б. - Вона как. Топай.

К. - Куда?

Б. - Ночную вазу искать.

К. - Ага, я пошел… (выходит)

Б. - Смотри, лед кругом… (вслед)…

Стук в дверь. Тут же на пороге - Нина Семеновна и Наташа.

Н. - Паша! Ну, как же так?

Нат. - Папа! А где Коля?

Б. - Здрасьте!

Женщины обнимают его, целуют.

Вместе - Здравствуй! Здравствуй! С Новым годом! Родненький мой! Глупенький мой!

Нат. -Папа, а Коля где?

Б. - На двор вышел…

Нат. - Ой, нельзя же! Там - сюрприз…

Б. - Хватит сюрпризов!

Нат. - Но это та-а-кой!

Б. - Петя, что ли?

Н. - Ну, что ты заладил - Петя, Петя…

Б. - Я заладил?!

Нат. - Там - Йолупукки!

Б. - Что?

Н. - Не что, а кто? Йолупукки! Дед Мороз, финский. Наших всех разобрали. Да и дорогие они…

Б. - А этот - дешевый?

Н. - Дармовой. Сам пришел… Ну, водки тяпнет и всё!

Б. - И что вы всё время кого-то примазываете? Коле только этого не хватает.

Нат. - А что с ним?

Б. - Довели мужика, а теперь спрашивают!..

Н. - Да он, знаешь, какой? Он - чистый, светлый, беленький весь!

На этих словах заходит Николай.

К. - Враньё. Темный, грязный. И без бачка.

Нат. - Коленька! Родной мой!

К. - О, узнала…

Нат. - Ну, не обижайся. Я же ни в чем не виновата. Это все Петя, нахал…

К. - Опять враньё. Петруша - классный мужик.

Н. - Так и я так думала…

Б. - Цыц!

Н. - Молчу, молчу… Ой, а что это у вас тут было? (смотрит по сторонам)

Б. - Оргия.

Н. - Шутишь, милый…

К. - Стоп! Вы живая?!

Б. - Коля, все живые. Ты что?

Н. - Шутит.

К. - Вы, папаша, с ней поосторожнее будьте. Шутит, шутит, а потом - бац! И в дамки… Шампанское привезли?

Н. - А как же, Коленька. Твое любимое!

К. - Не надо!

Стук в дверь. Рождественская мелодия ( колокольчики).

Нат. - Вот! Принимайте!

Б. - Мы уж напринимались…

Н. - Да дверь, дверь открывайте!

Б. - Ты опять за свое?!

Н. - Ну, что ты, милый, ты же здесь хозяин. Хозяин - барин…

К. - Опять?!

Нат. - Господи, ведь простудится! (бежит к двери)

К. - Кто?

Нат. (открывая) - Дед Мороз!

Входит тот самый старичок.

Н. - Я же говорила - светленький, беленький!

Й. - Йо-хо-хо!..

К. - Ага! Держите меня!

Й. - Йо-хо-хо! С праздничком! Радости! Света! Благополучия! Да всех благ! Йо-хо-хо…

К.(зло) - Желания исполнять пришел?

Нат. - Коля, перестань, он же иностранец…

К. - Засранец он, а не иностранец!

Б. - Вы, дедуля, простите его. Он вчера перебрал чуток, заносит…

Й. - Знаю, знаю… Йо-хо-хо… А пятак сохранил?

К. - Жизни чуть не лишил, а о пятаке беспокоится…

Й. - А ты не груби… Пятак отдай, другим сгодится… Я вам подарки приготовил…

Николай роется в карманах.

К. - А зачем вы мне его?

Й. - А ты бы без него - ни туда, ни оттуда…

Николай отдает пятак.

Й. - Спасибо, отблагодарю… А вот и подарочки! ( Хлопает в ладоши. Сверху сыпятся лотерейные билеты)… Все соберите, ничего не потеряйте… По одному - квартира! По другому - машина! По третьему - путешествие! По четвертому -…

Б. - Налоговая полиция!

Йолупукки хлопает в ладоши.

Нат. - Ой, Коля, меня тошнит…

Й. - А это - второй подарок! Йо-хо-хо!..

К. (испуганно) - Ведь не пили еще…

Нат. - Коленька, я, кажется беременна…

К. - Ур-ра!

Й. - Йо-хо-хо! (хлопает в ладоши)

Н. - Ой, Паша, меня тоже тошнит!..

Б. - Не надо, Нина!

Н. - Надо, Паша, надо…

Й. - Ну-с, скоро часы пробьют двенадцать…

Н. - Ш-шампанское открывайте!

К. - Это я сам!

Й. - А водочки у вас не найдется?.. Мы, Йолупукки из Суоми,.. очень вашу водочку уважаем… Бывало, в Выборге…

Н. – Тютькин! Родной! Прости за все! Ятебя люблю!..

Тютькин падает в обморок. Бой часов.


Конец второго действия.


Рецензии
Ух, и смех, и страх, в общем, страсти финские, елы палы! Превосходная, талантливо, живо и остроумно, короче, оригинально поданная пьеса. Читал с удовольствием. Прописано хорошо, актеру подарок - новогодный, елкипалочный - Йолупукковый!
Отлично, Йулия (Йа шучу)! Подняли настроение и Вы, и Ваши парни с барышнями (такоже горнОчными), а, оссопливво, корьряччиий ффиннскиий Тетт Мморосс! Желаю, чтоб Кот и Кролик русски парно (фински дуэтом) спомогли с постановкою этой блестящей весчи в своем годике!
Исчо раз с наступающим!!!

Владимир Плотников-Самарский   31.12.2010 12:20     Заявить о нарушении
Ох, каков подарок! Порадовали!!! Спасибо!!! Тридцать первого?))) А сегодня - седьмое!
С РОЖДЕСТВОМ!!!
Благодарю, Владимир! Смею только надеяться, что постановка случится... Но чудеса ведь происходят?)))
СОЛНЦА!!!
Юлька)))

Юлия Софронова   07.01.2011 16:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.