Комментарий к обсуждению фильма Андрея Звягинцева

С некоторых пор, оставив работу и занявшись дизайном собственного дома и сада, Софья Петровна могла позволить себе смотреть интересующие ее телепередачи, идущие поздно вечером. Это «Апокриф», «На ночь глядя», «Очевидное-невероятное», «Судите сами», «Закрытый просмотр» и некоторые другие.
В очередном «Закрытом показе» она на одном дыхании посмотрела фильм Андрея Звягинцева «Изгнание». Единственное, что раздражало и мешало, так это реклама.
Фильм очень впечатлил Софью Петровну, несмотря на то, что в основу его положена обычная семейная драма. Посмотрев фильм, она поняла, что душа у режиссера Звягинцева болит не только за героев фильма, но и за духовное обнищание всего человечества.
Никогда еще Софья Петровна так не сопереживала двум главным героям одновременно и в равной степени. Она понимала и одного, и другого по отдельности, она понимала, почему они так трагично удалены друг от друга. Она понимала, почему мужчины в фильме, как мертвые, долго и далеко едут в своих машинах по отстраненным от них ландшафтам, тупо глядя перед собой.
Это же наша нынешняя жизнь, господа! Это же мы с вами!
После просмотра Софья Петровна, удобно устроившись на диване, приготовилась послушать мнения о фильме известных кинокритиков, актеров, телеведущих, политиков, надеясь найти в них созвучные мысли и чувства, а может быть, уловить какие-то ускользнувшие нюансы.
И каково же было ее изумление, удивление, а затем и откровенное возмущение выступлениями этих известных людей!
Что это? Мягко говоря, детский лепет с претензией на глубину. Гости студии стали настойчиво добиваться от режиссера, в какой стране происходит действие фильма! Для какого народа этот фильм: для российского зрителя или для жюри кинофестивалей! Стали выискивать русские традиции в фильме. Вспомнили Тарковского, Достоевского и Толстого, но не в связи с тем, с чем действительно можно было бы вспомнить! Порадовались, что «любовника все-таки не было», значит, не было и банального треугольника.
А что было? Все в недоумении. В конце обсуждения фильма задали идиотский вопрос актеру, игравшему главную роль: прибавила ли ему «любви в личной жизни» эта работа?! Они словно не заметили произошедшей на экране трагедии, невольного преступления (главного героя), потрясающего душу!!! Наверное, им не хватило для осознания этой трагедии кровавой сцены и рыдания детей!
О детях вообще никто ничего не сказал. А это трогательный, тонкий и постоянный второй план в фильме на фоне земных страстей взрослых.
Софье Петровне захотелось туда, в эту студию. Ей хотелось высказать мнение миллионов среднестатистических зрителей, которые приняли фильм «Изгнание» всей душой! Послушайте его.
С первых кадров фильма – ощущение нависшей тяжелой атмосферы и предчувствие беды. Не в такой ли атмосфере мы ныне с вами живем, господа?
Эта эмоциональная интрига сразу вызывает интерес зрителя.
Благополучные с виду супруги. Дружная семья. Замечательные дети. Заботливые, взаимно нежные отношения с ними. Положительно и неоднократно поблескивают обручальные кольца на руках супругов.
Но между тем, все время ощущается какая-то эмоциональная отстраненность между мужем и женой.
Муж, человек основательный, жесткий, озабоченный насущными проблемами, своей работой. Он хранит традиции своего Дома, не хочет продавать его, хотя не был в нем двенадцать лет и в дальнейшем жить в нем не собирается.
Жена, мягкая, женственная, нежная, любящая натура. Очень страдает от душевного одиночества, от мужского равнодушия. Дети подросли, и ей кажется, что она сама по себе, что она никому не нужна. Это состояние усугубляется временным отсутствием мужа и ее беременностью. Ей тяжело. Она перестает понимать, что с ней происходит. Получив бумагу с заключением о беременности, она хочет покончить с собой. Но ее спасает коллега мужа, Роберт. Человек чуткий, добрый, он вызывает у Веры доверие и искреннюю благодарность. Она отвыкла от такого рода участия, поэтому позже, в Доме, в самый тяжелый момент своей жизни она тайно звонит Роберту. Ей хочется спросить совета или попросить помощи у него. Но, к сожалению, она не смогла решиться на это.
Возвратившийся муж не замечает ее тяжелого физического и морального состояния, так как, видимо, она привыкла держать себя достойно, не показывая своих слабостей.
Жена, человек духовно закрепощенный, ранимый, беззащитный.
