Смерть

Действующие лица:
Старик
Софико – женщина, лет тридцати.
Первый образ смерти – отвратительно создание, напоминающее собаку. Его шерсть в крови, гное. Оно распространяет вокруг себя жуткий смрад.
Второй образ смерти – всадник – призрак.
Третий образ смерти – ведьма
Смерть – простая женщина зрелых лет в черных одеждах с неслышной походкой.
Конец 19 века. Кавказ. Аул, расположенный в горах. В одном доме, стоящем поодаль, умирает пожилой человек. Он находится в небольшой комнате с низкими, в трещинах потолками и белыми стенами. Лежит он на жесткой кровати, накрытый старой буркой. Его впалые глаза на восковом лице смотрят в потолок. Противоположная стена украшена облезшим пыльным ковром и саблей, рядом с кроватью стоит маленькая, неказистая тумбочка и колченогий, ветхий стул.
Человек болен неизлечимой болезнью. Он стар. Он мучается от боли и ждет неминуемой смерти. Желая отвлечься от боли, он начинает изучать глазами глубокую, черную трещину на потолке, скользит мученическим взглядом по неровной белой стене и останавливается на окне. В окне виднеются заснеженные верхушки гор. Ослабевшим голосом он начинает напевать одну из грузинских песен, запомнившихся ему с самого детства, но постепенно затихает, так как нет сил допеть до конца. Тяжело вздыхает.
Раздается скрип двери и легкие шаги. Появляется женщина, лет тридцати, одетая в темно-серое платье.
Старик: Софико, это ты?
Софико: Да, я принесла тебе молока. Софико ставит молоко около его кровати, бросает грустный взгляд на старика и тихо уходит.
Старик: Подожди, Софико. Сядь. Посиди со мной. Давай поговорим. Ты знаешь, давным-давно, когда я был совсем молод, в нашем ауле жила одна женщина. Она была одинока и все обходили её дом стороной. Когда она шла к колодцу, все уступали ей дорогу. Кто-то говорил, что она ведьма, кто-то считал, что ей дано что-то свыше, но никто не желал попадаться ей на глаза. Как-то раз произошел один случай: дети играли около горной реки, один из них случайно оступился, упал в воду и его понесло быстрым течением. Никого из старших не было рядом, но тут, мимо проходила эта женщина. Тогда никто ничего не смог сделать, но только она потом все время повторяла, что видела Смерть своими глазами. Никто не хотел её слушать, все считали её виной всем несчастьям. Спустя некоторое время она тихо ушла из нашего аула и больше никто её не видел. Потом её дом разрушили, чтобы ничего больше не напоминало о ней. Тогда мне захотелось ей поверить. Я пожелал увидеть Смерть своими глазами и вот, как это было: однажды она представилась мне в облике гнусного и грязного существа, шерсть которого была покрыта слизью, кровью и гноем.
Эпизод первый: На экране появляется юноша, пасущий в горах овец. Несколько овец подошли к обрыву, юноша побежал за ними, но, вдруг оступился, но успел зацепиться руками за огромный валун. Он посмотрел вниз, где текла шумная горная река, и увидел безобразное создание, которое, жадно скалясь, уставилось на него. В ужасе, он забирается обратно, снова смотрит вниз, но чудовище начинает медленно исчезать, растворяясь в воде.
Старик: Прошли годы, началась война. И на войне мысль о смерти не покидала меня. Тогда ты была совсем маленькая. Твой отец и мой брат погиб на этой войне, и я взял тебя в свой дом. Теперь у меня почти никого не осталось. Я слишком долго живу.
Эпизод второй: Война. Кровавая резня. Над грудой кровавых тел пролетает всадник огромного роста на лошади. Лицо его закрыто черным шарфом. Он сражает всех на своем пути, орудуя мечом. Там, где проскакал его конь, не касаясь земли, не остается ни единой живой души. Он сеет раздор, ужас, горе, слезы женщин.
Эпизод третий:
Старик: Я много встретил на своем пути и зла, и добра. Я видел скорбь смерти и радость рождения. Я слышал, как предсмертные стоны умирающих людей на войне, так и первые крики рожденных младенцев. Улыбки матерей и слезы вдов... самая сильная сущность, умеющая побороть жизнь – это смерть. До сих пор я помню тяжелое дыхание моего сына. Казалось, это было вчера. Она пришла к нему, она была безобразна, от ее дыхания веяло могильной сыростью. Сгорбленная, мерзкая старуха взяла его за руку и увела с собой навсегда.
Сейчас я умираю и так и не знаю, какая она на самом деле. Я долго пытался представить ее себе, но, никак не мог. Зато, скоро я ее увижу...
Ну, что ж, иди Софико, иди. Мне хочется побыть одному.
Старик переводит взгляд от окна на потолок, снова вглядывается в черную трещину, которая, медленно расползаясь, переходит в картину гор, пастбища. Неподалеку играют дети, картина меняется и он видит красивую девушку, улыбающуюся ему. Затем небо, облака, луна, облака, солнце, небо, небо, небо... потолок. Боль, тишина, тоска.
Сквозняк заставил всколыхнуться занавеску, висящую у входа в комнату. В проеме двери он видит женщину. Она одета в длинные черные одежды, голову ее покрывает черный платок. Женщина немолода, взгляд ее выражает покой. Спокойно, несуетливо, неслышно женщина подходит и садится на край кровати.
- Это ты? Ты все же пришла.
- Да, нам пора. – Рукой она закрывает ему глаза – Спи... Путь твой будет легок.
Софико сидела в комнате с низким в трещинах потолком и белыми стенами и думала о том, что, что бы не происходило, все это имеет место быть не зависимо от того, тяжело от этого или легко. В этот день она оставалась совсем одна.


Рецензии