Большие друзья Малого бизнеса

Кондратьев спал. И спал он плохо, нервно. Тяжкие, тревожные мысли так и лезли в его сознание из-под гардин дрёмы, словно корявые тени детских кошмаров – из тёмного окна. И Кондратьев будто вновь чувствовал себя ребёнком, угнетаемый собственной малозначительностью и беспомощностью.

Ворочаясь и пыхтя, он мысленно сокрушался:
«Малый я... малый… аж противно, какой малый… всяк обидеть норовит!»

Заметим, как человек Кондратьев был вполне обычных размеров. Среднегабаритный, можно сказать. Но как бизнесмен – действительно малый. Всего один магазинчик, да и тот – без году неделя, без рубля копейка. Это если в смысле прибыли.

«Одна только регистрация… А лицензии? А согласования? А пожарники? А СЭС? Где обещанная поддержка? Где хвалёная борьба с произволом?»

Из мрачных раздумий Кондратьева вывел звонок в дверь, испуганный вскрик сестры и решительный топот многих ног, разом заполнивший квартиру.

Не успел Кондратьев продрать глаза, как у его кровати очутились сразу трое мужчин в масках. Не в карнавальных, конечно, масках, и не в чёрных правоохранительных, а в подобного же фасона, но бежевых.

Один из гостей крикнул «Лежать!», другой – «Встать!», а третий – ничего не кричал, но огрел Кондратьева дубинкой с такой убедительностью, что минуты на полторы совершенно избавил бизнесмена от решения дилеммы.

Когда Кондратьев очнулся, перед ним стоял самого приветливого вида джентльмен в костюме светлых тонов. Улыбка его – была тоже светлая, солнечная, хотя и немного печальная.

- Ай-ай-ай! – покачал он головой. И поцокал языком. И улыбнулся ещё обаятельнее: - Вы уж, Сергей Сергеевич, не обессудьте! Мы, конечно, принимаем меры, ведём большую разъяснительную работу с личным составом… Маски, вот, бежевые, чтобы людей понапрасну не шокировать… Но, - он раскинул руки, весьма покаянно, - ребята недавно с юга вернулись…

- Из Чечни? – Кондратьев осторожно сморгнул.

- Из Гоа. Ну да не важно… - улыбчивый господин принялся расхаживать по комнате и объяснять. Со всею любезностью, он сам задавал вопросы, терзавшие смятённый рассудок бизнесмена, и сам же отвечал на них.

- Итак, вы, конечно, желаете знать, кто мы такие? Мы – из Комитета по содействию малому бизнесу. Недавно созданная такая структура. Но очень, очень влиятельная. Федерального статуса и прямого подчинения. Чем мы занимаемся? Поддерживаем малый бизнес. Зачем мы пришли к вам? Чтобы вас поддержать!

- Эээ… спасибо… - пролепетал Кондратьев.

- Как мы вас будем поддерживать? – продолжал джентльмен в костюме. – Самым непосредственным и действенным образом. Да, мы будем решительно пресекать всякий произвол властей по отношению к вам. Ну там, препоны административные, поборы… Слышали, наверное, да?

Кондратьев сглотнул. Сглотнул всею своей коммерсантской и человеческой обидой, накопленной за все мучительные недели регистрационно-разрешительных мытарств. Излить иль не излить? – вот был вопрос, терзавший его многострадальное, но вдохновленное новой надеждой сердце.

- А для начала мы сделаем следующее! – заявил «заступник федерального статуса». – Скажите, в процессе регистрации и оформления всяких там разрешений - конкретно вам доводилось сталкиваться с явлениями… ну, сами понимаете… с бюрократическими всякими… негативными?

- Эээ… по правде, да! – осмелев, признался Кондратьев. Но поспешно открестился: - Нет-нет, взяток-то я не давал!

- Молодец! – с чувством похвалил заступник. И тотчас посуровел лицом: - Однако ж, мы должны исследовать вопрос всесторонне и досконально. Сами понимаете, чтобы нам эффективно бороться с фактами чиновничьего произвола – надо их выявлять. А чтобы выявлять – надо проверять. А чтобы проверить… придётся назначить экспертизу.

- Какую экспертизу? – Кондратьев немного обеспокоился.

- Документов ваших экспертизу. Учредительных, разрешительных, всякое подобное. Чтобы, значит, компетентный специалист посмотрел и выдал заключение: был допущен произвол при их оформлении – или не было такого. Ну да вы не тревожьтесь: делов-то – на пару месяцев, не более.

