Встреча с тенью Mylene Farmer

“Кто-то предпочитает цветущее дерево, лично я – обгоревшее. Вероятно потому, что это напоминает мне мой внутренний мир”
M.Farmer

Милен Фармер – действительно уникальное порождение Франции. Услышав ее песни один раз – их уже не спутаешь ни с чем: неповторимый голос – то плачущий, то по-детски беспечный, в гармонии с музыкой Лорана Бутонна (Laurent Boutonnat), нередко оставляют неизгладимый след в памяти.
Мари Элен Готье (настоящее имя певицы) родилась 12 сентября 1961 г. в Канаде. Через некоторое время ее семья возвращается во Францию, в тихий городок Виль д’Аврэ, близ Парижа. Уже с раннего возраста Милен удивляла окружающих своими занятиями. В то время, как ее сверстники развлекались играми, она помогала в больнице де Гарше ухаживать за больными детьми, занималась верховой ездой, прогуливалась по кладбищам.
Нужно заметить, что Милен мало изменило время. Спустя много лет, в интервью она говорит, что люди года для нее – это те, кто нуждается в помощи, находится в больницах. А во время гастрольного тура, будучи в Санкт-Петербурге, посещает некрополь Александро-Невской лавры.
Милен Фармер и Лоран Бутонна – судьбоносная и своевременная встреча. Милен не помышляла о пении. Она занималась на театральных курсах и, чтобы оплачивать их, подрабатывала продавцом обуви, моделью... список нескончаем.
В 1983 г. Лоран Бутонна, человек одержимый кино и музыкой с детства, пишет с другом Джеромом Даан песню “Maman a Torn” (“Мама не права”). Организовывается кастинг в целях поиска исполнительницы для этой песни. Милен выбирается незамедлительно, даже без прослушивания, т.к., по словам Лорана, выглядит “абсолютно сумасшедшей”. Она исполняет эту песню-считалочку. Зимой 1984 г. выходит их первый сингл. В посвящении обозначены Людвиг и Фрэнсис. Людвиг – никто иной, как сумасшедший король Баварии. Фрэнсис – Френсис Фармер, американская актриса ‘30-х с очень трагической судьбой, у которой Милен позаимствовала фамилию. В клипе к песне “Maman a Torn”, не без иронии, в кадре на мгновение появляется портрет психоаналитика Зигмунда Фрейда.
В 1986 г. выходит дебютный альбом Милен Фармер “Cendres de Lune” (“Пепел Луны”). В песнях альбома сразу прослеживается уникальный стиль: необычные повторения, голоса за кадром. Большинство текстов песен принадлежит перу Лорана, но вскоре Милен начинает писать сама.
Во многом популярности Милен способствуют клипы Лорана. Его стиль был оценен по праву академией Sacem в 2003 г., которая наградила его премией как лучшего режиссера. Любимые режиссеры Лорана – Серджио Леоне, Бергман, Тарковский.
В 1988 г. выходит альбом “Ainsi Soit Je...” (“Пусть Я буду Такой”). Музыка этого альбома, как и всех последующих, написана Лораном. Нужно отдать должное и текстам, написанным Милен. Среди ее любимых авторов – Эдгар По, Шарль Бодлер, Монтэнь, Маркиз де Сад. Тексты Милен наполнены чувствами одиночества, разочарования, любви и вместе с тем – необычной красоты образами, игрой слов, философией и нередко – провокацией. Любовь Милен и Лорана к творчеству Ш. Бодлера прослеживается в песне “Vieux Bouc” (“Старый Козел”) из альбома “Cendres de Lune”. Ее текст написан по мотивам “Великодушного игрока” – стихотворения в прозе Ш.Бодлера. Кроме того, заглавная песня альбома “Ainsi Soit Je”, полностью написана на стихотворение “L’horloge” (“Часы”) этого поэта.
Далее Милен наконец-то появляется “вживую” с концертами в 1989 г. Чего стоит одна постановка и завораживающее начало “En Concert”: из тумана выходит монах и, позвякивая связкой ключей, открывает скрипучие ворота – решетчатую ограду кладбища, из которых вскоре появляется Милен. Во время исполнения некоторых песен она плачет. В одном из интервью Милен говорит: “Когда я плачу, значит дело в словах. Мои тексты меня затрагивают”.
Нельзя не упомянуть клип Лорана к песне “Pourvu Qu’lles Soient Doces” (“Только бы они были нежными”), вышедший в 27-ой День Рождения Милен, и обретший вскоре имя “мегаклипа”: 17 минут, с 600 актерами, бюджетом в 3 миллиона франков.
В 1991 г. выходит альбом “L’autre” (“Другой”). Нельзя не заметить, что клипы так же роскошны и к песням с этого альбома: бокс в корсетах и поясе для подвязок в “Je t’ame melancolie” (“Я люблю тебя, меланхолия”), живые волки и сожжение живьем на костре в “Beyond my control” (“Вне моего контроля”).
Вскоре наступает новый период в жизни и творчестве Милен. Снявшись в фильме Лорана “Giorgino” (“Джиорджино”), она уезжает в Америку с исполнителем главной роли – Джефом Дальгреном . Дело в том, что фильм проваливается в прокате и разногласия, возникшие между Милен и Лораном, еще во время его съемок, достигают апогея. Причина провала фильма скорее всего в его тяжести, что редко может покорить широкую аудиторию. В основе сюжета фильма – трагическая история любви девушки с признаками аутизма и молодого человека, искавшего сирот, воспитанных им когда-то в приюте. В фильме можно увидеть во всей красе средневековую психиатрическую больницу, в нем присутствует немало таинственных образов – внезапно появляющийся человек в черном и держащий в руке горящий фонарь, волки и неизменный спутник Джиорджино – черная лошадь, которую он выкупил с бойни.
В сентябре 1995 г. выходит альбом “Anamorphosee” (“Претерпевшая анаморфоз”). В нем изменилось звучание, появились гитары. Тем не менее, песни так и остались пронизанными чувствами любви и боли, меланхолией, исполненные все тем же потусторонним, высоким, чувственным голосом Милен.
В конце мая 1996 г. начинается первое за семь лет турне Милен. Оно ни в чем не уступает ее дебютному концерту, разве что певица стала больше чувствовать любовь публики, отвечать ей. Милен стала менее отстраненной во время выступления. Стоит отметить хореографию, постановкой которой занимается сама певица. У Милен есть определенно свой стиль даже в постановке танцев.
В 1999 г. выходит альбом “Innamoramento”. В качестве названия для него Милен взяла устаревший французский глагол “влюбиться”. В альбоме появилось больше медленных песен, а последний трек сделан в стиле new age. К нескольким песням Милен пишет музыку сама. В текстах песен мелькают размышления о философии и буддизме.
За альбомом следует турне “Mylenium Tour”, постановка которого вновь поражает масштабами и задумкой. На концерте Милен появляется из головы божества – словно сильфида и, по окончанию выступления, засыпает на его ладони. Прообразом декораций концерта послужило творчество Гигера – известного швейцарского художника-сюрреалиста, создателя образа Чужого в одноименном фильме.
В 2005 г. вышел новый альбом Милен “Avant que l’ombre” (“Встреча с тенью”). Небезызвестная песня “Fuck them all” и клип к ней сразили наповал ее поклонников в прямом и переносном смысле. Как же – нежная, чувственная Милен ругается нецензурными словами? Но, вникнув в текст песни, многие успокоились. Ведь даже нежные создания в круговороте подлости и лжи способны на своего рода провокацию.
В новом альбоме Милен преобладает смешанный стиль – акустической и электронной музыки. (К слову, певица выступила с песней “Redonne-moi”, в сопровождении симфонического оркестра). В альбоме появилось больше жизнерадостных нот, хотя и в них уловимы отголоски тоски в смешении с надеждой, неповторимый спектр чувств.
В 2006г. в Париже прошли грандиозные концерты Милен “Avant que l’ombre”. Постановка концерта была настолько масштабной, что он не подлежал перевозке. Поэтому поклонники из других стран, желавшие и имевшие возможность посетить эти концерты, ехали во Францию.
И концерт стоил того! Пресса Франции называет концерт не иначе как “изобретательная фантасмагория”.
Появление Милен как всегда захватывающе: сцена закрыта массивными резными дверями из дерева. По их открытию зрители видят некий стеклянный саркофаг, светящийся изнутри. В нем находится Милен. Саркофаг, кроме того, перемещается в воздухе. Милен чем-то напоминает “спящую красавицу”.
Костюмы певицы разнообразны и каждый по-своему оригинален: то нечто в древне-египетском стиле, нередко эротичность в сочетании с элегантностью.
Милен исполнила как песни из нового альбома, так и хиты всего своего творческого пути. И конечно, в течение всего концерта – отличная хареография (в том числе и у самой Милен); чувственное и искреннее исполнение песен.Концерт “Avant que l’ombre” вышел и на DVD.
Что до Лорана Бутона, то он сумел пережить не очень успешный прокат своего дебютного фильма “Giorgino” снял новый фильм “Jacquou le croquant”.
Стоит упомянуть и французскую певицу Alizee – “продукт продюсерской работы Милен и Лорана”. Певица Alizee выпустила новый альбом, но уже без участия прежних покровителей (ранее автором музыки являлся Бутонна, а тексты песен писала Милен). Конечно, это смелый шаг, но не понятно наверняка, от кого исходящий. Тем не менее, имидж романтической девушки Лолиты (имя героини из первого шлягера Alizee) был, похоже, безвозвратно утерян с рождением у нее ребенка.
На пресс-конференции, перед стартом концертов “Avant que l’ombre”, Милен сказала “я не хочу бросать свою профессию, я собираюсь петь – пока возможно”.
А нам остается наслаждаться новым альбомом Милен и почаще встречаться с тенью неповторимой певицы.
http://sergina.wordpress.com
http://proza.ru/avtor/mariasergina


