Барский дом Действие II

Действие II.
Явление 1.

Слуги P.D. и N.T. у входа.
Говорухин, волнуясь, разгуливается по комнате. Марья Львовна и Екатерина у зеркала.

Екатерина
(беспокойно)
Ах, матушка! Орлов…
Каков же он собой?
Высок? В очках? Умен?
А вдруг он увлечется мной?

Марья Львовна
(в возмущении)
Ну, как же можно?! Катюша!
Так шутить не осторожно.
Он – брат тебе, а ты – ему сестра,
И это линия родства.

Говорухин
Позвольте-с, дамы, разговор ваш перебью.
Не много меня послушать велю.
Екатерина, дочь моя! Веди себя примерно:
И красота, и ум – должно быть все отменно.
Григория ты почитай и верно чем-то угождай.
А женушке совет сказать хочу:
Поменьше сплетничать прошу!

Неожиданно слышится голос слуг

P.D. и N.T.
(вместе)
Едет, едет, Орлов!

Карета останавливается и на пороге дома Говорухина
 появляется статный молодой человек.

Явление 2.
 Гостиная. Пьют чай вся семья Говорухина и Орлов.

Говорухин
(восхищается)
Какой красавец, сильный молоде;ц!
Прям всем на славу юный удалец.
Как ты подрос, похорошел.
Наверно, сильно повзрослел?
Ну, расскажи нам о себе.

Орлов
В город к вам приехал
На службу поступить,
А вот затем и в Петербург поеду
Я служить.

Говорухин
И жизнь за родину не жалко отдать?

Орлов
А кто же будет ее защищать?!

Говорухин
Горяч, сынок! Ты, Гриша, себя остепени.
И молодость свою смотри не загуби.
В немалый чин могу я записать.
За родину тебе не надо умирать.

Орлов
Да как же вы можете так говорить?!
Ведь Родина…

Говорухин
(громко)
Не тебе, юнец, меня судить!
Опты «отца» своего ты обязан перенять,
А не грубить и оскорблять.

Орлов
(твердо)
Принял я решение одно,
И не желаю больше ничего!

Говорухин
Григорий, мой родной, надеюсь
Бог будет с тобой.

Екатерина
Прошу вас, папенька, не спорьте,
А вот, Григорий Алексееч, уж извольте!
Часы бьют полдень.

Говорухин уходит, за ним следуют Марья Львовна и Орлов.

Явление 3.
Екатерина и Анна Мирко;ва.

Екатерина
Ах, сколько проблем у меня.
Тебе их, наверно, не решить никогда.
Да, еще Григория Алексееча приезд.
Уж не дождусь его отъезд.

Помнишь, Анна, про Боголюбову
Софью тебе говорила,
Ведь ко мне она домой сегодня заходила.
Вот бесстыжая какая!
А ты мне самая дорогая.

Анна
Екатерина, зачем так говоришь?
Может, Софью ты простишь?

Екатерина
Не будем о Боголюбовой сейчас
Вспоминать. А ты я вижу начала
Тосковать?
Мне кажется, надо Орлова позвать,
Пусть он будет нас развлекать.

Явление 4.
Екатерина, Анна, Орлов

Екатерина
Потешьте, немного, Григорий, нас.

Орлов
Неужели стал я шутом для вас?

Екатерина
Не воспринимайте это всерьез.
Ну, рассмешите нас до слез.

Слуга N.Т. сообщает о приходе Лизы, Марьи, Настасьи Крапивиных.

Екатерина
Сейчас спущусь, иду!
Я вас, Григорий Алексеевич,
На выход попрошу.

Орлов покорно уходит.

Екатерина
Анна, пока в гостиной посиди,
Совсем не много меня подожди.

Екатерина уходит.

Явление 5.
Орлов и Анна.

Орлов
Вы? Пожалуй, лучше я уйду.

Анна
Постойте! я извинение у вас прошу.
Екатерина, как вы помните,
Сурова к вам была.
Потешаться над всеми любит она.
Прошу плохое позабыть,
А сестру вашу непременно простить.

Орлов
Добра у вас душа иль сердце
Не пойму.
Но все же по умиленью вашему
Екатерину я прощу.

Анна
Как ваше имя?
Можно ль мне узнать?

Орлов
Григорием Алексеевичем Орловым
Величать.

Анна
Наверное, храбрый и сильный, вы, Орлов?

Орлов
Да, вот отец мой таков.
Военным долго был, служил.
Как он служил!
А вот потом в отставку заявил.
Решил и я на службу поступить,
Долг пред отцом осуществить.

А вы?

Анна
Анна Алексеевна Миркова перед вами.

Орлов
Сама судьба играет с нами!

Анна
(смущаясь)
Судьба? Но при чем здесь судьба?

Орлов
Поверьте-с, эта встреча желанна
Для меня.

Анна
Я не понимаю, о чем вы говорите…

Орлов
За эти речи вы меня,
Пожалуйста, простите.

Анна
Григорий, я буду по имени вас звать,
А извинения ваши не желаю принять.

Орлов
Какой глупец, а говорил вам что…

Анна
Но я уже не помню ничего.

В это время Марья Львовна подслушивает последнюю часть разговора.

Явление 6.
Анна, Орлов, Марья Львовна.

Марья Львовна
(удивленно)
Дети мои, вы здесь? Вдвоем? Одни?

Орлов
Поближе познакомиться смогли.

Анна
Ну, что ж не буду вам мешать,
А мне пора давно.

Марья Львовна
Анюта, наш дом не забывайте
Посещать. Когда-нибудь увидимся еще.

Анна уходит.

Явление 7.
Марья Львовна и Екатерина.

Марья Львовна
Проста, скромна.
Придет всегда к нам, улыбнется,
Возьмет все то, что под руку
Ей подвернется.
Хитра, хитра собой.
И смеет управлять даже тобой!
А ты, Катюша, как ей позволяешь?
И брата от нее
Ни как не охраняешь?

Екатерина
О чем же, матушка, вы говорите?
Я в толк все не возьму.
Меня уж вы простите.

Марья Львовна
Орлов Мирко;вой увлечен.
Его солдатский дух разоблачен.
Любовь большая у него на уме.
Не уж то ты не веришь мне?

Екатерина
(ухмыляясь)
Какая глупость?
Матушка, поймите.
Ах, как смешно…
Да ладно, извините.

Марья Львовна
Все шуточками ты играешь?
А вот вокруг себя других
Не замечаешь.
Сегодня разговор их я слыхала…

Екатерина
О чем же речь меж ними шла?

Марья Львовна
Орловым тоже ведь она увлечена.

Екатерина
А он –то что?

Марья Львовна
А он …пылал любовью к ней.

Екатерина
(с криком)
Не правда!

Марья Львовна
А теперь, наверное, еще сильней.
Миркова и Орлов.
Роман получится таков.

Екатерина
Но, нет! Я этого не допущу.
И скоро их разоблачу.

Конец II действия.


Рецензии