О унынии и благодати

       ...сегодня Никола Зимний. Так в народе у нас принято различать 19 декабря от 21 мая, когда празднуем Николу Летняго. Бабушки говорят, что один из них, - Зимний, - тот, что в "шапке", под которой подразумевают митру святителя Николая. Ну, а тот Никола, который Летний - на иконах без головного убора. Потому, что 21 мая уже тепло и "шапку" носить жарко.

       Некоторые считают вообще, что это два разных святых.

       Некоторые полагают, что святитель Николай - это русский святой.

       А вчера после всенощной я встретил человека, - приличного мужичка лет 35 - ти, - который мне задал вопрос, - "Скажите, а кто такой Николай?", - чем, скажу вам прямо, поставил меня в положение безмолвной рыбы. (???)

       До какой степени невежества нужно довести человека, который не знает святого, которого знают и которому покланяются не только христиане, но и мусульмане?..

       Сегодня...

       День пасмурный, как и все последние 65 дней, начиная с середины осени...

       Спели антифоны. Я почитал 4 тропаря из канона Николая.

       Спели тропари.

       Вход с Евангелием. Настроение поганое. Болят ноги. Сильно болят, и уже давно.

       Чтем Апостол. Сижу на лавочке, тупо слушаю.

       Аллилуйа. Чтем Евангелие. Мысли о чем - то несущественном. Евангелие не слышу.

       Эктенья за здравие. Никого не поминаю. Не пожелал никому здравия. Даже себе.

       Заупокойная эктенья. Тоже никого не поминаю. Всех, кто помер, зде лежащих и повсюду, православных, не поминаю. Сегодня мне все равно - горят их души в аду, или нет. Мысли только о том, как бы поскорее домой, на диван, и вытянуть, наконец, эти идиотские болящие ноги, на которых мне приходится столько времени стоять. И терпеть, терпеть, терпеть эту тупую боль...

       Спели Херувимскую Песнь. Соловьева. Четырехголосную... Душа моя полна всяческой горечи. Как у праведного Лазаря после воскрешения его Христом, горечь была во рту до конца его праведной жизни. Он таскал везде с собой банку меда, который все время сосал, пытаясь хоть как - то заглушить горечь ада, в котором он был целых четыре дня - от своей кончины до того момента, когда услышал :"Лазаре! Гряди вон!"...

       ...Вышел диакон, мой бывший ученик...Спели всем миром "Символ Веры"... МЫСЛИ : "До чего же отвратительно у нас поют прихожане! Пение, более напоминающее гудение пчелиного улья...." Сегодня я недоволен решительно всем... Я раздражен... Я сегодня ищу повод пораздражаться...

       Хмуро. Пасмурно. Проклятое время, потому что даже днем нихрена не видно. Стоим на клиросе у окна, среди бела дня и не видно совсем нот?.. Что же это за жизнь такая?..

       Стали петь "Милость Мира". Афонскую, в гармонизации Архангельского. "Милость Мира, Жертву хваления... И со духом Твоим... Имамы ко Господу... Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Троице Единосущней и нераздельней..."

       Зачем мне это все, если я не учавствую в Евхаристическом каноне? Сейчас вот, со словами "... Тебе поем, Тебе благодарим..." вино и хлеб в Чаше претворятся в истиные Тело Господа и Его Честную Кровь...

       "Тебе поем, Тебе................"

       И тут вдруг на улице стало так ярко, что все в храме остолбенели. Вышло Солнце. Впервые за 65 дней. Яркое - преяркое. Радостное. И такая вдруг в храме наступила Благодать, что нельзя это выразить словами. Никакими. Неизреченные глаголы и Любовь Господа ко всем в равной степени - к хмурым и унылым, к болтливым и насупившимся, к озлобленным и раздраженным...

       ...Я не допел до конца Милость Мира. Я так плакал, как уже давно не плакал. Наверное, с детских лет...

       А в алтаре батюшка позабыл дать возглас... Потому что немеют люди и оцепеневают, когда их сердец касается Божья Благодать...

       Не иначе, как по молитвам святителя Николая, архиепископа мирликийскаго, Господь вывел всех нас сегодня из губительного, злого уныния. Потом я причастился, и мне стало совсем хорошо. И о ногах как - то позабылось, и зуб перестал ныть, который мне 2 дня покою не давал...

       ...Надолго ли, Господи, надолго ли?..
       19 декабря 2007г.


Рецензии
Ради таких минут стоит жить на этой Земле.

Христина Либенсон   18.09.2009 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.