Фунты

Случилось это во время одного из официальных дружественных визитов эсминца "Безупречный" в начале 90-х прошлого века на туманный Альбион, в Портсмут. Впрочем, туманным и слякотным он был до и после захода нашего корабля в порт. А за время его стоянки - от швартовки (вызвавшей восхищение облепивших причалы англичан лихостью и мастерством) до ухода - на небе не показалось ни облачка, и, соответственно, не шлепнулось на землю ни капли дождя. Наши моряки будто привезли с собой в качестве одного из подарков отличную погоду.
Кстати, о сувенирах для местных жителей. Их с собой прихватили в изобилии. "Безупречный" был открыт для посещений местными жителями. Чего-чего, а в желающих пройтись по палубе российского корабля недостатка не было. Больше всего наш железный исполин вызывал интерес у детворы. Специально для ребятни наши моряки приготовили массу сюрпризов - от замечательного шоколада и выпечки корабельных коков до игрушек. К тому же детишкам все (или почти все) разрешалось облазить и потрогать.
Но, конечно же, были и определенные табу, куда гостей тактично не пускали из соображений безопасности или секретности. Для этого по маршруту обхода корабля в определенных местах стояли моряки. У них под рукой были сувениры уже для взрослых: познавательная и художественная литература на английском языке. Чего тут только не было: красочно оформленный иллюстрированный альбом "Россия", замечательные издания русских классиков - от Пушкина до наших современников - и многое другое. Вот где было чем "поживиться" гостям, учитывая, что книги в Великобритании - дорогое удовольствие. Нескончаемые вереницы экскурсантов, протокольные и импровизированные мероприятия были интересны для всех, - и принимающей стороны, и гостей, - но довольно утомительны.
Командир корабля, уставший от многочасовой суеты, связанной с официальным приемом делегации местных властей, отправился к себе в каюту немного передохнуть. Не тут-то было! Не успел он снять тужурку, чтобы просто в спокойной обстановке попить чайку, как в коридоре послышался топот и мгновение спустя в дверном проеме материализовался заместитель:
-Владимир Иванович, представляете, у Турунбаева целая бескозырка фунтов!
-Каких еще фунтов?
-Стерлингов, будь они неладны!
-Не понял… - не на шутку встревожился командир. Он действительно не мог себе представить, почему у матроса "образовался" ворох валюты в головном уборе. Даже в страшном кошмаре не мог предположить, что кто-либо из его подчиненных мог унизиться до того, чтобы клянчить деньги у иностранцев.
Оба офицера поспешили к месту "происшествия". Действительно, на одном из временных постов стоял матрос, сам вид которого выражал недоумение и растерянность. Рядом с ним на торпедном аппарате лежала бескозырка, набитая деньгами.

Все оказалось до банального просто. Из-за жары морячок снял головной убор и положил его рядом со стопкой книг. Англичане, с молоком матери впитавшие принцип "за все надо платить" (к тому же и сами не привыкшие делать столь дорогие подарки), не знающие даже понятия "халява", складывали в бескозырку деньги. Делали это если и не в уплату за книги, то в знак благодарности. На протестующие жесты вахтенного, который и на русском-то языке изъяснялся с трудом, никто и не думал реагировать. Когда кто-то из гостей положил в беску первые купюры, остальных даже не надо было понукать: всем народам свойственна сила инерции.
-Туварищ кумандир, - оправдывался Турунбаев, - я им кинижки даю, а аны дэнги суют.
Само собой, ситуацию "разрулили" сразу же, объяснив экскурсантам, что это все-таки подарки. Но с уже имеющимися в наличии деньгами возникла дилемма: что делать? Попытаться отдать злополучные фунты не было смысла: кому? Оприходовать невозможно: не положено и не предусмотрено никакими инструкциями. Посовещавшись, решили на эти "пожертвования" купить личному составу мелкие сувениры, конфет и жевательной резинки. Сказано - сделано. Словом, все обошлось. "Валютное дело" закрылось само собой.
А Турунбаева еще долго потом подкалывали сослуживцы: сколько успел выручить, книготорговец? На что тот беззлобно огрызался: "Вам на каныфетки и жувашку хыватыла, да?!".


Рецензии