Гагарин минус коммунизм равно

ГАГАРИН МИНУС КОММУНИЗМ РАВНО
       На пыльных тропинках далеких планет
       Останутся наши следы...
       В. Войнович
Он был безусловным кумиром советского народа и изрядной части остального человечества. В нем сочетались разные достоинства (героизм, скромность, величие, обаяние..), которые после его трагической гибели только еще ярче высветились, положив начало своеобразному «иконописанию» в стихах, песнях и мемуарах. Его не тронула даже ударная волна взрыва гласности -- никаких разоблачений, откровений и скандалов.

 На кого только не услышали мы компромата (Стаханов, Жуков, Высоцкий, Капица, словом, все), но Гагарин, будучи воплощенным идеалом строителя коммунизма, от сплетен никак не пострадал. Конечно, в космонавты не сами выдвигались, а проходили тщательный (комар носу не подточит) отбор – так ведь злые языки могут и на пустом месте раздуть сенсацию. Однако Гагарина народ любил и любит.

 Некоторые секты даже включают его в пантеон великих духовных гуру человечества – факт, идеально иллюстрирующий идеи психоаналитика Юнга (дескать, бессознательные образы детства вырвались во сфере взрослой религиозности). Но перед нами, православными, встает вопрос: как соотносится эта земная слава с верой во Христа? Где мешает, где помогает, где не касается? Попробуем разобраться.

Расцвет жанра научной фантастики (science fiction миллионными тиражами) прямо связан с темой покорения космоса. После Второй Мировой войны началось соревнование двух систем в гонке ракетных достижений. Для большинства населения успехи в космосе служили прямым доказательством преимущества их строя. Были подключены не только лучшие ученые и инженеры, но и специалисты по пропаганде. Знаменитая улыбка «космонавта №1» стала неотъемлемым элементом общественно-политической жизни.

Говорят, что выбирая кандидата в первый полет, Хрущев вычеркнул Германа Титова просто из-за имени. Однако сейчас видно, что генсек выиграл намного больше: как яркий представитель русского культурно-личностного типа, Ю.А.Гагарин невольно подтвердил миру истинность давно забытых на родине славянофильских идей.

 Казалось бы, как кинотипаж он вполне зауряден – улыбчивый сангвиник вроде Микки Рурка или Марчелло Мастрояни. Но посмотрите киносъемку с Юрием Алексеевичем, и вы поймете отличие – у молодого офицера из Советской России есть не только характерная для нас широта жеста, но и какая-то по-христиански чистая отстраненность, внутренняя жизнь, мирность духа. Его уважали в любом высшем обществе.

Наверное, скорби и беды нашего народа в какой-то степени компенсировали отсутствие церковной жизни. Гагарин был крещен, и его родственники были крещены (деревня), в оккупацию все хлебнули лиха, потом нелегкая юность, учеба, продвижение по службе. Жить стало лучше, веселей, и человек привыкает к хорошему, как к норме. В это время, наверное, он был сознательным коммунистом.

 Более того, он делал публичные заявления, что, мол, в небе летал, но «никакого Бога там не видел» (сразу вспоминается, как задолго до того Святитель Лука Войно-Ясенецкий на подобный аргумент возразил: «Я много раз оперировал мозг, но ума там тоже не нашел»). И это самое тяжелое – пусть Гагарин говорил это без запала и по обязанности, но все равно известны случаи, когда после его слов люди бросали ходить в Церковь.

Образ Ю.А. как бы опровергает известные слова Достоевского, что русский человек без Православия это дрянь. Но писатель не имел в виду конкретных людей, он говорил о принципе. Почему Господь послал Гагарину смерть в таком молодом возрасте – не для спасения ли души? Он несколько раз мог погибнуть в день первого космического полета 12 апреля 1961 года, но Бог сохранил ему жизнь. Наверное, Творец и Сердцеведец предвидел, что русский майор Гагарин сможет выдержать обрушившуюся на него мировую славу.

Впрочем, ловушки тщеславия не самые опасные на духовном пути. Есть гораздо худшие ошибки ума и мировоззрения, когда только глубочайшая вера во Христа и в Его Церковь способна спасти человека, вывести из невидимого тупика. Что стало бы с Гагариным позднее: как бы он жил в перестройку, не погиб ли бы в начале 90х, не сделал ли бы каких роковых ошибок – что теперь гадать да строить праздные домыслы, никак не связанные с фактами? Если мы, ныне живущие люди, не покаемся в своих грехах, нас будет ждать еще горшая участь.

Ни мир, ни Россия не могут существовать без Православия. Без возрождения церковной жизни гибель страны неизбежна. Продолжится ли история Церкви за пределами Святой Руси неизвестно, но мы можем предположить и отрицательный, и утвердительный ответы. С первым случаем все ясно (см. Апокалипсис Иоанна Богослова), а со вторым касательно нашей темы можно заметить, что память о подвиге Ю.А. Гагарина сильно ослабеет. Но пока еще живо наше многострадальное Отечество, наш долг не забывать, что источником его мужества и порядочности были вечные ценности.

Священник Александр Ионов


Рецензии
Перечитал сейчас спустя -надцать лет после написания. Остался недоволен. Но пусть лежит, много места не занимает.

Иалександр Ионов   31.05.2018 12:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.