Воспоминания об Африке

       Безупречный дизайн: стильная мебель, изысканная цветовая палитра, гармоничное сочетание элементов отделки.… Все свиде-тельствует об утонченном вкусе владельца. Но иногда, этот привычный домашний уют начинает казаться застывшим, словно, хрустальный цветок - красивый, но неживой. Неизменный из года в год и лишенный динамики стиль может господствовать в интерьере до тех пор, пока не ворвется с порывом ветра в распахнутое окно, необузданное желание движения и перемен. Мало кто не мечтает о мире бурных страстей, в котором тайные мечты становятся явью и внутренняя экспрессия приобретает вполне осязаемую форму и цвет. Модный и актуальный сегодня африканский этнический стиль - это именно то, что позволит Вам вырваться за рамки повседневности. Ведь это несомненная экзотика - смелая и экстремальная, необычайно многоликая и парадоксальная, отражающая все исторические эпохи огромного континента.

Мистический авангардизм.

       Эстетика древнего искусства африканских племен загадочна, выразительна и необычайно пластична. Задолго до начала эпохи колонизации, когда первые европейцы только вступали на побережье "черного континента" колдовские маски и тотемные фигурки, изготовленные обитателями неизведанной Африки, возбуждали интерес непрошеных гостей своей самобытностью и таинственностью. Считают, что первым поклонником африканской эстетики стал герцог Бургундии Карл Смелый (1433-1477), который приобрел несколько деревянных идолов. Время от времени различные диковины, вывезенные из глубин африканского континента, стали появляться в частных коллекциях европейских аристократов. Однако вплоть до конца 19 века никто всерьез не говорил об афро-этническом стиле, как об особом художественном явлении. И только с появлением авангардизма первобытное искусство органично влилось в мировую культуру. Приверженцы новых тенденций воспринимали это веяние как возвращение к истокам цивилизации, обогащающим первозданной энергией и силой. Пикассо, Матисс, Гоген, Модильяне были захвачены волной впечатлений, хлынувшей в Европу от берегов Африки и Океании с началом эпохи колонизации. Многие художники увлеклись структурными упрощениями, присущими примитивным идолам и шаманским маскам диких племен. Коллекционеры выплачивали на аукционах астрономические суммы за то, чтобы стать обладателями диковинных вещиц. В изобразительном искусстве появились новые авангардистские направления - примитивизм, фовизм, экспрессионизм… Влияние некоторых характерных особенностей самобытного творчества аборигенов отчетливо прослеживается, например, в картине французского художника Матисса "Танец". Необузданная страсть и стихийная динамика, резкое обобщение объемов и пространства, острота ритма, интенсивность цвета… Эмоциональная сила художественного выражения настолько велика, что фигуры кажутся живыми, так же как и вывезенные из знойной Африки загадочные статуэтки, в которых необычайная пластика сочетается с волнующей иррациональностью образов. В сознании язычников, сделанные ими фигурки и идолы обладали магической силой и соответственно являлись одушевленными предметами. Надо заметить, что при созерцании тотемной экзотики действительно создается мистический настрой, так как эти предметы первобытного культа обладают мощным энергетическим потенциалом. Для истинных ценителей экстрима атрибуты древних ритуалов и жертвоприношений могут представлять огромный интерес, особенно если совершить небольшой экскурс в историю древних верований африканских племен, в которых колдуны "Вуду" проводят свои таинственные обряды. Несомненно, для того, чтобы декорировать свой интерьер подобными предметами, нужна определенная смелость. С другой стороны предназначение большинства таких изделий носило вполне миролюбивый характер. На их покровительство надеялись в самых разных ситуациях, таких, как рождение детей, вступление в пору совершеннолетия, свадьбы, излечение от недугов, путем изгнания злых духов. Некоторые из этих вещей представляют неоспоримую художественную ценность и достойны резца великого мастера.

