C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Интерьер махараджи

       С незапамятных времен влечет человечество экзотика дальних стран.… Наверное, это свойственно природе нашей души, тоскующей от повседневности, желающей расправить крылья и воспарить над серостью будней. Мы устремляемся вслед за своим воображением туда, где распускаются невиданные цветы и слышен щебет диковинных птиц, где звезды алмазами падают с небес, а океан тихо шумит и поет каждой своей волной.
Итак, направим сегодня свой взор в те края, где воздух напоен ароматом цветущих лотосов, а павлины купаются в потоках лучей, льющихся из драгоценной диадемы луны, где торжественно и молчаливо возвышается Тадж-Махал, а священный Ганг неторопливо струит свои воды…

Немного истории…

       Индия издавна пленяла сердца путешественников своей волшебной красотой. В середине 14 века арабский историк Ибн Баттута составил подробное описание своих странствий по этому краю. Наш соотечественник, русский купец Афанасий Никитин в семидесятых годах 15 века отразил собственные впечатления об этом сказочном государстве в путевых записках "Хождение за три моря". Даже герой новгородской былины, гусляр и певец Садко отправляется в поисках птицы счастья Феникса именно в Индию. В страну, где призрачны границы прошлого и настоящего, эпос и мифология представлены как повседневная реальность, а действительность магической властью фольклора подчинена законам, действующим в мире, в котором люди, звери, божества и природа объединены в единое целое пленительным ритмом Сансары - череды перевоплощений.
В эпоху Великих географических открытий, ни что иное, как поиски кратчайшего морского пути в Индию привели Колумба к открытию Америки (1492г.) Более удачливым в нахождении берегов мечты оказался португалец Васко да Гама. Однако европейцы не довольствовались одним лишь созерцанием роскоши и богатства, присущим империи Великих Моголов. С начала 16 века происходит постепенное завоевание Индии европейскими колонизаторами. Вне всякого сомнения, элементы западной культуры влились в национальный колорит индийского искусства. Особенно отчетливо с 17 века прослеживается влияние итальянского, испанского, португальского искусства, явившегося в Индию с иезуитской гравюрой, португальскими изразцами, персидскими тканями и миниатюрами. Приходят в Индию и новые технологии. Так, например, при изготовлении тканей и драпировок уже в 18 веке золотые и серебряные нити, некогда вплетаемые в фактуру ткани на ручном станке, заменили более простым процессом печатания золотых и серебряных узоров, для чего стали применять камедь и фольгу. И сегодня Вы вряд ли встретите раритетные драпировки в повседневной продаже, однако, декорировать свой интерьер, стилизовав его под волшебные чертоги, в Вашей власти.

Немного фантазии…

       В наше время не только путешественники могут привнести частичку экзотики в оформление своего дома. Совсем не обязательно идти по пути радикальных перемен и полностью обновлять обстановку квартиры, если вдруг Вы почувствовали тайную симпатию к индийским мотивам. Отдельные декоративные штрихи в мгновение ока изменят привычную картину. Причем, допустимо сочетание этнических элементов с самым современным интерьером. Чем больше эклектики, тем больше богемности - таков, видимо, девиз наиболее смелых дизайнерских концепций. На Ваш строгий классический диван может быть наброшено покрывало с рисунком, отражающим наивную прелесть фольклорных образов. Чтобы подобное украшение не выглядело сиротливо, необходимо добавить к нему еще несколько деталей, сходных по цветовой гамме. Возможно, это будут прозрачные занавеси, с таинственным мерцанием люрекса или вытканное панно со стилизованным цветочным орнаментом; терракотовые статуэтки или нефритовые фигурки животных, миниатюры с изображением мифологических сюжетов или бытовых сцен.
Потрясающе смотрятся шкатулки из обожженной слоновой кости, поделки из молодого мрамора, яшмы и оникса. А для того, чтобы достойно описать восхитительные изделия из сандалового дерева с тончайшей ажурной резьбой, надо иметь поистине поэтический дар! Столики, напоминающие антикварные, раздвигающиеся ширмы, словно созданные резцом великих мастеров, а так же подставки для цветов, различные полочки, зеркала, обрамленные изящным узором, - все несет на себе печать утонченного изыска. Неповторимое очарование Вашей гостиной могут придать напольные вазы, а кухонная утварь и посуда органично вольются в облик столовой.
Великолепным дополнением будут курительницы для ароматических палочек или кальяны. А если ко всему перечисленному добавить медитативную музыку и подобрать правильное освещение, то перед Вами, несомненно, откроется сладостный мир фантастических иллюзий.

