История

Группа АРИЯ была основана в 1985 году Владимиром Холстининым и Александром Грановским, которого теперь именуют не иначе, как Аликом. Будучи участниками поп-коллектива «Поющие сердца», молодые люди мечтали о создании группы, которая играла бы настоящую тяжелую музыку вроде любимой обоими британской команды Iron Maiden. Весной 1985 года Холстинин и Грановский приступили к записи своего дебютного альбома с самоироничным названием «Мания Величия». Он записывался в составе: Владимир Холстинин (гитара), Алик Грановский (бас - гитара), Валерий Кипелов (вокал), Александр Львов (барабаны) и Кирилл Покровский (клавиши). День выхода альбома «Мания Величия», 31 октября 1985 года, принято считать официальным днём рождения группы Ария. Тексты для альбома написаны поэтом Александром Елиным, за исключением песни «Тореро», автором которой является поэтесса и корреспондент «Московского Комсомольца» Маргарита Пушкина.

Первый менеджер группы, Виктор Яковлевич Векштейн, считал, что затея изначально обречена на провал – в СССР сам жанр хэви-метал считался чем-то вроде идеологической диверсии. Однако ему, благодаря незаурядному организаторскому таланту и целой серии интриг (в ход шли и подкуп, и угрозы), удалось преодолеть обычно непроходимый для групп такого рода барьер советской цензуры, и первое автономное сценическое представление молодой команды произошло 5 февраля 1986 года во Дворце культуры Московского авиационного института (МАИ) в рамках встречи «Звуковой Дорожки» газеты «Московский Комсомолец» со своими читателями. До этого Арии как группы фактически не существовало: по документам она проходила как аккомпанирующий состав группы «Поющие сердца», директором которой и являлся Векштейн.

С 1986 года начались активные гастроли группы по стране. А к ноябрю был готов и новый альбом — «С Кем Ты?», записанный уже в новом составе: Валерий Кипелов, Владимир Холстинин, Алик Грановский, гитарист Андрей Большаков и барабанщик Игорь Молчанов. Основной поэт группы – по-прежнему Елин. К этому времени песни АРИИ уже занимали первые места во всевозможных хит-парадах газет, журналов и радиостанций страны.

Надо отметить, что песни двух первых альбомов отличает особая «плакатность» текстов и простота музыки, более похожей на слегка утяжеленный рок, чем, собственно, на металл. Она была ориентирована на прохождение группой цензуры, поэтому практически каждая песня содержала социальный лозунг вроде «Воля и разум», «Встань, страх преодолей», вопрос-вызов «С кем ты?»

К концу 1986 в Арии назрел раскол. В итоге группу покинули Грановский, Большаков и Молчанов (в следующем году они образовали существующую и поныне трэш-метал группу Мастер – правда, от первоначального состава в ней остался один Грановский).

Осенью 1987 года вышел альбом «Герой Асфальта». Считается, что это один из переломных моментов в истории группы. «Герой Асфальта» записывали: В. Кипелов, В. Холстинин, гитарист Сергей Маврин, бас-гитарист Виталий Дубинин и барабанщик Максим Удалов (этот состав традиционно считается золотым, а сам альбом – культовым). Основным автором текстов становится Маргарита Пушкина. Происходит тематическая переориентация музыки: начиная с этого момента, основное внимание уделяется не остросоциальным темам (хотя таких песен тоже довольно много), а философским и романтическим. Отныне музыка становится минимально политизированной и максимально ориентированной на образованного, «думающего» слушателя, хорошо знакомого с историей, литературой, религией, способного воспринимать подтексты и размышлять над содержанием песен.

В 1988 году Ария сняла первый клип («Улица роз») и впервые гастролировала за рубежом (Германия, Болгария). В этом же году группа расстается с Виктором Векштейном.

В 1989 году, по настоянию Кипелова, Арию покинул барабанщик Максим Удалов. На его место пришел Александр Манякин. Весной этого года группа выпустила альбом «Игра с огнем».

В 1990 настали тяжелые времена для советских музыкантов – большинство просто сидели без работы. Весной В. Дубинин и С.Маврин в поисках заработка на пять месяцев уехали по контракту в Германию. В этот период АРИЯ немного гастролировала с гитаристом Дмитрием Горбатиковым и басистом Алексеем Булкиным. Осенью, уже с вернувшимися Дубининым и Мавриным, четырьмя концертами в ДК «ЗИЛ» АРИЯ отметила свой первый юбилей — пять лет!

В 1991 году, после распада СССР и фактической отмены цензуры, Ария выпустила пятый альбом «Кровь за Кровь», традиционно считающийся самым концептуальным. В песнях подняты темы, которые при советском союзе могли и вовсе прекратить существование группы. Альбом повествует о борьбе добра и зла, Христа с Антихристом, мучительном преодолении себя, размышляет о существовании загробной жизни и в конце концов выносит неутешительный вердикт: зло вновь победило.

