Мы их или они нас?

       В советское время очень популярной была фраза: «Баку–Москва нефт качай-качай, Москва-Баку водка качай-качай» - прошу прощения у читателя за несколько вольное обращение с великим и могучим, но я всего лишь попытался в пределах возможного передать оригинальное звучание характеристики межнациональных культурно-экономических взаимосвязей Центра и окраины столь же великого и могучего, как и русский язык, Союза (помнится, некогда кто-то обозвал его колоссом на глиняных ногах – что, судя по мгновенному развалу могучего, не было лишено оснований).

       Помнится также, что в то время были в ходу и фразы о многонациональном культурном пространстве. И то, что русский язык – это язык межнационального общения. Одним словом, и то, и это – и так, и эдак… И всё под неусыпным оком вдохновляющей советский народ на новые подвиги во имя строительства коммунизма одноимённой партии во главе с Имярек (фамилии меняются в зависимости от исторической эпохи – каждый подставляет то, что ему по вкусу).

       Читатель без труда (а может, и с не малой долей ехидства) отметит, что автору так и не удалось сбросить с себя оковы социализма и прочие причиндалы, олицетворяющие прошлое. И спросит – а где же настоящее? Где же т.н. взаимодействие и взаимопроникновение культур – новоазербайджанской и капиталистической? Но не торопись, читатель - всему своё время. До перехода к переходному этапу я напомню ещё один посмертный постулат бессмертного учения Маркса-Энгельса-Ленина. Этот постулат гласит, что общественный строй является не более чем надстройкой над экономикой – или, переводя на общедоступный язык, деньги вперёд.

       Судя по всему, избавиться от этих оков у меня (только ли?) не получается. Ведь даже при попытке вспомнить то, что было в области культуры в те времена, на память приходят звания, премии, концерты по торжественным датам – и всё это под надзором Идеологического Отдела Великой Партии. И даже те западные артисты, которые продирались на просторы одной шестой суши, бывали допущены сюда с благословения того же самого отдела по нанесению сахарной пудры на мозговые извилины. Иначе – никак. Порой нам разрешали прикоснуться к тлетворному влиянию Запада (в основном благодаря журналу «Иностранная литература») – но, как правило, народ припадал к животворному ручейку заграничной культуры самостоятельно. Иногда это кончалось довольно-таки удачно для самых активных из припавших – их выгоняли отсюда, и они становились известными и богатыми там. Одним словом, культурное взаимодействие на всех уровнях протекало на уровне «что разрешено – то разрешено» - а исключения в виде нашумевшего выступления Boney M в белокаменной всего лишь подтверждают правило.

       Но времена изменились: почти 17 лет мы живём в состоянии независимости, а от великого и могучего в Азербайджане остались рожки да ножки в виде тарелок на балконах и крышах. Что же до нефти, то после своевременного спада добычи в конце советской эпохи чёрное золото страны огней снова оказалось в центре внимания – но уже не России. И потекли в наш город специалисты и прочие деятели всех мастей (к примеру, Виктор Кожени) со всех концов света – хотя цвет нашей культуры и науки навострил лыжи в противоположном направлении. Одним словом, наш город стал ещё более многонациональным – об этом можно судить по многочисленным ресторанам и барам, в которых тусуется импортированная рабочая сила. Но, несмотря на то, что в Баку сейчас можно отведать практически любую кухню, мы, азерийские тюрки, всё так же постоянны в своей любви к национальному фастфуду в виде шашлыка. Справедливости ради следует отметить, что в области общепита у нас наблюдаются определённые подвижки – и у подрастающего поколения в ходу теперь гамбургеры, чизбургеры и дёнярбургеры, так что к фастфуду мы теперь приучаемы с младых ногтей. Одним словом, в том, что касается гастрономии, мы идём в ногу со всей планетой… Замечу, что преимущества нового времени налицо: если в совке сам поход в ресторан порой становился событием эпохального масштаба, то сейчас именно с этим проблем нет. Да и вообще практически ни с чем проблем не наблюдается – как у нас говорят, «elin cibinde olsun» (да погрузятся руки твои в карман твой). Мы готовы платить за всё – за дорогие автомобили, за итальянскую мебель, за шмотки от ведущих модельеров мира… но стоп! А готовы ли мы платить за культуру? Где же она, родимая, со своим потребителем? Массовым потребителем, который готов выложить свои кровные не только за пищу телесную, но и за пищу духовную?

