Догвилль Ларса фон Триера

"Главное в индустрии грузоперевозок - сохранять беспристрастность"

Как заядлый киноман и любитель компьютерных игр, я частенько пишу рецензии или просто статьи на то или иное произведение данных популярных жанров. Начну, пожалуй, с фильма одного из самых значимых режиссеров нашего времени, а по секрету скажу, что эта картина давно стала для меня иконой. В хорошем смысле этого слова. По-моему, любой из начинающих режиссеров, замысливший снять достойный фильм, должен помолиться на ленту с этим шедевром :)
 
       Знаете, есть особая категория фильмов в современном кинематографе, и эти фильмы не предназначены для частого просмотра. Наверное, по той же причине, по которой мы не так уж часто слушаем классическую музыку, любуемся полотнами Тулуз - Лотрека и вечерними звездами.
       А чрезмерно чувствительные могут и не выдержать такой нагрузки. Того и гляди - впадут в депрессию, начнут грызть ногти и задумываться о жизни.
       К таким вот фильмам относится картина датского кудесника Ларса фон Триера "Догвилль".
       Странная это история, странная и очень грустная. На меня она произвела гнетущее и шокирующее впечатление. Шокирующее оттого, что рассказывает она о нашем с вами обществе.
       Мы крепко привыкли к пошлым комедиям с их канализационным юмором, нестрашным ужасам и штампованным боевикам, которые называют нынче модным словом "экшен". Это ширпотреб, и это нормально. Нас кормят этим ежедневно. Да будет так! Но. Раз в месяц, раз в неделю, раз в год... Бог с ним - просто иногда нужно зайти в таинственный ресторан - погребок, незаметно приютившийся в самом центре громадного мегаполиса, и отведать изысканное, неведомое, экзотическое блюдо, имя которому - высочайшее искусство художника, кусочек чьей -то души или даже нескольких душ, приправленных кисло - сладким соусом из непревзойденного мастерства и глубочайшей человеческой философии.
       Не любить Ларса фон Триера за его фильмы невозможно. В каждой из своих картин он оставляет часть себя, часть себя он отдает и своим актерам.
       И они отвечают ему тем же.
       Для незнакомого с его творчеством человека посмотреть первые десять минут "Догвилля" и не отказаться от этой затеи, прямо скажу, сложно. И немудрено - чудаковатая постановка, напоминающая гротескный спектакль, немало удивляет и не вызывает поначалу никакого интереса.
       Терпение, друзья мои, терпение. Да, картина снята без единого трюка и спецэффекта, более того - она проста до примитивности.
       Примитивности нашего повседневного быта.
       Догвилль - это городок в скалистых горах Америки 20 - х годов. Точнее, его простейшая карта, начерченная прямо на земле.
       В Догвилле существуют и прозябают пятнадцать взрослых, несколько детей и голодный пес Моисей, также нарисованный на земле. Люди обитают в несуществующих домах, суетятся на несуществующих огородах... И так день за днем.
       Вопросы нравственности и морали в Догвилле курирует графоман и доморощенный философ Том Эдисон. По крайней мере, он так думает.
       Он занят поиском очередного "наглядного примера", призванного пробудить жителей города к жизни, когда в Догвилле появляется красавица Грэйс (героиня Николь Кидман). Она бежит от преследующих ее гангстеров и всецело доверяется тихому спокойному городку. Пытаясь быть полезной, она помогает жителям в их нехитром хозяйстве. Скоро она полюбит Догвилль за его бесхитростность и простоту, а между ней и Томом зародятся более теплые чувства. Она будет почти уверена, что обрела крышу над головой, любовь и надежных друзей.
       Однако реальность куда ужаснее. Как и любой захолустный городишко, Догвилль замешан на низменных страстях, плотских желаниях, подспудных пороках и черной зависти к приезжим. Грэйс одна, ее разыскивают гангстеры и полиция, податься ей некуда.
       И это решает дело. Догвилль чувствует себя хозяином положения и начитнает диктовать свои правила. Поначалу уколы робки и нерешительны, но время идет, и уколы превращаются в удары.
       Работа девушки, ранее не считавшаяся необходимой, становится каторгой. Ею помыкают все, даже черная уборщица Оливия.
       После череды изнасилований, побоев и унижений Грэйс бежит из города с помощью "сотрудника индустрии грузоперевозок". Признаюсь, эта сцена меня доконала. Просмотрена была еще всего лишь половина фильма, а моя челюсть уже висела где - то в районе коленей.
       Побег не удался. Он еще более ухудшает и без того незавидное положение Грэйс. Теперь она в полной власти Догвилля, она его рабыня. Девушку заковывают в цепи и продолжают пользовать каждый на свое усмотрение и вкус. Все - от мала до велика - ненавидят ее холодной, тупой, ослепляющей ненавистью, прикрытой напускным благочестием и смиренностью.
       А что же Том, спросите вы? Он слишком рафинирован для таких дел. Он ограничивается советами, сочувствием к положению Грэйс и выдумывает хитроумные планы для облегчения ее участи. Все это он делает с целью заполучить ее тело. Действовать силой ему не позволяет безвольный характер, мнимая мораль и, конечно же, любовь. Это страшно, но под маской друга скрывается самое жуткое существо в Догвилле. И еще страшнее оттого, что подобных людей мы видим вокруг каждый день. А порой мы видим их в зеркале.
       Когда Том понимает, что разоблачен и его моральная миссия под угрозой, он делает самый простой и разумный шаг, - он сдает Грэйс гангстерам.
       Однако вот незадача - боссом бандитов оказывается ее отец. Этого юный моралист знать не мог.
       Грэйс недолго мучается с вопросами прощения и забвения. Она понимает: будь она в числе жителей Догвилля - кто знает, а не поступала бы она подобным образом? Судить ей трудно, прощать - еще труднее. Лишь один факт неоспорим: без Догвилля мир станет немного лучше. И она входит в союз с отцом, чтобы стереть жуткий городишко с лица землии.
       Тома она убивает собственноручно. И из всех жителей сожженного дотла Догвилля в живых остается только Моисей.
       Голодный, как всегда.

       P.S.
       После просмотра "Догвилля" в душе выпадает осадок, - масса раздумий и переживаний. Он дает богатую пищу для размышлений. Горько осознавать, насколько же все - таки несовершенны люди. В каждом из нас живет чудовищное зло, и для каждого это вопрос в отдельности – вырвется ли оно наружу в той или иной ситуации. Лично для себя я этого гарантировать не могу. А вы?
       
 Роман Макарoff


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.