Последующие три года – критические для группы: в стране царило безденежье, а следовательно, Ария не могла гастролировать (музыканты привыкли собирать стадионы). Закрывались студии звукозаписи – записывать альбом тоже было негде. Начато строительство собственной студии Aria records.

К 1994 году в стране повсеместно открывались небольшие клубы. Наиболее мобильные коллеги «арийцев» активно выступали в них – это давало пусть не большой, но довольно стабильный заработок. Ария примеру не следовала из-за предубеждений лидера группы Владимира Холстинина.

В 1995 году Кипелов временно переключился с работы в Арии на совместные клубные выступления с гораздо более популярной и успешной по тем временам группой Мастер. Холстинин расценил это как политическое преступление и идеологическую измену и немедленно уволил вокалиста. Узнав об этом, в знак солидарности с Валерием группу тут же покинул гитарист Сергей Маврин. Однако далеко уйти Кипелову не дали: звукозаписывающая компания Moroz Records, готовившая выпуск переиздания всех предыдущих альбомов Арии и, следовательно, делавшая ставку именно на вокал Кипелова, ставший к тому времени визитной карточкой группы, пригрозила певцу штрафными санкциями. Валерий предпочел вернуться. Вместо же Маврина в группе оказался Сергей Терентьев. В таком составе и был записан альбом «Ночь короче дня» - гораздо более лиричный и драматический, чем все предыдущие.

В 1996 года увидел свет первый концертный альбом Арии – «Сделано в России». Говорят, что это чуть ли не первый в России нормальный, профессионально сделанный концертный двойник, кстати вошедший в историю русского шоу-бизнеса и как самый дорогой в производстве CD.

1997 – год сольного творчества для «арийцев». Кипелов сумел полностью раскрыть богатые вокальные данные в совместном с Сергеем Мавриным проекте «Смутное время». На альбоме присутствуют как серьезные песни, такие, как монументальный философский опус «Путь наверх» или историческое полотно «Смутное время», так и ироничные, почти «дурашливые» песенки вроде «Выпьем еще» и «Вот и все дела». Жемчужиной альбома общепризнанно является «Свет дневной иссяк» - почти оперное произведение, где Кипелов озвучивает диалог Сатаны с Иисусом.

Не сидели сложа руки и Дубинин с Холстининым – основной композиторский потенциал Арии. Они записали альбом под говорящим названием «АвАрия». На нем присутствуют лишь две новых композиции – меланхоличная «Ужас и страх» и исповедальная «Такая вот печаль». Остальной материал состоит из старых «арийских» хитов, сыгранных в новой, совсем не роковой аранжировке, и исполненных Виталием Дубининым.

В 1998 году Ария порадовала поклонников новым альбомом – «Генератор Зла». На нем хорошо слышно, насколько музыканты улучшили технику исполнения. Несомненный плюс материалу – замечательное качество записи: Ария наконец-то достроила собственную студию и смогла снабдить качественную музыку подобающим звуком.

В этом же году сложилось ставшее впоследствии традиционным сотрудничество Арии с российским отделением компании «Harley-Davidson» и московским байк-клубом «Ночные волки».

1999 – год рождения супер-хита Арии – «Беспечного ангела». На самом деле, это лишь перепевка песни «Run angel, run!» не очень известной в России группы Golden Earring. Тем не менее, баллада мгновенно стала очень популярной не только среди «металлической» аудитории, но и среди остальных граждан России и СНГ. До сих пор без «Ангела» не обходится ни один концерт Арии.

В 2000 году группа совершила неожиданное – выпустила диск с перепевками собственных баллад о любви. Частично переаранжированные и совершенно по-новому прочитанные, они явились замечательным подарком прекрасной половине поклонниц Арии как раз к Международному женскому дню.

В 2001 году Ария выпустила альбом «Химера», где прозвучали такие прекрасные и широко известные баллады, как «Штиль» и «Осколок льда». Тогда же Ария впервые приняла участие в рок-фестивале «Нашествие», где выступила в сопровождении оркестра «Глобалис». Идея выступления хэви-метал команды с симфоническим оркестром была принята публикой настолько хорошо, что летом этого же года группа отправилась в тур «Классическая Ария».

В 2002 тур был продолжен. Планировалось продлить его до начала 2003 года, однако случилось то, чего никак не ожидал, но в то же время боялся каждый поклонник Арии: группа оказалась на грани развала. В результате острого конфликта, основным провокатором которого, по слухам, являлась роуд-менеджер Арии Рина Ли, музыканты разделились на две группы. В одной – Кипелов, Терентьев и Манякин, в другой – Холстинин и Дубинин. Кипелов, который в 2001 году имел серьезные проблемы со связками, требовал приостановить гастроли и взять перерыв на какое-то время; Холстинин с Дубининым настаивали не только на продолжении концертной деятельности, но и на записи нового альбома в самом ближайшем будущем. Разразился громкий скандал, в результате которого, после прощального концерта 23 августа, трио во главе с Кипеловым покинуло Арию, организовав группу под скромным названием «Кипелов». Дубинин с Холстининым в рекордно короткие сроки набрали новый состав, и уже в декабре вышел сингл «Колизей» записанный Холстининым, Дубининым, гитаристом Сергеем Поповым, барабанщиком, бывшим «арийцем», Максимом Удаловым и вокалистом Артуром Беркутом.

