О чувстве долга и не только о нём

На днях в Православном сообществе Лиры два человека начали активно возражать против брошенной мной вскользь в одном из "богословских" постов мысли о том, что христианин должен уметь не только брать, но и давать. В принципе, это настолько очевидно, этим настолько пропитана вся христианская культура, это настолько подразумевается, когда речь вообще идет о христианской этике, и об этом так много говорится в Евангелии, что апломб, с которым эти двое товарищей на меня наехали, меня просто поразил. Логика была невероятная: Христос сказал "Не убивай, не прелюбодействуй, не кради"... И это я делаю. И еще Он добавил: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною". На совершенство я, дескать, не претендую, программу-минимум исполняю, в чем подвох? Лично я считаю, что никому ничего не должен.


Ну, собственно, так оно и есть. Никто никому ничего не должен. Даже Богу. Потому что чувство долга - это внутреннее состояние, а не юридически-правовые отношения между людьми или между человеком и Богом. Мы ничего не должны Богу. Мы ничего не должны родителям, тем, кто нас воспитал, спас, обучил, вылечил, помог в тот или иной период нашей жизни. Потому что эти люди совершали свой добровольный вклад в нашу жизнь, в наше будущее - не рассчитывая что-либо получить взамен. Это был акт дарения. Но любой акт дарения санкционирован Богом - и это как бы тест для нашей души, для нашей совести - способны ли мы в свою очередь ответить тем же и совершить подобный дар по отношению к другим людям. Человек имеет право не быть должным, но отказавшись от чувства долга, от того, что так или иначе, за все нужно отдавать взамен, он отворачивается от Бога. А поскольку Бог - источник Жизни - то это отказ от жизни, добровольное согласие на смерть, и это, как мне представляется, есть не очень хороший выбор.

Подать милостыню нищему - самый легкий способ стяжания Царства Небесного. Не нищий должен быть нам благодарен за помощь, а мы ему - тем, что он дал нам возможность легко и просто увидеть врата райские. Из всех подвигов души это и вправду наилегчайший. Та самая луковка Достоевского, которая дает шанс спастись любому.


Рецензии