Немного о цвете

       Принадлежность определенной цветовой гаммы к той или иной стране достаточно условна. Однако все же имеются устойчивые стереотипы на этот счет. Япония ассоциируется с нежными лучами восходящего солнца и цветущей сакурой на фоне высокого неба. Для нее характерны насыщенный розовый, голубой, салатный на фоне глубокого черного или чистейшего белого. В Китае желтый цвет издавна считался императорским, божественным и недосягаемым для простых смертных, а поэтому таким вожделенным. В этой стране предпочтителен блеск золота и бронзы, контрасты черного и белого.
Для создания интерьера в индийском стиле приемлемо использование как теплой, так и холодной цветовой гаммы. Преимущественно используют различные оттенки синего или красно-коричневого в сочетании с различными геометрическими рисунками. Удачно сочетаются цвета, образующие при смешивании третий (красный, зеленый, коричневый). Следует обязательно помнить, что оформление помещения в этническом стиле не предполагает использование обоев. Стены штукатурятся, красятся в определенный не слишком яркий оттенок или драпируются.
Надо сказать, что цветовая палитра в Индии никогда не была простым дополнением рисунка. Цвет наделен конкретным содержанием информации и несет определенную эмоциональную нагрузку. Это как индийский танец: каждое движение - законченная фраза. Например, красные одежды носили женщины в первые дни замужества, так как эта расцветка являлась символом любви; цвет шафрана или крокуса - олицетворение прихода весны и торжества жизни; синий - небо, рождающее тучи; голубой - вода в реке, отражающая облака. Даже божества имеют свои цвета: Шива - один из трех верховных богов индуистского пантеона - разрушитель мира, ассоциируется с белым цветом. Так же белый цвет принадлежит богу луны Соме. Периодическое убывание и нарастание этой планеты делает Сому в индийской мифологии устойчивым символом бесконечной череды рождений. Брахме - богу-творцу и прародителю всего сущего - свойственен красный цвет, а Вишну - богу-хранителю, выступающему на защиту мира - синий. Бог Кришна, что буквально означает черный или темный, даже изображается с темно-синим или черным цветом тела.

Немного о традициях

       Искусство Индии всегда в большей или меньшей степени носило прикладной характер и никогда не являлось просто декоративным. Оно насквозь пронизано верованиями этого народа и подчас являет самые мистические формы. Обычай украшать стены дома, а также различные предметы домашнего обихода связан с ритуальными действиями. Гирлянды бубенчиков, звенящих от малейшего прикосновения, призваны охранять вход в дом от проникновения негативной энергии. У почитаемых божеств ищут покровительства и ждут от них активной помощи в любых жизненных ситуациях. В честь богини красоты и благополучия Лакшми, устраивают пышные празднества в дни окончания сбора урожая. Так как считается, что она заходит в дома, является обязательным изображение ее следов в орнаментальных росписях жилищ. Васанте поклоняются, как богу весны. В праздник Манасы - верховной богини змей, элементом украшения являются фигурки этих пресмыкающихся, которые почитаются как символ знания и мудрости. Ганеша - слоноголовый бог мудрости - может стать устранителем всех препятствий. Скорпион - символ страдания - включается в узоры, чтобы предотвратить несчастье. Считается, что следы священных животных, раковины в рисунках приносят дому радость. Сова является хранительницей ночи и снов, бабочка - приносит женщинам красоту, радость и легкость бытия.
 Но самым популярным считается изображение Лотоса, поскольку из него был рождены Брахма и Лакшми, и Древа Жизни.
Огромное значение придается украшениям: браслетам, кольцам и бусам, ведь по верованиям жителей Индии, они также способны оберегать своих владельцев и приносить им удачу. Так агат обещает своему хозяину процветание, александрит - долголетие, аметист - миролюбие, бирюза - благополучие и любовь. Горный хрусталь расскажет о чистоте помыслов и чувств, гранат наделит властью. Изумруд является символом весны, юности, добра и надежды, а коралл поделится своей мудростью.

