Посуда нас переживет

Кого из нас не убеждали в детстве срочно доесть супчик или кашку, чтобы на дне тарелки увидать зайчика, котика или слоника? Те детские тарелки, впрочем, давно разбиты. Но не всю фарфоровую утварь ожидает такая печальная участь. Часть самых интересных экземпляров попадает в музеи. Есть свой фонд фарфора и фаянса и в Музее истории Риги и мореходства. Однажды попав в фонды, посуда здесь будет храниться всегда, ведь фарфор как материал практически вечен.

Музейный фонд хранит тысячи экспонатов. Тарелки, кружки, чашки, блюдца, вазы, даже бутылки из фарфора. Обычно доступная взорам посетителей часть коллекции составляет, по словам хранительницы фонда фаянса и фарфора музея истории Риги и мореходства Вивиты Буйвиды, всего лишь два процента. Большая же часть собрания дремлет на стеллажах в хранилище. Хозяйка сокровищ любезно провела нас по всему фонду фарфора. Можете, кстати, сюда прийти и вы, надо лишь предварительно заказать экскурсию.

Фарфор вместо золота

Изобретением фарфора, как и многим другим открытиям, мир обязан Китаю. В средние века фарфор ценился настолько, что случайно попадавшие с Востока изделия из него оправляли в оправы из золота. С 16 века драгоценную посуду стали завозить из Китая голландские торговцы. В Европе секрет изготовления белой, полупрозрачной и звонкой утвари долго не поддавался расшифровке. Тайна фарфора здесь была открыта вновь. А обязаны мы этим достижением Иоганну Фридриху Бетгеру, а также извечной погоней властителей за золотом. Алхимик Бетгер, бежавший от прусского государя Фридриха I в Саксонию, попал там в крепость в общем то по тем же причинам, по которым так спешно покинул Пруссию. Польский король и саксонский курфюрст Август Сильный, подобно Фридриху, требовал у ученого незамедлительно заняться алхимическим, и в большом количестве, изготовлением золота. Чтобы как-то облегчить свою участь, Бетгер предложил Августу вместо золота делать драгоценный в те времена фарфор. Алхимику удалось, сидя в королевском застенке и получая требуемые для «варки золота» вещества, нащупать секрет изготовления фарфоровой массы. Не будем загружать вас деталями технологии. Скажем лишь, что первая в Европе фарфоровая мануфактура была учреждена в 1709 году в саксонском городке Мейсене.

Окаменевший след власти

Так уж вышло, что с самого рождения в Европе фарфор был связан с именами сильных мира сего. Клейма на донышках посуды были королевской монограммой. Как в случае Мейсена -- A. R. -- Avgust Rex. Лишь потом это клеймо сменилось известнейшей мейсенской маркой -- двумя скрещенными шпагами, тоже, впрочем, взятой из саксонского герба. Похожая ситуация была и во французском Севре, где также открыли фарфоровую мануфактуру, в Дании и Англии.

Поэтому неудивительно, что именно мировые владыки рисовались глазурью на фарфоровой основе. Обладавшие абсолютной властью, но смертные, как и все люди, они стремились увековечить себя. Затем изображать правителей и политиков на фарфоре стало традицией. В фонде музея тому есть самые разнообразные примеры. Вот чайный сервиз из Франции. С маленьких (чай в те годы был дорог) чашечек с расширенными для аромата краями смотрят друг на друга Наполеон и Жозефина Богарне. Если во Франции излюбленным мотивом для художников был Бонапарт, то в Англии это королева Виктория. При ее правлении Британия стала истинной владычицей морей и колониальной империей, «над которой никогда не заходило солнце». Викторию британцы обожали и изображали на парадной посуде. Хранится в фонде музея чашка в честь 60-летнего юбилея королевы с ее профилем, нанесенным на фарфор синим кобальтом. Из английского наследия интересны также столовый сервиз в честь свадьбы Эдуарда VII и датской принцессы Александры, а также небольшой и изящный чайный -- с гербами частей Соединенного королевства и соответствующими им геральдическими цветами: розой Англии, клевером Ирландии и репейником Шотландии.

Увековечены на фарфоре и русские деятели. Мало того, что в музее есть редкостный сервиз, принадлежавший рижской ветви семьи фельдмаршала Барклая де Толли, так еще собранию принадлежит редкостная чашка, подаренная полководцу немцами. Помимо гербов и знамен на блюдце тщательно выписана схема Лейпцигского сражения 1813 года.
       
Новые времена дали новых кумиров. Сразу после революции 1917 года художник Чехонин расписывал огромные запасы белой посуды, сохранившиеся на бывшем Императорском фарфором заводе в Петрограде. Это так называемый агитационный фарфор с лозунгами вроде «Труд свалил капитал». А на донышке такой тарелки -- незамазанный вензель последнего русского императора. Почти пугающе смотрится прижизненный портрет товарища Ленина. Ильич смотрит с тарелки прямо-таки хищно, а вовсе не ласково. Может быть, рисовали с натуры?..

Эпоху сталинского классицизма представляют огромные вазы с советскими гербами, красными звездами и профилями основателей -- Ленина-Сталина. Трогает подарок ленинградских трудящихся товарищу Калнберзину. Пастельный парковый пейзаж Петродворца или Павловска, вне зависимости от политического строя, действительно очень хорош.

Отражен в фондах и период первой независимости. На тарелке, почетно висящей на стене, портрет Улманиса. Вождь Латвии строил экономику и культуру на акцизах. Об этом говорит сохранившийся с тех времен 300-граммовый стеклянный шкалик с этикеткой (в переводе) «Государственная водка. Цена 1, 90 Ls, включая культурный и дорожный налог». Надо учитывать, что лат тогда был гораздо весомее. Но вообще коллекция стекла в музее не очень представительна и служит дополнением к собранию фарфора.

В годы заката социализма фарфор сам как-то измельчал. Из экспонатов мелкая пластика -- фигурки поселян-колхозников для комода местного производства, да олимпийский Мишка 1980 года, изготовленный на одном из московских заводов.

Каолиновые курьезы

Фарфор делают из специальной каолиновой глины, обжигая массу вместе с глазурью при температуре свыше 1000 градусов. Это серьезная работа. Но вот результаты этой работы не всегда серьезны, если даже таковыми изначально и задумывались.

Вот белая чашка для усатых мужчин. В ее борт вделана специальная подставка для пышных усов. Чтобы в чай не окунались. А бодрящий напиток предполагалось втягивать через небольшое отверстие в подставке. И это не единственный курьез в коллекции.

Роскошен сосуд в стиле модерн, с росписью и ручкой. Это не ваза для фруктов, а обычный ночной горшок. В этом стиле на заре ХХ века не только строили дома, но и изготавливали всю домашнюю утварь. И в каком же возвышенном состоянии духа надо было быть, чтобы садится на этот низменный предмет обихода в югенд-стиле?

Хороша и бутылка для охотничьей настойки с вделанным в нее зеркалом. Очень мудро сделано. Пьешь и время от времени себя контролируешь в зеркальце.

Может быть не самый ценный, но несомненнно самый редкий экспонат -- это фарфоровая кошка ревельской фабрики Фика. Просуществовала мануфактура всего лишь 10 лет (с 1772 по 1782 гг.) И кто бы помнил несчастного Фика, не выдержавшего конкуренции с другими производствами, если бы ни эта, чуть наивная, но роскошная кошка. Теперь она будет всегда.

"Вечерняя Рига", 2003


Рецензии