О кимоно

О! Кимоно!О!
Будь у меня хоть на граммик больше таланта, я бы набросал хайку о кимоно. Что-нибудь вроде:
Грязное кимоно
Отдыхает в тазике
Мамой замоченное
Но я не буду этого делать. Все-таки не совсем обыватель в делах литературных и понимаю, что кажущаяся простота хокку - результат долгих медитаций над коанами, штудирования буддийских первоисточников и несомненная иероглифичность как сущностный принцип. Поэтому жаль, но хайку здесь не будет.
Но слово о кимоно я произнесу.
Что такое кимоно? Кимоно – это оружие. Кимоно – это сила. Кимоно – это жизнь. Некогда меч был сердцем воина, нынче же кимоно – сердце воина. Меч – сердце воина, когда воин теряет меч, его сердце есть меч. Можно сказать что меч – это приданное к сердцу воина. Но каков воин вне своего меча? Вне меча он – абстракция. Меч кует воина. Но конечно кимоно не тождественно мечу. Сталь меча вроде бы совершенно отрицает ткань кимоно, отрицает тем, что предназначена рассекать все препятствия, все доспехи и преграды на пути к победе. Но так ли это? Не обманул ли нас уже этот внешний вид? Конечно, не сразу мы видим то, что для любого опытного мастера очевидно: кимоно – это оружие. Кимоно присутствует в каждом его движении, даже когда он одет, допустим, в тепленький домашний халат да семейные трусы. Даже когда он одет в узкие джинсы и теплую кофту – кимоно незримо облегает его тело.
Конечно мы ведем разговор о боевом кимоно, о кимоно каратиста, дзюдоиста, или идущего путем Стивена Сигала и молодой вербы последователя айкидо. Не только для них кимоно значимо, есть множество других… школ боевых искусств? Кружков-секций восточных традиций техники тела? Дамское кимоно (с милой подушечкой на спине) тоже достойно всяческих похвал, но сегодня оставим его за скобками.
В чем твоя сила, кимоно? Тяжелое, впитавшее в себя пот, ты становишься тяжелее раза в три во время тренировки, ты – дополнительная нагрузка, дополнительное усложнение, воспитывающее дух. А также - этот дополнительный контроль, например, контроль силы и скорости ударов, ведь ты звучишь, звучишь при каждом движении, и этот звук позволяет судить о характере движения. Если я бью слабо – ты молчишь. Если сильно – ты жестко хрустишь. Если сильно и быстро – хрустишь и посвистываешь. О как ненавидят эту твою особенность многие ученики, особенно на экзаменах! Звучание кимоно всегда позволяет определить сенсею, кто действительно работает, а кто симулирует, и злосчастный симулянт отправляется принимать положенное ему наказание – например, стоит минут десять на кулаках. Чтоб не расслаблялся. Затем, когда появляется личная мотивация, ты уже сам подгоняешь себя, а вернее – кимоно тебя подгоняет. Каждый раз, когда ты не слышишь его, когда оно возмущенно молчит, не желая сносить твоей лени и слабости – ты снова бьешь изо всех сил, и снова, и так – сотни раз. Кимоно – словно злой (а на самом деле заботливый) учитель – одергивает тебя криками, не дает расслабиться.
Кроме индикации силы удара, кимоно позволяет рассчитать правильность удара, технику. Но это уже переходный момент, потому что не только сама конструкция кимоно позволяет это, но и связанный с ним опыт. Память тела.
Тело помнит. Тело помнит все. Каждый раз, когда ты надевал кимоно, тело переходило в иной режим функционирования, в режим, в котором оно может все! А если и не все, то гораздо больше, чем обычно… Личная мотивация, но что еще важнее – окрики учителя (и само то молчаливое внушительное превосходство, волнами от него исходящее) и пример всей группы, они толкают тебя во время тренировки, они тебя держат за пределами твоих возможностей. Пример группы – это что-то особенное, это связано с глубинными родовыми характеристиками человека, ориентирующегося на окружение. Все терпят, все стараются, все делают, все уже на пределе, да что там – за пределом! Но все равно они продолжают, как же я могу сдаться?! Особенно если среди тренирующихся есть женщины – какой огромный стыд показать пред ними свою слабость, нет ничего горше чем увидеть себя слабее них.
И тело все запоминает. На каждой тренировке облаченное в кимоно тело делает то, что оно сделать неспособно, делает то, о чем многие другие и не знают, что это возможно, делает то, что никто от тебя не ожидает. Вся эта сила накапливается. Она конденсируется в кимоно. Сотни, тысячи, миллионы движений и повторений техники, выходов на тотами, учебных спаррингов – все это суммируется и отпечатывается в теле и в духе. А кимоно – это фетиш, это зримое воплощение всех стараний и усилий, всех результатов твоей борьбы, борьбы с ленью и пассивностью твоего тела, его никчемной любви к комфорту.
Боксерские трусы и перчатки – этот западный аналог, бледная тень оружия воина, но, несомненно, этот фактор там тоже присутствует. Даже когда на боксере нет перчаток – они на нем есть, потому что есть в нем эти миллионы ударов по груше и физиономиям, корпусам, блокам противника на ринге. Но все равно это лишь подобие, потому что есть и другие, тайные стороны кимоно, которое оно открывает лишь мастеру…
Но здесь я почтительно умолкаю.


Рецензии
(^o^)/
Вау!
Сильно! +5!

Ganbare!

Валерий Краснянский   25.03.2008 02:13     Заявить о нарушении