Барский дом Действие I

(пародия на комедию Грибоедова «Горе от ума»)

Действующие лица:
Павел Семенович Говорухин, управляющий в казенном месте.
Марья Львовна, жена Говорухина.
Екатерина, дочь Говорухина.
Родион Андреевич Пта;шков, секретарь Говорухина.
Григорий Алексеевич Орлов, племянник Говорухина.
Геннадий Антонович Медведев, полковник.
Семен Семенович Боголюбов, поп.
Анастасия Потаповна, жена Боголюбова.
Ванюшка, сын Боголюбова.
Софья, дочь Боголюбова.
Варвара Алексеевна Златовска;я, молодая дама.
Павел Петрович Златовской, ее муж.
Афанасий Андреевич Крапивин, друг семьи Говорухина.
Лиза, Марья, Настасья, его дочери.
Анна Мирко;ва, подруга Екатерины.
Федор, личный художник Говорухина.
Юрий Николаевич Простолюдов, почтальон города N*
Слуги P.D. и N.T.
Официанты Говорухина.
Множество гостей всякого разбора.

Действия происходят в городе N*, в доме Говорухина.




Действие I.


Явление 1.
Утро. Просторная гостиная.

Екатерина, Федор, позже сам Говорухин

Екатерина
(любуется в зеркало)
Как хороша сегодня, просто дива!
Уж на портрете буду я красива.
Ах, Федор! Ты рисуй быстрей.
Уж притомилася,
Уж как я уморилася.


Федор
Похоже, Екатерина Петровна,
Готов ваш портрет.
По-мойму, моложе вы своих лет.
Прошу, оцените мои все труды,
Чтоб не пропали напрасно они.

Екатерина
(с криком)
О, боже! Кто это?
Я или настоящее чудище
С того света?

Входит Говорухин.

Говорухин
(строго)
В чем дело? Что-то не пойму.
Мне объяснить, пожалуйста, прошу.

Екатерина
Ах, папенька! Не уж то это я?

Говорухин
А кто же, доченька моя?

Екатерина
Какое-то страшилище!
И точно уже портрет не мой,
А просто ужас – то какой!

Говорухин
Екатерина, успокойся.
 Попробуй-ка, Федор, через час.

Федор
Но, если хотите, то прямо сейчас.

Екатерина
Уйди, оставь в покое, надоел.
Лишь только отвлекаешь от всех дел.

Говорухин
Ну, что ж! А мне пора идти.
Ко мне ведь Пта;шков должен был зайти.

Федор
Может, нарисую еще раз?

Екатерина
Уйди! Иначе уволю сейчас.

Говорухин и Федор уходят.

Екатерина
 (одна)
Как скучно здесь…
Похоже я устала…
А раньше ведь любовь меня спасала.
Кого бы полюбить?
Да… право, я не знаю.
Так много их…Ну, ладно выбираю.
Пташков, наш добрый секретарь,
Я с ним, наверно, поиграю,
Лишь пальчиком его немного поманю,
Так сразу же любовь в нем разожгу.
Хоть он славный, но глуповат
Немного для меня.
А вот Медведев, это уж мечта!
Может кого еще я призабыла?
Ну, что же не беда.
Ведь с ними буду тоже
И любезна и мила.
Вот она, моя чудесная любовь,
Которая мужчинам мутит кровь.
Как яд змеи самой опасной,
Но в то же время самой прекрасной.

Мне лишь немного грустно и смешно,
Но я не знаю от чего.


Явление 2.
Екатерина и Марья Львовна.

Марья Львовна
Катюша, доченька моя!
К тебе твоя подруженька пришла,
Захотела тебя повидать,
Спросить: «Как дела?»
Все ли в порядке узнать.
Позвать ее?

Екатерина
(раздраженно)

Нет! Не хочу видеть и все.
Скажи, что больна и не желаю принять никого.
Ну, Федор… ну, Софья…
Письма она не писала,
Хотя в Москву надолго уезжала.
Хочу теперь побыть одна.
Ступай, ступай же, матушка.

Марья Львовна
Но что случилось? Почему?
Твой чем-то день испорчен, я гляжу.

Екатерина
По мне, так в этом доме полная тоска,
А что же сделать я должна?
Так я устала от повседневной суеты,
И все мне говорят: «Прекрасна только ты!»
Лишь это я люблю,
Когда красивые слова так сладостно звучат,
Когда об этом все мне говорят.

Марья Львовна
Сейчас к Варваре Алексеевне я пойду,
Ах, как посплетничать немножечко хочу:
Теперь как чепец одевают,
Как держат зонтики в руках,
Любимым шляпкой, как махают,
Да жизнь ведут соседи в тех домах.

Екатерина и Марья Львовна уходят.


Явление 3.
Говорухин один в доме.
Приходит почтальон Простолюдов с письмом для Говорухина.

Говорухин
(радостно)
А! Друг мой, Юрий Николаич,
Как вовремя сегодня вы пришли,
Воспользуюсь минуткой,
Коль мы сейчас одни.
Как жизнь твоя идет ты расскажи,
Авось чуть-чуть разбогател?

Простолюдов
Да, что вы, Петр.
Живу я помаленьку,
Всем письма разношу,
Хоть беден,
Но нисколько я, брат, и не тужу.

Говорухин
Друг мой, в дом ко мне ты заходи,
Не стесняйся… Погоди, щас тебя
Я угощу. Чаем, водкой напою.

Простолюдов
Что вы, что вы!..
Я при службе.

Говорухин
Ну, а коль по старой дружбе?

Простолюдов
Мне писем надо много разнести.
Ну, Петр, ты меня прости.

Говорухин
Хоть рюмку коньяка налью,
Авось тебя развеселю.

Простолюдов
Не надо, Петр, ничего.
Дела не ждут,
А у меня их так полно.

Говорухин
А вот по мне, так все равно:
Что дело, что не дело
Давно Пташковым решено.
Я подписи поставлю, утвержу.
«Теперь дела закончены!» - скажу.

Простолюдов
Ну, так и быть.
Меня чаем угощай,
А вот потом спасибо и прощай.

Простолюдов выпивает чашку чая и уходит.


Говорухин
(открывает письмо, читает вслух)
Любезный брат!
Мой любимый, дорогой.
К вам в город сыночек едет мой.
На службу надо б поступить.
Ну, а пока его к себе
Изволь ты приютить.
Григория заветная мечта-
Военным стать,
Чин получить и
Уважение завоевать.
Заранее, Петр, тебя благодарю.
И непременно в гости жду.

Говорухин задумывается.

Конец I действия.


Рецензии