Две премьеры

"Петя и волк". Когда-то эту сказку вела в Центральном детском театре Москвы Наталья Сац. Сегодня, через 72 года после её создания, ведущая Киевского театра оперы и балета для детей объясняла малышам, что только среди тишины рождается искусство, только в полной тишине приходит сказка.
Но, дети, они не созданы для того, чтобы молчать. Они живые, непосредственные, активные, неугомонные, неравнодушные...
"Дві білочки! Диви, які причоски в ніх, диви, які ушки?!!"
Детские реплики. Громко, восхищённо. Дети рассказывают родителям обо всём, что видят на сцене, поясняют сюжет, пытаются предугадать.
И вот уже из друго конца зала, испуганно: "Утку съел!"
Да, сегодня я смотрела сказку про хулигана Петрика, переродившегося в доброго и справедливого мальчика. Стоит лишь потаскать его за ухо и хорошенько объяснить, что рогатка - это плохо, а животных - нужно любить!
Как ни странно, но именно на этом спектакле я поняла: что такое балет? Оказывается, никакая техника исполнения, никакие звания и победы на международных конкурсах не значат столько, сколько длина ног исполнителей - наша, привычная славянская пропорция тела.
Солистами были японцы с их короткими ножками, и танец их был детским. Их фигуры соответствуют фигурам наших пятилетних детей. Им просто повезло, что работают они в детском театре, а театру повезло с ними. "Спартак" же в их исполнении напоминал мне урок аэробики.
И ещё: всего один раз была нарушена синхронность, когда по сцене шли трусливые охотники. Один из них не потянул носок и всё впечатление от танца переметнулось в критику балетмейстера, недоработавшего с артистами. А в остальном всё было безупречным!
В конце спектакля волка подняли вверхтормашками и из него выпала утка живая и невредимая.
Во время антракта мальчик лет пяти пытался поднять ногу, как балерина, у него не получалось и он сказал в смущении в оправдание: "Это она колготки растягивающиеся надела". То есть в антракте - был свой спектакль, только артистами были уже дети, пытающиеся повторить то, что видели на сцене.
Как оказалось, первая реплика принадлежала пятилетней девочке, которая смотрела эту сказку в четвёртый раз. Девочку водит в театр бабушка. Она говорит, что родители всегда заняты устройством своей жизни, работой, карьерой, зарабатыванием денег, а детьми просто обязаны заниматься бабушки. Они должны прививать детям любовь к музыке, к искусствам.
Тогда мне почему-то вдруг захотелось , чтобы появился памятник бабушке. Той доброй бабушке, которой мы обязаны минутами счастья, обязаны тем, что мы не хуже других, тем, что мы видели, слышали, были там, куда никогда не попали бы без неё, знаем то, чего не узнали бы без неё...
3-4-5-тилетние дети сплошной стеной стоят у оркестровой ямы, они рассматривают инструменты. Бегут обратно в зал и тащат родителей за руки, чтобы спросить, а что это за скрипка, которая выше их ростом?
Мы в Университете изучаем искусства. И оказывается, они распространялись в островных государствах, куда причаливали корабли, пришедшие с берегов Греции. Корабли, которые везли не только коммерческие грузы, а их ценнейшими грузами была скульптура, песни, драмы древних греков, остатки культуры эллинов, от которых началась эпоха Возрождения. Они были зародышами новых искусств, новых цивилизаций.
Я смотрю на зал. Он почти что полный. Но, вот это "почти что" - это ужасно. Зал должен ломиться от зрителей! В нашем в 20 раз меньшем городе на сказках столько же детей. Вот это "почти что" - позор для столицы! Позор киевлянам, потому, что я, жительница Симферополя, посмотрела премьеру, а их дети - нет! И это позор не для театра. Нет! Для театра - это горе! Он кричит: "Приходите!" Он выкладывается по полной, без халтуры, по-настоящему. А родители говорят: "Не нужно нам вашего искусства! Не хотим мы развивать своих детей! Зачем им опера и балет? Они ничего не понимают в них! Они должны вкусно есть, мягко спать, красиво одеваться, безбедно жить. У них дома компьютеры, и больше им ничего в этой жизни не нужно!
Однажды один папаша, ведя за руку мальчишку лет четырёх, на моё предложение сводить его в театр, ответил: "Он ещё ничего не понимает!" А поймёт ли он что-нибудь с такими родителями?
Умная бабушка говорит мне, что пока души детей чистые, они способны впитывать эту прекрасную музыку, они способны воспринимать её. Потом, когда дети взрослеют, она действительно перестанет пробивать их души, она станет непонятной, непривычной, а может быть и ненужной - пройденной. Но пока ребёнок способен вдохновляться ею, нельзя лишать его этого права: видеть, слышать, быть причастным, всё равно, как причащённым.
И вот вторая часть - Премьера. Балет "Карнавал животных" на музыку Сен-Санса. Дирижёр О.Баклан сам написал либретто, сам сделал музыкальную редакцию и на свет появилась новая сказка о капризной девочке, которой не понравились подарки подруг. Она хотела красивых нарядов, а получила игрушки. Она разбросала их по полу, закинула за шкаф, и тёмные злобные силы завладели ею.
