Сказка о том, как Иван-дурак коня покупал

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-дурак. Не один жил, а с женой Марьюшкой, с детьми малыми, да с родителями старыми. День и ночь работал Ваня, чтобы семью свою большую прокормить, одеть и обуть. Как-то раз, решил Иван купить себе в помощники коня крепкого, надежного. Прослышал он, что продает Седой Бородач молодого, двухлетнего, как раз такого, какой и нужен.
– Пойду-ка посмотрю на помощника будущего, авось и понравится мне конь, – подумал дурак и отправился на смотрины.
Сильный, серый в яблочко красавец сразу пришелся по душе Иванушке. Сговорились о цене с хозяином, а чтобы дешевле и удобнее было (конь ветосмотр недавно прошел), оформили генеральную доверенность на Ивана-дурака. Отдал он все свои кровью и потом заработанные рублики до последней копеечки Седому Бородачу, на том и кончилась сделка.
Прискакал Иван-дурак домой на новом коне, счастливый покупкой своей. Жена не нарадуется, все ходит вокруг коня, по бокам его поглаживает, да приговаривает:
– Будет радость нам с тобой, конюшка! Помощником для работы будешь ты Ванечке. Поедет Ванюшка на другой конец света, за леса, за поля, деткам малым гостинцев привезет, старикам нашим пузырьков с витаминами для силушки.
Вот месяц проходит, другой пролетает. Живет семья Ванькина, горя не знает. Помощник добрым по нраву оказался, не строптивый, не бешенный. И дров Ваня привезет из лесу, и муки с мельницы, и медку из лесу.
Однажды ранним утром хмурым и пасмурным прибежал к Ване Седой Бородач и давай кричать, руками размахивать:
– Ой, беда пришла Ваня, Ванюшка. Надумал сынок мой непутевый со своей женой сварливой разводится, а конь-то на нем по пашпорту конячему записанный. Невестка моя, гадюка проклятущая, грозится коня отсудить! Так что думай, Ваня-дурак, что тебе делать, да побыстрей! А не то, суд государевый коня твоего отберет по закону.
Опечалился Иванушка, сел на пенек, да призадумался – как дело выправить, да коня своего милого уберечь от чужих рук загребущих, бессовестных. Думал, думал и решил, что нужно коника на жену свою Марьюшку переписать. Тогда никакая гадюка коня любимого вороного у семейства Ванюшиного не отберет. Хоть и потребуется еще где-то денег на эту сделку раздобыть, да выбирать не из чего.
На следующий день сели на коня Иван да Марья и поскакали через лес к избушке по охране всех дорожных владений, где коням пашпорта разные выдают, чтоб Марьюшка хозяйкой полноправной стала. Снял со своего учета Иван коника, а чтоб на Марьюшку его записать, время потребовалось. Умные люди сказали, чтоб завтра приехали.
Так и сделали – на другой день поскакали они снова за много верст дело важное продолжать. Скачут долго ли коротко, вдруг из-за кустов выскакивает лесоруб с топором и кричит:
– А ну, слезайте с коня, я тут главный на дороге лесной, сейчас документы ваши проверять буду! Показывайте, где пашпорт на коня, где ветосмотр?
– Да нет у нас пашпорта, – отвечает Ваня лесорубу, – забрали все документы ваши сотрудники – охранители леса государева, нам только страховку конячью оставили. Едем вот новый пашпорт оформлять, да и ветосмотр провести конику.
– А почем я узнаю, что этот коник ваш, что не украли вы его, что здоров он и лесу вреда от него не случится? – ехидно спрашивает лесоруб, да топором грозно потрясывает. – Мне ваши слова, как звук пустой, не верю я вам, по должности не положено. Я заметил нарушение на дорогах лесных, значит наказать должен по всем правилам порядка лесного.
– Да за что же нас наказывать, мил человек! – недоумевает Иван-дурак, – мы ведь порядка не нарушали, все в точности делали так, как ваши друзья из государевой избушки сказали.
– А мне они и не друзья вовсе. Мое дело зелень рубить, да за безопасностью на дорогах следить, – важно задирает голову лесоруб. – Я коня вашего забираю с собой, а вы пешком идите куда хотите! Я тут главный, значит я решаю – кого ловить, кого наказать надобно!
– Как же так! – рассердился дурачок, – как же не друзья? Ведь одна у вас задача – на лесных дорогах следить, чтобы волки злые деточек малых не закусали до смерти, чтобы лисы хитрые не воровали, не шастали на тропинках солнечных. Что же вы только в кустах прячетесь да все рубите без устали лес наш зеленый? Истинный непорядок устранять надобно, а не честным людям дороги перекрывать. Доброта, она возвращается, мил человек, стократно – знать должен, раз власть держишь!
Стыдно стало лесорубу за грубость свою, проснулись в нем и честь и совесть. Понял он, что коли дано ему право беречь лес и всякое движение в нем – и ввысь, и вширь – контролировать, так значит и должен он блюсти это право по государевым законам, а не по собственным. Отдал он Иванушке коня, но и доброй дороги не пожелал.
И поскакали Иван да Марья на вороном коне по лесу дальше, стараясь, от греха подальше, больше ни одному лесорубу на глаза не попадаться. Кое-как доскакали до избушки государевой, взяли пашпорт на коника, провели ему ветосмотр, да назад домой поехали.
А вечером, когда солнышко к закату ложилось, понял Иванушка-дурачок, что следующий раз он обязательно коня с крыльями купит, чтобы скакать на нем по небу бескрайнему – куда глаза глядят. Ведь в небе ни гадюки разные не ползают, ни лесорубы за облаками не прячутся!
Тут и сказки конец, а кто понял – молодец!


Рецензии