Пока группа «Кипелов», к которой присоединились Сергей Маврин и басист Алексей Харьков, активно – и, надо признаться, очень успешно – гастролировала со старой «арийской» программой, сама Ария в начале 2003 года выпустила альбом «Крещение огнем», который вызвал самые настоящие разброд и шатание среди поклонников группы. Кто-то поспешил заявить, что «старая Ария» умерла и что Беркут по всем статьям уступает Кипелову, а другие, наоборот, с огромным энтузиазмом приняли новый материал. Надо сказать, что звучание вокала Артура придало музыке большую жесткость, местами даже не присущую ей раньше брутальность.

Спешка, в которой записывался и сводился альбом, не сделала его качественнее – большинство поклонников группы сходится во мнении, что музыкантам следовало придержать материал еще на пару-тройку месяцев. Однако мы имеем то, что имеем: наряду с великолепными произведениями «Там высоко», «Палач», «Бал у князя Тьмы» и «Твой новый мир» альбом включает неинтересный и скучный «Белый флаг», полного драйва, но недостаточно профессиональной записанного «Патриота» и примитивную в текстуальном плане «Битву». Кроме того, к написанию текстов оказались привлечены «посторонние» поэты, что не могло не сказать на их смысловой нагрузке.

Несмотря на то, что популярность группы неуклонно падала (особенно после того, как вражеская команда «Кипелов» выпустила двойной концертник «Путь наверх» и сингл «Вавилон»), в 2004 году Ария получила премию в номинации «Концерт года» за великолепное постановочное шоу «Живой огонь».

В 2004 году Беркут принял участие в записи метал-оперы «Эльфийская рукопись», инициированную успешным молодым пауэр-метал проектом Эпидемия, где блестяще исполнил небольшую, но довольно сложную партию Ирдиса.

В 2005 году нанесен еще один удар рейтингам Арии – «Кипелов» выпускает первый номерной альбом «Реки времен». Поклонники «со стажем» ностальгируют: в отличие от последнего альбома Арии, «Реки времен» не потеряли истинно «арийского» звучания, которое было присуще ей на протяжении последних двадцати лет. Кстати, именно в 2005 Ария торжественно отметила огромным туром свое двадцатилетие. Его апогеем стал концерт в «Лужниках», где в качестве приглашенных артистов присутствовали все бывшие «арийцы»… разумеется, кроме Кипелова, Терентьева и Манякина.

В 2006 году Ария выпустила десятый номерной альбом «Армагеддон», чем моментально восстановила подорванную было репутацию: видна тщательная, кропотливая работа над каждой песней. Несмотря на то, что стилистически материал уже ни капли не напоминает «старую Арию», альбом впечатляет. Порадовал поклонников и Беркут, который постепенно все дальше отходил от копирования манеры исполнения Кипелова, все ярче демонстрируя свой собственный стиль, мало чем уступающий последнему.

В 2007 году, завершив тур в поддержку нового альбома, Ария решила проехаться по стране еще раз. Повод тут же нашелся: все уже успели забыть о двадцатилетии самого культового альбома Арии, «Герое Асфальта»! Не дело. В честь знаменательной даты с октября 2007 «арийцы» посетили уже больше трех десятков городов европейской части России, а на сегодняшний день находятся в сибирской части тура. Завершить гастроли должен грандиозный концерт в ДС «Лужники». Событие намечается эпохальное – в качестве гостей приглашены Сергей Маврин и… Валерий Кипелов. Учитывая полное отсутствие контактов между Холстининым и Кипеловым в течение последних пяти с лишним лет и активное поливание друг друга грязью в прессе, которое, правда, в последнее время сменилось признаниями о том, что «на самом деле все было не так», данный факт не может не вызывать удивления. В данный момент в Интернете активно обсуждается возможность того, что Валерий все-таки вернется «домой», в Арию… Почва для слухов, догадок и домыслов более чем благодатная. Многие припоминают историю Iron Maiden, которые тоже сначала уволили Брюса Диккинсона, а затем позвали обратно (тем более что до сегодняшнего дня наблюдалось поразительное количество похожих деталей в историях Арии и Мэйденов). Сыграл свою роль и записанный в мае 2007 года дуэт Кипелова и Беркута «Никто» для проекта Маргариты Пушкиной «Династия Посвященных».

Вернется ли Кипелов в Арию? Время покажет. Концерт запланирован на 3 апреля.

(Далее читать - "Интересные факты")


Рецензии