Свадьбы деревенские
Обрядовый канон.
К югу тянут стаи птичьи, что потоп вселенский. До чего мне симпатичны Свадьбы деревенские.
Осень. Свадьба. Под берёзами П – образный стол немереный. Лица строгие, серьёзные, потому, пока тверёзые. Я не первый раз, проверено.
А бывают, и под липами. Под дубами или вязами. Обязательно, с молитвами. «Он – она», иконоликие, и ни есть - ни пить обязаны.
Полдеревни, если скромная, а широкая, так всё село, квас-вино несут бидонами, лавки мастерят по-скорому, то-то будет весело.
Вслед за молодыми – шафер. Их сажает на подмостье, руки связывает шарфом, «Накажу, строптивых, штрафом! И - рассаживайтесь, гости!
Будь ты, упряжь их, крепка, до конца по жизни вместе, свяжем руки их пока, левую – у жениха, с правою рукой невесты».
Первый тост, он, как прелюдия, залп шампанского – сигнал, «Молодым – здоровья! Люди! Как зерна на этом блюде», - тамада «коней» погнал.
Тост второй – наказ родителей: «Да совет-любовь, ребятушки! Ты, жена, будь уважительней,
Ты, муж, будь пообходительней, почитайте мать и батюшку!»
И за них, родимых, третий тост, а четвёртый, - полон дом детей. Что там дальше, то не наш вопрос, как галчата, те, кто не дорос, уж вовсю снуют вокруг гостей.
Вспомнил кто-то, будто спохватясь, что с горчинкой зелено вино: "А добавь медку, любезный князь, да уважь княгиню, да и нас, и не нами так заведено".
Молодым бессчётно: «Горько! бис», поцелуям точный счёт ведут. Гости с налитыми лицами.
Далека от нас столица, только веселее тут.
Новобрачных привечают хороводною обрядовой. Девки красные, нарядные: «Как невесту обвенчали, а её бел-свет не радовал… Как в кручине и печали слёзы льёт… Распустят косы ей… Вот повозка - вниз, с откоса… Где ты, ангел за плечами… Кто там плачет у погоста?».
Гармонист, а ну-ка жахни нам. Все достаточно распарены, словно после баньки. Важные, принаряжены, приглажены, в круг идут девчата с парнями.
Пляшут «Барыню»,
да «Семёновну»,
да «Камаринскую»,
ещё «Русского»,
С прибаутками,
да со стонами,
Да солёные
шутки в стороны,
Да про кучу детей
под капустою.
Жениху намёк прозрачный дан, главное, что своевременно, если ты не чемодан, приступать пора к трудам, как природою отмерено.
Достаёт большие ножницы шафер. Режет. Нет оков. Как трепещущую горлицу на руках относит в горницу он её. Дверь на засов.
Гости вновь за стол, там смена блюд, да бутыли запотевшие, и, не как вначале, чуть клюют.
За еду всерьёз принялся люд за беседою неспешною.
Под метёлку всё подъедено, море самогона выпито, (К третьей смене блюд, заметим мы), стенкой в бой пойдём с соседями. Не ори, любезный, выпью – то.
Разве ж ты моряк, без моря? У кого любовь, без слёз? Праздник, да без мордобоя, ставь заклад любой, поспорим, что телега без колёс.
Гой, вы, игры молодецкие, кровь рекой - поток вина иссяк. Кто приучен к дракам с детства, никуда от них не деться: бей башкою об косяк.
Этот крепок, как скала, колом бей из-за угла, по хребту его огреем: "Он назвал меня евреем", мы, покамест не взопреем, или мать не позвала, будем бить врагов «дотла».
Скулу набок своротили, нос расквашен, скошен рот, тот ползёт к своей квартире, всё, что здесь «намолотили», к новой свадьбе – заживёт!
Схватки, что в избе, что на поле, завершаются объятьями, не зазорно, и поплакали, все обиды прочь, не так ли? Вот что значит – люди-братья мы.
Наконец-то, злоба дня: белым флагом, знак понятен? (Время, лапти б поменять!) в пятнах с кровью простыня - знать, повержен неприятель!
Женишок, садись за ужин, утоляй свой аппетит, был жених, а стал вот мужем, ан, смотри-ка, день к концу уже, быстро времечко летит!
Молодая просто счастлива, к мужу льнёт, как ствол к стволу. Ни к чему сейчас слова! Все кто может поучаствовать, просим милости, к столу.
Что-то приуныли гости, просыпайся, гармонист. Церемонии отбросьте, тех, кто был, помянем в тосте, кто не с нами, путь им чист.
Не последней будет рюмка, нам не горе горевать, зазвени струною, струйка, чур, нас, чур, а ну-ка, сплюнь-ка, молодым пора в кровать.
А наутро на помосте, (рассвело едва-едва), набежали. Что за гости, к непогоде ноют кости?
Или пухнет голова?
С бубнами, трещотками,
Вениками, щётками,
Что за рожи страшные,
Ба, да это ж «Ряженые»,
Все в тулупах, да навыворот, да в рогах приставленных, ой, боюсь, боюсь, что вырвет, если «Молодой» не выйдет, пусть за место платит выкуп, жадным не пристало быть.
Смотрит муж, его скамейку облепили черти с бесами, надо выручать семейку. Как? Посулами, словесами? Вот, поди же ты, сумей-ка.
Тащит жбан с холодным квасом. Нет, не то! Несёт рассол. Может утку с ананасом? Или «Русского» с приплясом? Тут выходит их посол.
И валяет, чисто, «Ваньку»: «Истопи нам быстро баньку, чтоб захватывало дух, а бутылей хватит двух!». Ну, какой же я лопух!
Так бы сразу и сказали, кто здесь есть, кого не звали, окажите мужу честь, всех прошу за стол присесть! Поднимай вино в бокале! Да, чтоб шибко не икали!
Покатилась дальше свадьба. Слушал кто, пора честь знать бы. Вот такие, брат, дела.
Свадьба русская была.
14.10.06.
Свидетельство о публикации №208031800514
Спасибо, Бэн! очень понравилось
Яна Алиас 11.05.2012 15:52 Заявить о нарушении