Неформальный юмор

Субкультуры – понятие, знакомое, наверное, всем. Металлисты, панки, рэпперы, фолкеры, готы, эмо, байкеры, хиппи, ролевики, толкиенисты… Их так много, что все и не перечислишь. По данным, полученным в результате Интеренет-опроса, проводившегося в декабре прошлого года, каждый четвертый российский подросток причисляет себя к какой-либо субкультуре, из них 30% предпочитают экстремальные формы самовыражения.
…На мысль написать о субкультурах меня навела группа юных неформалов, слонявшаяся возле торгового центра «Гермес». Для тех, кто не знает, почему «Гермес» влечет к себе металлистов, панков, готов, эмо и прочих чудиков, как огонь мотыльков, поясняю: в нем находится одна из двух или трех точек в нашем городе, где можно купить различную атрибутику, от балахонов и рюкзаков («бэгов») с логотипами различных групп до значков, флажков и футболок. Вид увешанных черепушками десятилетних девчонок в шипастых напульсниках (при этом малолетние неформалки с умным видом рассуждали на тему «Кто такие тру-эмо и чем они отличаются от позеров») меня сильно развеселил – до того карикатурно они выглядели. Так и пришла идея для статьи… Итак, посмотрим на субкультуры со стороны.
Вот возьмем, например, металлистов (более правильное название – металисты, с одной «л»). Хотя они и являются моей любимой субкультурой, я просто не могу упустить случая позубоскалить над этими господами. Представьте себе такую картинку: лето. Жара под сорок. Солнце палит так, что кожа горит. Мечтаешь только об одном – найти какую-нибудь лужу, которая хотя бы с натягом могла именоваться речкой или озером, и влезть в воду… А металлист невозмутимо шествует навстречу, весело звеня цепями на кожаных штанах, расстегнув на потной груди кожаную жилетку (хоть до этого додумался!), убрав длинные волосы под бандану, в которой, могу сказать по собственному опыту, и при меньшей температуре довольно жарко. А на ногах – тяжеленные ботинки, в которых не то что ходить – стоять неудобно. Тем более по такой погоде. И ведь идет, герой, варится в собственном соку, на последнем издыхании показывает встречным собратьям «козу». Имидж, однако. Кстати, а вы знали, что «коза», которая сегодня так популярна среди молодежи, была популяризована в начале 80-х американцем Ронни Джеймсом Дио? (Для тех, кто не в курсе: Дио – бывший вокалист культовой группы Black Sabbath, ныне выступающий с сольным проектом Dio).
Еще веселее смотреть на металлюг «старой закалки». Люблю я наблюдать за этими колоритными дядями с уже почти седыми, но все еще длинными гривами. У них дети все переженились и замуж повыходили, внуки взрослеют, а они рубятся, как лет тридцать-сорок назад, под дедушку Оззи Осборна, и бросают на подрастающее поколение братьев и сестер по разуму презрительные взгляды. Не умеют, мол, в XXI веке металл ковать. То ли было в наше время!..
Рядышком с металлистами стоят байкеры – взрослые дяди, производящие впечатление чемпионов боди-билдинга, которые в состоянии приобрести себе железного коня марки Harley Davidson или, на худой конец, Honda (почему-то именно эти фирмы пользуются особой популярностью). В мороз и в зной, в дождь и в снег рассекают по нашим раздолбанным дорогам на блестящих хромом и безумно дорогих мотоциклах, напрочь игнорируя правила дорожного движения и яростно свистящих инспекторов ДПС, черные ангелы автострад. И злой ветер рвет с их голов банданы цветов Конфедерации, треплет футболки с оскаленными черепами…
По статистике (приведенной одним моим знакомым, членом «Ночных волков» - самого крупного байкерского клуба в России), каждый пятый «герой асфальта» погибает в результате ДТП. Им бы еще жить да жить, да ведь никуда не денешь древний зов крови и неповторимое ощущение бешеной скорости, вибрирующей в висках и рвущей сердце осознанием бесконечности пространства…
