Как я покупал автомашину в Советские годы

До сих пор вспоминаю, как я купил « Жигули» шестой модели с родным двигателем на Плесецком космодроме. Дело было так: мой земляк, полковник Цыплаков Виктор Андреевич, который в то время являлся Начальником Главного Управления Торговли Московского Военного Округа, позвонил мне на службу и сказал: «Срочно приезжай в Управление, есть одно деловое предложение …» Я, бросив все свои дела, и забыв на день о военной службе, поехал на улицу 25-го Октября, где и находилось в те времена ГУТМО. Поднявшись к Виктору Андреевичу, я поздоровался с земляком и узнал о цели его звонка. То, что он мне рассказал, стало приятной неожиданностью. На Плесецкий космодром пришли для продажи несколько автомашин разных марок. Два автомобиля «Жигули» шестой модели цвета морской волны с родными двигателями оказались не востребованы. Так как приближался конец месяца, и нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы отчётность выглядела наилучшим образом, он вспомнил обо мне и ещё об одном офицере. Фамилию этого счастливца я не помню. И так, приехали мы на космодром. Вначале нам решили показать достопримечательности этого космодрома. Всего я не запомнил, но что-то врезалось в память до конца моих дней. Среди запомнившегося – площадка с памятником, где трагически погиб первый главком Ракетных войск стратегического назначения главный маршал авиации Митрофан Иванович Неделин. На испытаниях, которые проводились под техническим руководством главного конструктора Михаила Кузьмича Янгеля произошёл взрыв ракеты, который и привёл к трагической гибели главного маршала авиации Неделина М.И. Насколько мне известно, главный конструктор – Михаил Кузьмич Янгель винил в происшедшем только себя и умер в возрасте 60 лет от полученного им пятого инфаркта миокарда. Почтив память погибших, мы двинулись дальше. Рядышком с гостиницей нам показали памятник Юрию Гагарину. Не знаю, дожил ли этот памятник до наших дней, но тот факт, что такого памятника больше нет нигде, могу засвидетельствовать лично. Что же в нём особенного? Начну с того, что скульпторами этого памятника стали простые солдаты. Памятник выглядел так: у ракеты с приподнятым носом и открытым вперёд люком(Он же выполнял роль трапа)замер Юрий Гагарин, который спустился по этому трапу. Одет он был не в космический скафандр, а в шинель, шапку и сапоги... Его поднятые вверх руки должны были видимо означать восторг от приземления на землю Плесецка, но фактически это выглядело так, будто он в ужасе взялся за голову и подумал: "И как я оказался в этой глуши?". Очевидцы рассказали нам, как открывали этот монумент. Собралась очень представительная группа военных, старшим был, находящийся там ныне покойный главный маршал авиации Кутахов Павел Степанович. Когда с памятника слетело покрывало, Павел Степанович с полминуты смотрел на памятник совершенно ошарашено, потом плюнул, вспомнил чью-то мать, и со словами: "Чтобы этого памятника здесь не было в течении максимум двух-трёх дней!" ушёл прочь. Однако быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается: оказалось, что в основании памятника лежал шахтный бетон, который никакие отбойные молотки взять не могли, а рядом находщаяся гостинница мешала взорвать этот чудо памятник. Все эти обстоятельства позволили увидеть нам с офицером из Звёздного городка этот "шедевр" скульптурного исскусства. После этого памятник Петру Первому на Москве-реке, работы скульптора Зураба Церетелли, мне кажется просто гениальным.
       Однако машины пока ещё не куплены, и необходимо возвращаться к теме рассказа. Пока я занимался оформлением машин и погрузкой их на железнодорожную платформу, мой напарник отдыхал и принимал на грудь молдавский коньяк в изящной тонкой бутылке с неменее изящным названием "Белый аист". Других сорокаградусных спиртных напитков в магазинах космодрома Плисецкий в то время попросту не было. Когда я вечером приходил в гостинницу, то тумбочка моего напарника сплошь была уставлена пустыми бутылками из под коньяка. Я тогда впервые понял смысл пословицы: "Что для русского хорошо, то иностранцу смерть". Выпитое моим напарником уложило бы обычного человека на койку, а здесь я видел человека, довольно крепко стоящего на ногах с помутневшим взором и всё. Когда погрузка машин была закончена, мы сели обсуждать, что же нам делать дальше... В итоге, мой старший товарищ решил, что до Вологды он поедет в СВ, а я, дабы хулиганьё не разбило стёкла наших автомашин, на одной из погруженных на открытую железнодорожную платформу автомашин.
Не буду описывать процесса езды на платформе, скажу лишь, что я узнал, что значит сортировка вагонов "С горки"... За время данной сортировки, я дважды или трижды подтягивал ослабевшее от ударов вагона о вагон крепление машин. В конце концов я с двумя новенькими жигулями шестой модели оказался в городе Вологда. где меня должен был дожидаться мой старший товарищ, так как он выехал из Плисецка накануне моего отъезда. Однако моего напарника в Вологде не оказалось... Он, не изменив своей привычке, употребил н-ое количество "Белого аиста" и проспал в вагоне до Москвы. Нужно было что-то срочно предпринимать.
Я сгрузил с платформы свою автомашину и проверив ещё раз крепление машины космонавта, пошёл к Дежурному по станцию и попросил поставить эту платформу под прожектора и глаз с неё не спускать, потому что хозяин этой машины является настолько важной персоной, что даже незначительные негативные последствия хранения данной машины могут сказаться на руководстве данной железнодорожной станции. Когда я убедился, что Дежурный по станции проникся всей важностью момента, я поехал к Военному Коменданту Вологды и отдал ему на хранение ключи от автомашины, перед этим проведя также соответствующий инструктаж. После этого, со спокойной совестью я сел в новый автомобиль и поехал в Москву. Именно тогда впервые я увидел город Ярославль, который находился от меня за широкой и степенной рекой Волгой.
Помню лишь, как я, очарованный красотой этого города, стоял и смотрел на купола его церквей. Всё это впоследствии нашло своё отражение в моём стихотворении "Ярославль"
http://www.stihi.ru/2008/05/14/3771
Спустя день или два мне позвонил мой старший товарищ. Он забрал свою автомашину, поблагодарил меня, сказав при этом, что в Вологде прекрасные люди, и, что ему был оказан такой приём, о котором могут мечтать только члены Политбюро.

Полный сборник сочинений: www.aeg.infoprof.ru


Рецензии