- Как «пару месяцев»? – вскинулся Кондратьев. – А работать-то мне как, без документов? Этак же любая инспекция придерётся. Или – вы гарантируете?

- Гарантируем, конечно, дорогой вы наш Сергей Сергеевич! – заверил заступник проникновенно и душевно. – Стопроцентно вам гарантируем, что никакая дурацкая инспекция к работе вашего магазина в это время не придерётся…

- Уф, прям от сердца…

- …потому что никакой работы в это время, естественно, не будет. Помещение придётся опечатать, деятельность приостановить.

На сей раз Кондратьев ничего не стал говорить про своё сердце, но лишь схватился за него.

Заступник улыбнулся, чуть виновато и очень сочувственно:
- А что ж поделать, Сергей Сергеевич? Порядок есть порядок. А когда порядка нет – это ж анархия, верно? И сплошной произвол…

- Однако ж, - он поморщился, не то доверительно, не то просто рассеянно, - однако ж, имеется как бы компромиссный вариант. Как раз для тех случаев, когда приостановление деятельности нежелательно. Ну там, продукты скоропортящиеся, арендная плата – мало ли? Да, есть вариант. Ускоренная экспертиза. Вне очереди. Но это уж, так сказать, VIP-услуга. Согласно пожеланию клиента и за его, уж не взыщите, счёт…

«Да чтоб я с кого что взыскивал в этом мире!» - кисло подумал Кондратьев.
И спросил:
- Сколько?

Экспертиза действительно была проведена в кратчайшие сроки. Кондратьев едва-едва справился с икотой, а заступник уж успел пробежать глазами ворох документов, сложил их обратно в папку и одобрительно похлопал по ней ладонью.

- Всё в порядке, Сергей Сергеевич. Замечательные просто у вас документы. Ни единого следа злоупотребления. Ручку-с - позвольте? Вот-с... справочка-с…

Подписанную бумажку он протянул Кондратьеву, а «паркер» – по небрежности сунул в карман своего пиджака.

***

Спустя год. Там же.

- Коля, ну сколько можно повторять? «Содействие» – это не однокоренное с «садизмом». Через «о» пишется.

- Да я чо?

- Да и то! Вот жди теперь, пока прочухается… Ах, Сергей Сергеевич! Вы в порядке? Вы уж извините, что накладка такая… Ну да ребята не акклиматизировались ещё, только-только с гор вернулись…

- Разве в Гоа есть горы? – удивился Кондратьев, потирая челюсть.

- В Гоа? Причём тут Гоа? Дыра-с! Приличные люди нынче ездят в Швейцарию. Рекомендую-с! Ну да не будем отвлекаться…

Улыбчивый джентльмен в светлом костюме принялся расхаживать по комнате.

- Итак, Сергей Сергеевич, у нас имеются сведения, что год назад вы пострадали от произвола так называемого Комитета по содействию малому бизнесу. Мы, к слову, представляем Комиссию по расследованию его злоупотреблений.

Улыбчивое лицо омрачилось скорбью, мужчина вздохнул и выговорил с горестной ожесточённостью:
- Мрак, что за контора был этот Комитет! Ужасный произвол чинил, ужасный. Вот и с вами, значит, нехорошо обошлись, мерзавцы. По-свински, прямо сказать, обошлись.

Кондратьев усмехнулся неловко, чуть кривовато. Челюсть была по-прежнему будто чужой, как после заморозки у дантиста.

- Да я… собственно… ничего такого и не помню… - робко заявил он. И то ли подмигнул, то ли не совладал с тиком.

Мужчина в костюме снова вздохнул, посмотрел в глаза коммерсанта с мягким, задушевным упрёком:
- Сергей Сергеевич! Ну я-то – помню?

Махнул рукой:
- Ладно! К делу! Процедуру защиты малого бизнеса от притеснений вы, наверное, себе уже представляете? Сейчас мы изымем справку… вот ту, которая со злоупотреблением выдана… остальные документы… пара месяцев… ну – или?

- Согласен на ускоренную экспертизу! – мгновенно объявил Кондратьев. Ему вдруг вспомнилась история про поющую кошку. «Та хоть горчицу получила!» - завистливо подумал бизнесмен, но промолчал.

- Вот! – заступник прищёлкнул пальцами и окинул своих подручных торжествующим взглядом. – Говорил же: «содействие!» А вам – только б кости ломать…


Рецензии
Актуально.
Слов нет.

Лев Раскин   09.02.2012 03:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

На всякий случай оговорюсь: при написании фельетона ни один бизнесмен не пострадал :-)

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   11.02.2012 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.