А разве не стоят упоминания красавцы панки со своими великолепными ирокезами? Это же произведение искусства, а не внешний вид. Каждый раз, когда я вижу кого-нибудь из этих парней или девчонок в боевой раскраске, у меня в голове включается калькулятор: сколько же лака или геля ушло на создание упомянутого архитектурного сооружения на голове?
Правда, любителей покрасоваться в имидже а-ля павлин довольно мало. В основном эти веселые ребята ограничиваются рваной (как будто через забор перелезали) одеждой с разного рода провокационными прокламациями. Но вот за что я люблю панков, так это за особенный «пофигизм», граничащий с оптимизмом, и лучезарное настроение, которое их, похоже, никогда не покидает. В этом их огромный плюс – тем, кто смотрит на все легко, с юмором, и живется легче.
А вот готы – совсем другое дело. Ни вам оптимизма, ни юмора. Только черное, черное, черное… Но и здесь не все в порядке.
Я встречала готов, которые ушли в субкультуру после какой-то глубокой личной трагедии. Одна девушка-готесса как-то сказала мне: «Я ведь не просто так ушла в готику. Несколько лет назад я потеряла сестру-близнеца. С ней я потеряла и половину своего сердца. Своей души». Такие люди, как правило, сдержанны, спокойны, мудры. Они понимают всю глубину философии готики… ведь изначально-то идея потрясающая! Но есть другие готы – подростки лет 14-17, иногда старше, начитавшиеся «Дракулы» и насмотревшиеся готических картинок в Интернете. Эти типы, недолго думая, нарекают себя готами, натягивают черную одежку, увешиваются символикой, смысла которой не понимают, и топают на ближайшее кладбище, где в компании себе подобных… нет, не читают Брэма Стокера, как сказано в нашем великолепном учебнике по английскому языку. По крайней мере, после мирного чтения не должно оставаться покосившихся от пламенных объятий крестов и куч пустых бутылок из-под разнообразнейших алкогольных напитков.
А вот рэпперы мне нравятся. Ходят себе, бормочут под нос речитативы. С увеличением рэпперского стажа даже говорить в рифму начинают. Позитивные ребята, надежные друзья. Вот уж что-что, а скучно с ними не бывает.
Хотела упомянуть об эмо-кидах… очень странные, на мой взгляд, подростки… со специфической психологией… но боюсь как-нибудь обидеть – больно уж много их в последнее время развелось. Вдруг шапками на нервной почве закидают.
Или есть еще товарищи. Их, конечно, нельзя назвать субкультурой в полном смысле этого слова. Одна мудрая писательница, Маргарита Анатольевна Пушкина, метко окрестила их «радужными трулялястами». Это в основном девочки и молодые девушки (хотя встречаются и мутанты мужского пола), не интересующиеся ничем, кроме моды, жизни звезд и отношений между полами. Они похожи на ярких, легкомысленных бабочек, которые порхают, порхают… Порхают… И так всю жизнь. В английском языке есть очень точное и красивое выражение, подходящее к господам «трулялястам» – beyond redemption. По-русски оно звучит не так убийственно и кратко – «без надежды на перемены к лучшему»…
Это все, конечно, хорошо. Есть еще другие субкультуры, о которых я не писала в силу малой информированности о них. Не написала о стрейт-эджерах, о которых почти ничего не знаю. Не написала о настоящих хиппи, которых встречала всего два раза в жизни (хотя псевдо-хиппи у нас предостаточно). О ролевиках, драконах, толкиенистах, об ответвлениях от основных субкультур (вроде ска-панков).
Но. Это же субкультуры.
А где нормальные люди?..

от 16 сентября 2007 г.


Рецензии
Ваш непередаваемый непревзойдённый юмор... по пятибалльной шкале заслуживает шестёрки.

Анна Валькирия Сизова   02.06.2008 15:42     Заявить о нарушении