Муж ее, человек исключительно приземленный, лишенный напрочь активной духовности. Он и не догадывается, какая драма творится в душе женщины, лежащей с ним рядом в постели. А ведь у нее под сердцем – его ребенок!
Жена убеждена, что она ему безразлична. Но если это так, то ему не нужен и этот ребенок! У нее крепнет убеждение, что это только ее ребенок. Вероятно, у нее зреет решение родить этого ребенка, так как уже большой срок беременности. Поэтому она и сообщает своему супругу спокойным голосом и с ясным взглядом: «Я беременна. Этот ребенок не твой». Она надеется, что это выведет мужа из состояния безразличия, что он тут же спросит, а чей же это ребенок. На что она ответит ему: «Конечно же, твой, но я одна с ним тяжело переживаю свое состояние уже больше двух месяцев, одна принимаю решение родить его, значит, он только мой!»
Но супруг ведет себя конкретно. Никакого диалога не желает, воспринимает ее слова буквально. Как видно, он не знает, что его жена – женщина верная, чистая, преданная ему много лет. Он не желает ничего знать.
Его невыносимо жаль. Он убежден, что его жена, которой он верил и к которой был по-настоящему привязан, предала его. Это непереносимое оскорбление для него.
Софья Петровна ни в одном фильме ранее не видела так сильно сыгранного мужского страдания в связи с предательством. Главный герой берется за оружие.
Далее события развиваются трагически.
Муж спрашивает: «Ты любишь его?» - имея в виду мнимого любовника.
На что жена искренне отвечает, думая, что речь идет о ребенке: «Мне трудно тебе это объяснить…» Но он опять не желает продолжать разговор.
Как единодушна мужская половина обсуждающих в том, что любой мужчина отреагировал бы точно также на слова его женщины - « ребенок не твой»! Между тем, тысячи из них слышат эти слова, являясь сожителями в, так называемых, гражданских браках! Тысячи мужчин семейных слышат эти слова от содержанок и любовниц! А также и от отдельных жен, потерявших всякое терпение и решивших растить ребенка самостоятельно.
Так что, не лицемерьте, господа мужчины! Ваши души окаменели точно так же, как и у главного героя фильма. Вас не трогает даже ее нежность, когда она гладит спящего мужа по лицу, прижимается к нему в поисках защиты, ищет сочувствия и понимания, надеясь на примирение.
Не прислушиваясь к своему сердцу, муж принимает преступное решение сделать аборт своей жене помимо ее истиной воли. Он советуется с братом, руководствуясь лишь холодным рассудком. И ошибается.
Происходит трагедия. Виной тому умертвляющая бездуховность, в том числе, и нашего времени!
Режиссер Андрей Звягинцев знает, почему пуст Храм среди холмов и полей, почему к нему не идут люди, почему мимо него мчатся, не останавливаясь, автомобили. Неважно, какой конфессии принадлежит Храм, важно то, что он расположен рельефно ниже кладбища, то есть ниже смерти. И одинокий священник, справивший «ритуальную службу» на кладбище, торопливо уходит вниз, в свой одинокий Храм.
Ключ к пониманию фильма не только в коллективной работе детей, когда из пазлов чистые детские руки собирают картину «Благовещение», но в эпизоде, когда девочка перед сном читает всем детям строки из Библии! Звучат слова о том, что Любовь всегда верит, Любовь все терпит, Любовь всегда прощает и т. д.
И за этими великими словами встает реальная жизнь героев фильма, в которой все наоборот: тут не любят, не верят, не прощают!
Кому-то не ясно о чем этот фильм? Не притягивайте за уши аналогии из фильмов других Мастеров кино.
Фильм Андрея Звягинцева о немереной гордыне и собственническом инстинкте Мужчины, которые затмили ему разум, ожесточили душу.
Фильм «Изгнание» о тоске по Любви Женщины, которая наталкивается на мертвую скалу земного бытия.
Этот фильм о детях, о развитии Жизни – нашем будущем, за которое взрослые должны быть в ответе.
…Идет сильный дождь. Дом, где недавно звучал детский смех, снова пуст, забит и закрыт. Люди сами себя своей злой волей изгнали из Дома, поэтому и «Изгнание»!
Заканчивая своё мысленное выступление после «Закрытого показа», Софья Петровна поняла, что режиссёр предлагает зрителю и нечто большее, чем изгнание одной семьи из одного Дома.
Для человечества Дом – это Земля! Вот тут-то, действительно, напрашивается аналогия. И поэтому не важно место действия, время и конфессии, важно то, что забвение Духа грозит всем нам, как и героям фильма Андрея Звягинцева, Изгнанием.

Автор: Людмила Ивановская Proza.ru «Кубанская казачка»


Рецензии