И, наконец, о гармонии…

       Творческий потенциал живет в каждом из нас. И все мы, так или иначе, стремимся к гармонизации окружающего пространства. Ведь не секрет, что от его правильной организации зависит и наше настроение, и наше самочувствие. Кроме того, в идеале наш внутренний мир должен находится в балансе с окружающим или хотя бы не вступать с ним в резонанс.
В некоторых источниках сообщается об Искусстве проектирования жилища в древней Индии - ВАСТУ, которое возникло 4,5 тыс. лет назад. Понятно, что построение интерьера в индийском стиле неразрывно связано с древними верованиями этого народа. Впрочем, это для многих актуально и по сей день. Безусловно, в этом архаичном учении все символично до предела, но даже с точки зрения отъявленного прагматика, не лишено определенного смысла. Большое значение отводится схеме распределения космических энергий; энергии звука, цвета, формы и т.д. Считается, что человек получает из космоса определенный энергетический заряд и если он не функционирует соответствующим образом в доме, то обитателя ждут сплошные разочарования. Полагаю, что действительно не стоит понапрасну растрачивать драгоценную энергетику, данную нам Вселенной, а лучше потратить ее на созидательный процесс и творческие поиски, например в области дизайна своего жилья.
И все же, чтобы поиски совершенства увенчались успехом, каким образом размещать мебель, в какие тона окрашивать стены, какие выбирать аксессуары? Об этом поведают Вам планеты и… Ваша интуиция.
Условно нам даны четыре стороны света: восток дарит нам начало дня и символизирует все новое, что входит в нашу жизнь; запад полон неизвестности и таинственности; север ассоциируется с Полярной звездой, дающей нам свет надежды; юг олицетворяет прошлое и наших предков. Древние астрологи установили взаимосвязь планет с частями света и повседневной жизнью людей. И если вникнуть в тайны мироздания, то спокойное течение жизни и процветание дому гарантировано.
       За северо-восток отвечает Аруна - колесничий солнца, повелитель всех планет, обладающий очищающей энергией и символизирующий мужское начало. Здесь преобладает сила развития и роста, символизирующая творческую позитивную энергию, эту зону стоит оставить не загроможденной, свободной, насколько это возможно. Сома - бог Луны царит на северо-западе и является носителем энергии, дающей жизнь, управляет интуитивной деятельностью человека. Этому божеству соответствуют голубой и белые цвета. Брихаспати или Юпитер, находясь на севере, изгоняет тьму, является символом мудрости и учителем всех богов. Будха - Меркурий, западное божество, изменчивый и неугомонный предвестник, покровитель бесед. Яма - хранитель юга и владыка подземного царства имеет черный или белый цвета ассоциируется с Сатурном, планетой норм, правил и ограничений. Кубера - бог богатства, хранитель севера, видимо тоже имеет отношение к Юпитеру. Шукра - правитель Венеры управляет чувственной стороной человеческой натуры, имеет непосредственное отношение к красоте, любви, страсти. Для этой планеты характерны теплые тона, возможно даже горячие, она имеет непосредственное отношение к востоку. Яркие, огненные оттенки красного, оранжевого, розового, способствуют усилению страсти и вожделения, подходят для спальни, однако хороши и на кухне. На юго-востоке правит Марс, то, оберегая дом от ссор, то, подогревая бурные страсти. В этой части Вашего дома, пожалуй, подойдут более умиротворяющие оттенки. Считается, что здесь возможно пребывание разрушительной энергии, но способной выдерживать значительный вес, так что это – лучшее место для размещения громоздкой мебели и тяжелых предметов.
Однако если даже отвлечься от древних манускриптов и не слишком отягощать свое сознание астрологическими рекомендациями, все равно Ваше решение попробовать изменить философию окружающего пространства принесет желанные плоды и я уверяю Вас, они будут восхитительными!


Рецензии