О прихватизации

       15 лет нам настойчиво и неумолчно твердят о, во-первых, невозможности, во-вторых, о бесполезности, и, в-третьих, о смертельной опасности пересмотра результатов приватизации. Если звезды зажигают, значит, кому-то это надо…
       В печати появилась такая справка: выручка от приватизации за 7 лет (1992-1999) составила, в млрд. $, в Бразилии – 66,7, Великобритании – 66, Италии – 63,5, Франции – 48,5, Австралии – 45, Японии – 46,7, Венгрии – 11,3, России – 9,2! («МК», 11.04.07). В той корреспонденции еще пара сногсшибательных цифр: предприятие, проданное здесь за $ 300 млн, в то же самое время, было застраховано за границей на 30 млрд, т.е в 100 (!!!) раз дороже.
       Теперь видно, что постсоветское развитие российской экономики идет тремя путями:
- самый естественный: предприятия «с нуля» строят свой бизнес или производство, медленно богатеют и развиваются,
- самый быстрый: опытные иностранные фирмы создают здесь свои филиалы, привозят свои порядки, технологию и опыт,
- самый подлый: наиболее высокодоходные активы, начиная с богатств недр, бюрократия захватила или раздала своим клевретам и пожинает плоды своей ловкости.
       В начале перестройки, в 91-95, покойная жена, глядя на страстные выступления Гайдара, Чубайса и иже с ними, цедила сквозь зубы: «Ж-ж-жулики!», а я заступался. Но, в общем, и я давно понял, что все разгосударствление – большая афера. Теперь видно, что не «большая», а колоссальная. Россия, как всегда, «впереди планеты всей»! Оказалось, что вся несовершенная, но громадная социалистическая индустрия распихана по карманам. Остается открытым несущественный, но интересный вопрос: отцы перестройки так и планировали, или так вышло? Мне представляется наиболее вероятным такой вариант: замышляли они по-честному, но, будучи людьми наивными и не зная всемогущества советской бюрократии, не предвидели трудностей реализации, а обнаружив чудовищное, наглое, притом непреодолимое воровство, сделались прагматиками – «пусть будет, как будет, ведь как-нибудь, да будет…» А что они, в частности, Гайдар, продолжают до сих пор твердить, что все, как надо, так что им еще остается? Даже очень умные, современно мыслящие либералы, вроде С.Пархоменко, продолжают талдычить, что все правильно: был референдум, народ проголосовал, теперь только ходить на выборы и голосовать, как надо. Но народ ближайшие 50 лет голосовать «как надо» не будет, именно потому, что демократическая практика так опорочена и обгажена, что ее и за 50 лет не отмыть.
       На набивший оскомину вопрос, чего так панически боятся власти, пресекая всякую видимость оппозиции, разгоняя огнем и мечем ерундовые митинги? – с учетом справки с которой начинается эта записка, следует совершенно ясный и недвусмысленный ответ: они боятся суда и тюрьмы за воровство, которые неизбежно светят им всем, начиная, безусловно, с Ельцина, как это было во многих развивающихся странах, например, в Чили.
Э.Алкснис 16.04.07


Рецензии