Фарисей

Петр Максимович, спокойной, и я бы даже сказал, вальяжной походкой шел по улице. Лицо его было сосредоточено, словно он решал сложнейшую задачу.
Путь его лежал мимо церкви. Остановившись напротив входа, он снял шапку и стал широко креститься, при этом косым взглядом смотреть на народ, мол, видит кто-нибудь его сейчас. Убедившись, что несколько любопытных взглядов обращено в его сторону, с достоинством надел головной убор и двинулся к входу в храм. На крыльце в Дом Божий сидело несколько нищих. Достав плотный портмоне, он взглянул на просящих, на народ недалеко от себя, и начал раздавать крупные купюры. Когда же он понял, что больше в его сторону никто не смотрит, перестал раздавать деньги и вошел в церковь. Купив самые дорогие свечи, он двинулся к алтарю, попутно ставя свечи там, где больше народу. Возле иконы Спасителя он встал на колени и стал широко креститься и класть поклоны. О чем он думал в этот момент сказать сложно, но лицо его было сосредоточено.
- Сынок, - к нему подошла бабушка-прихожанка, - помолись за меня, грешную. Ты, я вижу, набожный очень. А я недостойна того, чтобы просить Боженьку о прощении. Слишком долго была я атеисткой и лишь сейчас поверила в Него. Помолись о рабе Божьей Марии.
- Конечно, помолюсь, бабушка, - Петр Максимович по отечески обнял сухонькую старушку, - Он меня любит и ваше желание исполнит. Не сомневайтесь. Я же воцерковленный человек.
Выходя из храма, он обнял по пути старичков на выходе и сбежал по крыльцу вниз. Подходя к остановке маршруток, он пнул старую собаку, которая перебегала ему дорогу, обругал шофера автобуса, почему так резко подскочили цены на проезд, а, придя домой, обматерил жену за то, что не приготовила к его приходу обед.
Жена же, с усталым и измученным лицом, тяжело вздохнула и села на краешек стула, глядя на то, как муж, скинув на пол одежду, плюхнулся на диван с бутылкой пива и включил телевизор. А она, вытерев лицо полотенцем, снова пошла на кухню…


Рецензии
Знаете, Алексей, у меня очень сложное отношение к церкви, да и к религии в целом. Уже давно я стала разделять 2 понятия: вера и религия. Но несмотря на это, я знаю, что есть мудрые, светлые, (правильные, что ли) люди среди священнослужителей. Но есть так же такие, глядя на которых все в Душе переворачивается и отнюдь не от святости их.

Вспоминается мне отпевание, бабушка у меня тогда умерла, пригласили батюшку. Пришел. Молодой, энергичный, с огоньком в глазах. Соболезнования свои выразил, все как полагается. После того, как изучил всех присутсвующих на предмет принадлежности к вере, начал спрашивать о покойной. И даже не спрашивать, а в прямом смысле дознаваться, кто была, как жила, часто ли в церковь ходила, почему не ходила, молилась ли дома, как молилась, часто ли молилась, соблюдала ли посты, все ли посты или выборочно, были ли у нее иконы, почему расположены неправильно, часто ли исповедовалась, причащалась и т.д. Будто бы протокол какой-то составлял. И по виду его понятно было, что недостоен покойный отпевания, если все обряды не соблюдал. Потом стал нас распрашивать в том же русле. Естественно мы набожностью не отличаемся и в церковь приходим время от времени, когда Душа того требует, если плохо - за поддержкой и советом, если хорошо - с радостью и благодарностью. Потом "батюшка" подытожил, что мол все мы не прихожане, а захожане, зачем нам вообще в церковь ходить (время попосту переводить) потому как тот, кто пропустит хотябы одну воскресную службу без благословения - считается отступником. Точно слова не помню, но смысл тот же. Нервничал, когда мы не знали что нужно делать согласно обряду отпевания, там какие-то правила свои есть, когда креститься надлежит, когда поклониться, когда свечку зажечь, молитву прочесть... Вообще старался побыстрее закончить, сумбурно как-то, суетно все, формально, без Души... Словом очень неприятный осадок на Душе остался после всего этого.

А бабушка моя, не смотря на то, что в церковь редко ходила и не всегда посты соблюдала и т.д, была глубоко верующим человеком. В Душе она с Богом жила! Она по ночам, облокотившись на подоконник и глядя в Небо, шептала молитвы (заученные наизусть или какие-то свои), стирая с лица потоком льющиеся слезы. И только я видела (потому что часто не сплю по ночам, разглядывая звезды и записывая стихи) её боль, слезы покаяния, икренность, смирение, самозабвение и жертвенность, её переживания за нас... Думаю, что она не хотела, чтобы кто-то видел её в такие моменты, ведь это действительно Исповедь, таинство, это разговор Души с Богом! Здесь не нужны зрители, здесь нет оценок и суждений, нет масок, здесь замирает Вселенная и отсутствует время и пространство... И так каждую ночь, представляете!

И вот стою я, перевожу взгляд с тела своей бабушки (а в памяти её образ перед окном в слезах) на этого "батюшку", который всем своим видом показывает, что отпевая одолжение ей (ну и нам, конечно же) делает... Вы знаете, слезы на глаза с такой силой навернулись, в общем не выдержала я - ушла, чтобы не видеть больше этого патологического лицемерия и позёрства.

С уважением,

Ольга Терра   11.11.2008 02:17     Заявить о нарушении
Я понял Вас. Понял и ... задел меня Ваш рассказ о жизни. Как он похож на мою жизнь! Не полность конечно, что частями. Прочтите мой рассказ "Интервью", и там все увидите. Это я в нем отобразил историю своей жизни.

С уважением, Алексей.

Алексей Досков   11.11.2008 06:37   Заявить о нарушении
Трогательная история..

Алекс Разумов   02.06.2021 20:50   Заявить о нарушении
Как же найти рассказ "Интервью" - у вас столько произведений! Дайте ссылку..

Алекс Разумов   02.06.2021 20:53   Заявить о нарушении
Вы имеете ввиду рассказ "Интервью" или интервью с Еленой Глущенко?
http://proza.ru/2008/02/04/534

Алексей Досков   03.06.2021 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.