Рецензии
Очень познавательная статья. Видно, что творчество Милен Фармер и Лорана Бутона является весьма близким и важным для автора. Об этом говорит не только тонкий и тщательный анализ фактов, но и умение эти факты собрать, что особенно непросто, учитывая некую загадочность и скрытность от публики дивы Милен.

Кстати, ее цитата о дереве мне чем-то напоминает слова поэта Уильяма Блэйка: "Кто-то рожден для сладкого упоения. Кто-то рожден для вечной ночи." Здесь ощущается общий меланхолический настрой этих творцов.

Владимир Алявдин   31.01.2009 15:39     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. По поводу Блэйка согласна. Еще в моем "мини-рассказе" "Единственная"тоже есть "обгоревшее" дерево. Оно на самом деле существовало-и поле, и дорога, и далекие кромки леса, которые я описала. Но зарисовку я написала еще до того как прочитала интервью с данной цитатой Милен. И писалась она непосредственно под "обгоревшим" деревом. Оно правда было не совсем обгоревшее-иссохшее, безжизненное, местами и опаленное на фоне цветущего заброшенного сада...Поэтому ты конечно прав, что творчество Милен и Лорана для меня важно как никакое иное в мире музыки, кинематографа и поэзии.

Мария Сергина   02.02.2009 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.