И вот по-очереди из-за шкафа появляются ожившие игрушки - сказочные животные: лев, курочки с петушком, черепашки на скейтах, слон...
И снова реплика из зала: "Зачем слону такой длинный хвост?" Кто-то из взрослых ответил: "Мух отгонять". Но ребёнка-то не обманешь. Хвост действительно был не слоновий. Художник давно вырос и забыл: какими бывают слоны?
Потом была рыбка, птички и наконец Лебедь!
Мы привыкли видеть танец Лебедя в исполнении Надежды Павловой, а тут мужчина... Да, и не стоило театру копировать хореографию Пятипа. И сил таких в театре нет, и усилия не были бы такими продуктивными. Ибо Лебедь был действительно светлой, величественной, всемогущей силой. Он взял себе на спину девочку и полетел. А руки её тоже стали крыльями и в этом волшебном полёте она почувствовала всю прелесть мира. Она обняла, совсем недавно пинаемого ногами, Лебедя, как свою самую любимую игрушку.
Один мальчик так был заворожён этим зрелищем, что встал, родители усадили его, а он снова встал и встал ещё один мальчик и ещё...
А ещё запомнился органный аккорд, ради которого пианистке пришлось встать и перейти к инструменту. Всего лишь один аккорд, но был он столь великолепен, что все зрители повернули головы в сторону органа.
А потом посреди сцены появилась рамка с экраном и слайды с животными. Дети вслух называли их, а про неизвестных спрашивали у родителей. И вот уже родители превращались в лебедей, открывающих мир своим детям.
Хочется верить, что все дети в зале, как и эта девочка, поняли, что есть на свете что-то важнее платьев и ленточек в подарок. А ведь они поняли! Без слов, всего лишь музыка и танец, и ещё мастерство всех, кто создал эту сказку.
И вот поклон. Говорят, что спектакль может сделать поклон. Все артисты-звери остались в своих образах, а петушок так набросился грудью на льва, что курочкам пришлось оттаскивать его.
Это удивительно непривычно слышать слово "Браво!", звучащее детскими голосами.
И заключительным аккордом был трехлетний малыш, который принёс цветы слону. Слон махал головой, он не мог взять цветов, а упрямый мальчишка не сдавался и протягивал, совал свой букет зверю. А зал умирал со смеху от этого несрежессированного спектакля.
Часто ли мы говорим: "Я этого никогда не забуду!" Чаще всего, когда с нами происходит что-то ужасное и очень редко, когда нам хорошо. И это действительно - ужасно.
Сегодня я говорю, что я этого никогда не забуду, потому, что это действительно было здорово! Я мечтаю о том времени, когда лучшим подарком будет билет в театр. Когда ни одна бабушка не станет скучать дома в одиночестве. Когда каждый внук, будет бежать в выходной к любимой бабушке, которая обязательно выведет его в свет, в мир = выведет его в люди.
И вот ещё одна премьера этого дня. Кукольный театр "Карлик нос". Это второй спектакль, который я видела в этом театре. И оба они - не вдохновили. Я понимаю, что театр решил поставить немецкую сказку такой, какой её привыкли видеть немцы: жестокой, кровавой, не эстетичной. Но это больше литературоведческое, театроведческое, а эта сказка ставилась для наших украинских маленьких детей, которые ещё не задумываются над истоками немецкой литературы. Карлик похож на героя советских карикатур: пьянчужку с длинным носом, валяющегося в луже. И когда он бегает с огромным ножом за принцессой-гусыней - это ужасно. Это - не для детей! Я считаю, что те, кто увидел эту сказку, - стали душевными уродами, инвалидами. Для 3-5 летних детей стало допустимо, что ерою можно бегать за кем-либо с ножом!
И хотя кровавость немецких сказок соблюдена, образы героев - не раскрыты. Единственный цельный образ был у герцогского повара, эдакого плясуна-затейника. И единственной декорацией, слегка развеявшей обстановку, была декорация с мостом у пруда. Остальное же - просто мрак! Тёмные декорации и мрачные герои, в частности мать, заставляющая сына ради денег идти к ведьме. Всё это ужасно контрастировало с внешним видом театра.
Первый спектакль, который я увидела в нём был "Маша и медведь". Тогда мне вспомнилась поговорка: "Овчинка выделки не стоит". А этот спектакль подтвердил моё мнение: эта труппа не стоит такого великолепно оформленного театра. Лучше бы зрители обошли все залы, полюбовались интерьером и вместо спектакля пошли в парк, где родители прочитали бы им на свежем воздухе добрую русскую сказку.
И снова встаёт вопрос выбора: куда нужно вести ребёнка, а куда - сторого запрещено?!! Я спросила одну бабушку, почему она своих 10-12 летних внучек повела не в детский оперный, а в кукольный? И она сказала, что шли они наобум. Люди не знают, как правильнее использовать своё такое редкое свободное время... Люди не знают от чего получат истинное удовольствие, а чьё искусство введёт их детей в депрессию. Да, если от первого спектакля у зрителей останется в памяти малыш с букетом для слона и девочка летящая на лебеде, то от второго: алкаш с ножом, мчащийся по сцене за гусыней...


Рецензии