Пробная лекция

- У нас на кафедре два новых преподавателя, - заведующий назвал наши фамилии, когда все расселись в аудитории за учебными столами. – Нам надо послушать их пробные лекции, оценить, как они владеют материалом и вниманием слушателей. Представьте себе, - напутствовал нас заведующий, - что перед вами сидят не преподаватели, а студенты. И до их сознания надо достучаться и донести материал.

 Первому слово предоставили Пузину.
Он излагал сущность резания металлов на примере токарной обработки.

Говорил он невнятно, вяло, скучно. Смотрел то в пол, то в потолок, то в окно, как будто там за окном и происходило все то, о чем он пытался рассказать нам. Он явно «не зажигал».

Его оборвали на десятой минуте.
- Слабо, очень слабо, - оценил его сообщение профессор Ковалев. – Если вы так будете выступать перед студентами, они разбегутся. Мухи сдохнут со скуки. И потом. Что это за терминология «соскоблить стружку»? Или: «прислонить резец к заготовке»? Даже в метро пишут на дверях «не прислоняться». Там действительно, прислоняются. Вы, батенька мой, избегайте вульгарности.

 Пузина на кафедру «внедрял» ректор. До этого он был проректором по хозяйственной работе, но почему-то там оказался неугодным. И его решили пристроить на кафедру технологии металлов. Поэтому отказать ему было нельзя.

Мне же предстояло доказывать свою состоятельность.
«Так, - подумал я, - нельзя повторять ошибок. Говорить надо уверенно, смотреть в глаза слушателей, и помнить: то, что я излагаю есть истина в последней инстанции. И сидят передо мной не профессора и доценты, и не преподаватели, пусть даже старшие, а студенты. Надо войти в образ. И главное, четко произнести первую фразу.»

Я поднялся на кафедру.
-Тема моего сообщения – сущность сварки, –объявил я. «Об этом надо рассказать просто и доходчиво». –это я сказал уже сам себе.

- Сваркой называется процесс образования неразъёмного соединения путем установления межатомных связей между поверхностными атомами соединяемых заготовок, –начал я. – Если одну заготовку приблизить к другой (чуть не сказал прислонить!) и плотно прижать (я энергично свел кулаки), то между поверхностными атомами должны установиться межатомные связи. – Я разжал кулаки и сплел пальцы. - Этот процесс должен идти без затраты энергии, а наоборот с её выделением. Ибо! – я поднял вверх указательный палец.- Существование всякой поверхности связано с затратами энергии. И любое тело всегда стремится приобрести форму с наименьшей поверхностью. Жидким телам это удается. Вспомните шарики ртути, когда вы в детстве разбивали градусник. Вспомнили? Разбивали вы градусник? – И я в упор посмотрел на доцента Ишакова. – Признавайтесь, разбивали!? - Доцент Ишаков заерзал на стуле. - Какие они были? Шарики! Это сферы, имеющие наименьшую поверхность при определенном объеме.
Когда мы сближаем заготовки исчезают поверхности, две поверхности. И в соответствии со вторым законом термодинамики ( о, как! Вспомнить бы, что это за закон такой) энергия высвобождается. Как все просто! Сложили две заготовки – и они соединились!

И как Радзинский, повествующий о коварстве вождя, воскликнул:
- Но не тут –то было! «Размечтались!»

- Вот вы, юный друг, - обратился я к профессору, сидящему на первой парте, - вот вы, я надеюсь, отличник, как вы полагаете, сколько причин препятствует образованию межатомных связей? Не соединились наши заготовки! Пока вы думаете и стесняетесь произнести ваш ответ , я скажу: всего лишь две. Это то, что поверхностные атомы не имеют свободных связей. Они уже заняты окисными пленками, адсорбированной влагой. И вторая причина – контакт произойдет в отдельных точках, а не по всей поверхности. Поверхность не ровная. Эту неровность наука называет шероховатостью. И соприкоснутся только выступы.
Следовательно, для осуществления сварки нужно преодолеть всего два препятствия. Всего два! И это обнадеживает, что препятствий только два. Но каких!

Пока что меня слушали, а я постепенно заводился и все больше, что называется, «входил в раж».
- Вот мне, например, нравится вот эта молодая женщина, сидящая во втором ряду. – Я кивнул в сторону Татьяны Ивановны, старшего преподавателя, дамы приятной во всех отношениях. – И я бы хотел воссоединиться с ней. – Я сделал паузу. Татьяна Ивановна зарделась и потупила взор. - Но я, надо отметить, женат. То есть, у меня нет свободных «связей». И у нее, предположим, есть муж. Чтобы нам воссоединиться, или скажем, создать семью, новую ячейку общества, надо освободиться от уже имеющихся связей и ей и мне.
 И второе. Для получения идеального соединения – прочной семьи, нужно чтобы точек соприкосновения было много. Мне, к примеру, нравится футбол, а ей балет. Но даже балет «Спартак» нас не объединяет.

Я сделал паузу, а потом произнес:
- Мне вспомнилось одно стихотворение.

Нет, мы цепей различных звенья,
И все у нас различной масти,
А точка соприкосновенья
Всего одна. В минуту страсти…

Я перевел дыхание и облизал губы.
-Чтобы получить прочную связь нужно создать много точек соприкосновения. И это достигается деформированием …э-э … сознания…

- Стоп-стоп-стоп!- прервал меня профессор. - Эк, как вас понесло! То, что вы меня назвали юным другом, это мне льстит. И в отличники произвели. Спасибо. Но вот это ваше интимное – это уж оставьте при себе. Это уж оставьте!
-А вы действительно болеете за «Спартак»? – спросил очень солидный и очень седой доцент Смирнов.
- Спартак-чемпион! - Промолвил как бы про себя, но так, что все слышали, старший преподаватель , которого все называли Володей. Он сидел сзади всех и листал глянцевый журнал с красотками.
- То, что вы поклонник Спартака – это замечательно. – продолжал доцент. –Я считаю, что это лучшая команда.
- А мне лекция очень понравилась, - выступила Татьяна. – Я внимательно слушала и все поняла. Только вот не все увлекаются балетом и не все женщины имеют мужей. Но это не умоляет достоинства лекции.
Как я узнал позже, у нее-то как раз и не было мужа.

-Ну, что ж, давайте подведем итоги, - вступил заведующий. – Оба претендента обнаружили владение предметом. Они учтут сделанные замечания. Будем считать, что кафедра согласна принять их в свой коллектив.
Никто не стал возражать.

28.01.08


Рецензии
А если б со Спартаком промахнулись - еще не известно чем бы закончилось, с улыбкой,

Константин Сергеевъ   20.03.2013 10:16     Заявить о нарушении
Со спартаковскими болельщиками шутки плохи.

Михаил Кудрявцев   29.03.2013 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.