       Новые времена – новые нравы. А может, всё те же самые нравы, которые просто-напросто оказались высвечены рентгеном пост-социализма? Ведь даже миф о самом читающем в мире советском народе оказался развеянным в пух и прах подобно тому самому колоссу - хотя чего ещё можно ожидать от сухой глины? Погоня за собраниями сочинений классиков в красивых переплётах сменилась практически полной апатией к оным (классикой объелись, что ли?). Достаточно кинуть взгляд на полки книжных магазинов: они забиты безопасными одноразовыми книжками серийных авторов, идеологически вредной советскому человеку оккультной литературой и монографиями типа «100 самых великих насильников»… Ах да, совсем забыл про обилие талмудов кулинарных рецептов с великолепными фотографиями – аж слюнки текут! Ну и, само собой, выходцам из страны Советов не обойтись без книжек с рекомендациями типа «Как стать богатым», «Советы бизнесмену» и «Как стать культурным» - причём с красивыми заграничными именами на обложке. Хотя, положа руку на сердце, все мы знаем, что в совке вся контрабанда несла на себе невидимый невооружённому взгляду штамп знаменитого Одесского Привоза.

       Справедливости ради следует сказать, что и в области культурного обмена гостями нашего города осуществляются некоторые шаги. Хотя ради той же самой справедливости следует отметить, что шаги эти, как правило, односторонние. И, как те же самые книжки в мягких обложках, одноразовые и вполне безопасные. Я с уважением отношусь к деятельности посольств и крупных компаний в финансировании и организации разного рода культурных мероприятий, но практически все они растворяются в общей массе псевдо- или даже контркультуры – терминология в данном случае является делом культурного вкуса читателя. Причём растворяются в первую очередь потому, что оказываются единичными акциями – зачастую в надежде на то, что инициатива сверху будет подхвачена внизу. Но ситуация получается классическая: верхи не могут (продолжать всё своими силами), а низы не хотят. Не хотят без всяких скобок – просто так не хотят. С понятием «низы», наверное, стоило бы разобраться более детально – но свои соображения по «низам» я лучше опущу (опущу – в смысле пропущу, не более того!). Хотя, если исходить из уровня доходов, то к низам можно было бы отнести самую что ни на есть творческую интеллигенцию.

       Читатель, не требуй от меня, чтобы я всё тебе объяснил – так как разложить по полочкам понятие «творческая интеллигенция» я лично не смогу. На уровне ощущений я это знаю – но боюсь, что мои ощущения не совпадут с твоими. Хотя... если ты точно так же не можешь без отвращения смотреть телевизор – то есть большая вероятность того, что мы думаем одинаково. И если тебе порой горько и обидно – то это совсем не так плохо, как тебе кажется. А если ты, читатель, ещё и задумываешься над всем этим – то дела обстоят лучше, чем кажется мне. Уж очень не хочется, чтобы наша культура окончательно превратилась в культур-мультур.

       Возможно, это хотя бы немного зависит и от нас. Но речь идёт не об абстрактном понятии МЫ, которым нас кормили 70 лет, а о НАС – как совокупности множества Я.


Рецензии
А готовы ли мы платить за культуру?
Знаешь это и не совсем от нас зависит. Просто может поставить вопрос немного иначе: а зарабатываем ли мы достаточно, чтобы еще и на культуру хватило. У одного западного автора конца прошлого века у героя книги, мальчика, была просьба к Санта Клаусу: Пожалуйста, Сната, сделай так, чтобы папа мог водить меня на все цирковые представления. Недавно моя 5 летняя дочка общаясь с соседским мальчишкой, похвасталась, что была в цирке и столько всего интересного там увидела. А мальчик, погрустнев, сказал нам, что их у папы четверо и на всех накупить билетов у папы не получается. Так готовы ли мы платить за культуру?

Сабина Алиева   07.11.2008 09:20     Заявить о нарушении
Знаешь, ведь дело в том, что зачастую именно те, кто могут себе позволить платить за культуру, не делают этого - и в этой статье речь именно о них. Вот конкретная ситуация:
фестивальный джем в джазцентре - стоимость билета 5 манат. Приезжает морда на Хаммере и пытается пройти БЕСПЛАТНО. То же самое и с концертами, спектаклями и проч.

Ровшан Сананоглу   07.11.2008 13:42   Заявить о нарушении
Сейчас самое модное у богатых - это пристроить своего ребёнка учиться на бюджет. Они всё привыкли продавать, а брать - только на халяву! А из культуры - только то, о чём говорят...

Александрина Кругленко   07.06.2009 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.