Колониальная Африка

       В 16 веке на прибрежные территории Бенина проникли португальцы и превратили их в район работорговли. В 1890-х годах территория Бенина была захвачена французскими колонизаторами. В 1884 году Намибия была объявлена германским протекторатом. В ЮАР первоначально жили бушмены и готтентоты. В 1652 году голландская Ост-Индийская компания основала там Капскую колонию, а в 1806 году эту территорию захватила Великобритания. Покорение новых территорий было сопряжено с большими трудностями, так как воинственные африканские племена оказывали активное сопротивление, как захватчикам, так и мирным исследователям – ученым и миссионерам. Тем не менее, благодаря настойчивости первопроходцев, вскоре были найдены пути даже в самые труднодоступные районы континента. Упорство европейцев объяснялось, во-первых, обилием в этих местах потенциальной бесплатной рабочей силы, в большом количестве вывозившейся в Новый Свет, а во-вторых, наличием полезных ископаемых мирового значения, которые можно было добыть в тех землях: алмазов, золота, урана, нефти, природного газа. Также огромный интерес представляли слоновьи бивни, шкуры экзотических животных – зебры, ягуара; страусовые перья. В результате повсеместного освоения европейцами африканского континента появилось огромное количество этнографичес кого материала, собранного путешественниками. Эти научные изыскания подготовили благодатную почву для возникновения неподдельного интереса аристократов к «черной экзотике». Парадоксальность появления африканского стиля в европейской и американской культуре состоит в том, что Старый и Новый Свет, гордящиеся своей цивилизованностью, начинают впитывать в себя элементы творчества того народа, который они сами заковали в цепи до 1865 года, считая диким и отсталым. Трансформация африканских ритмов привела к появлению в Америке джаза и блюза, ритмы которых заворожили весь мир. Эстеты и любители новшеств оценили по достоинству африканский этностиль, в том числе, воплощенный в смелых и неожиданных разработках дизайнеров по интерьеру. Его неординарность заключается в огромном разнообразии и контрасте культур, эпох и традиций, которые включают в себя это противоречивое понятие.
Насколько далеки были друг от друга быт аборигенов и европейцев – колонизаторов жаркого континента, - настолько же различны тотемные, колониальные и марокканский стили. И, тем не менее, все это – Африка, особая культура, эпатажная и харизматичная, рожденная из всплеска эмоций и внутреннего ощущения свободы. Если Вы стремитесь к изменению энергетики окружающего Вас пространства и хотите привнести в Ваш мир элемент экзотики, то один из вариантов такого решения – оформление интерьера в колониальном стиле. Вы можете использовать плетеную мебель из пальмовых волокон, посуду, изготовленную из крошки песчаника и украшенную рельефными изображениями представителей африканской фауны. Искусно сплетенные напольные вазы создадут в вашей гостиной естественную атмосферу первозданного уюта. Плетеные изделия будь то сервировочные столики, подставки под пальмочки и фикусы, вставки в дверцы шкафа рамы для зеркал, а так же всевозможные мелочи: хлебницы, солонки и корзиночки для фруктов гармонично вписываются в интерьер практически любого стиля. Они сплетены вручную из натуральных экологически чистых материалов, прочны, комфортны и долговечны.
Прекрасно смотрятся изделия из «мыльного» камня – удивительного поделочного материала, различные оттенки и насыщенный цвет которого станут прекрасным дополнением к палитре Вашей комнаты. Высоко ценятся вещи из эбенового дерева. Для истинных ценителей изысканной простоты экостиля и природного тепла, возможно, создание драпировок из шкур зебры, леопарда или из текстильных материалов стилизованных под них. Сейчас популярен стиль гранж или фьюжн – удачное сочетание различных составляющих, на первый взгляд абсолютно не совместимых друг с другом. Основное условие успеха дизайнера в декоративной отделке интерьера – это достижение гармонии общего стиля с вкраплениями оригинальных мотивов и необычных сюжетов. Такая продуманная и старательно сформированная эклектика – это бунт против обыденности и торжество индивидуальности. При этом «Африка» в интерьере может быть выражена одним только теплым спектром цветов, используемых для оформления стен, и присутствием мебели желтых, терракотовых или коричневых оттенков.

Музыка цвета

       В формировании культурных традиций каждого народа огромное значение имеют климатические условия, которые зависят от географического положения страны. Северные народы, как правило, предпочитают мягкие пастельные тона, так как природное окружение человека во многом определяет не только его темперамент, но и цветовые пристрастия. Обилие ярких красок, стимулирующих эмоции и обостряющих восприятие напротив, - одна из характерных черт творчества южных народов. Однако общими для всех являются определенные цветовые ассоциации: золото солнца, синева небес, зелень деревьев и трав, пурпур пламени.… Поэтому так понятно искусство любого народа, независимо от его национальных особенностей и традиций. К тому же в наш век скоростей и информации, когда путешествия стали для многих любимым видом отдыха, синтез элементов различных культур становится весьма распространенным явлением. И если Вы мечтаете о роскоши марокканских дворцов, и жилище, достойном описания в сказках Шахерезады - ничто не помешает Вам с помощью опытных дизайнеров воплотить в реальность Ваши желания.
Марокканский стиль в интерьере предполагает яркую, насыщенную цветовую палитру, в которой присутствуют все тона и сочетания, на первый взгляд абсолютно не совместимые: зеленый с лиловым и фиолетовым, синий с бледно оранжевым, красный, малиновый и бордо.…Поверх основного фона располагается декоративный орнамент - арабеска - в виде сложно сплетенного узора с элементами стилизации под растительный мир, а также изображениями геометрических фигур и надписями на арабском языке. Арабески применялись как для украшения больших архитектурных сооружений, так и для росписи предметов быта. Красота и изысканность красок и линий сравнима со звуками дивной музыки. Поскольку территория Северной Африки с конца 7 века входила в Арабский Халифат, влияние ислама распространялось и на искусство, накладывая запрет на изображение живых существ. Вот почему так различаются произведения мастеров из Северной, Центральной и Южной Африки.
Марокко с его яркой экзотикой, впитавшей лучи слепящего солнца и буйство красок удивительной природы этого края, поражает воображение еще и чудесными произведениями ювелирного искусства, резьбой по камню и стуку (искусственный мрамор), мозаикой, фресками, скульптурой и всевозможными изделиями из металла - кувшинами, чашами, украшенными изящной сеткой орнамента. Часто рисунок выделяется не только чеканкой, но и инкрустацией серебром, темной медью и золотом. Богатством узора славятся здешние ткани, а так же художественные изделия из горного хрусталя и стекла…
В заключение хочется заметить, что любой интерьер
может включать в себя элементы африканского стиля. Для одних Африка - это сафари и зной Сахары, для других - снега Килиманджаро, для третьих - роскошь неподражаемого марокканского стиля. Неважно, какую именно концепцию дизайна Вашего дома Вы предпочтете: роскошь или минимализм, "гранж" или "гламур", главное - это гармония между внутренним и окружающим миром, создание атмосферы тепла и уюта, ведь именно это необходимо каждому из нас.
(написано в соавторстве с Ольгой Холодковской)


Рецензии