Рязанская Русь. Князь Игорь на Рязанской земле

1.
У русского народа есть, чем гордиться. И прежде всего славной историей Родины. Страницы этой истории трагичны и драматичны. Они изобилуют примерами высокого мужества, храбрости и чести, верности православному христианству. Наглядно предстаёт в них эпоха становления и возмужания Руси – современной России.
       Но это была и тяжёлая эпоха, по разным обстоятельствам ещё не исследованная до конца. Сейчас мы обращаемся к драматическим событиям истории России в двенадцатом веке, которые отчасти происходили на Рязанщине, на Зарайской земле.
О 1170-х и 1180-х годах в летописях говорится довольно глухо, путанно и неполно, тем более, что многие летописи не сохранились.
Это были годы междоусобных войн между русскими князьями. Годы трудной борьбы за единство русской земли.
Не все мы, прошедшие курс отечественной истории в школах, техникумах и институтах, способны верно представить, что собою представляли эти междоусобные войны.
Конечно, зрело взглянув сегодня на минувшие столетия, мы понимаем, что это была тяжелейшая борьба за единство и централизацию, за создание Русского государства. Но мы и должны представлять, во что эта борьба обходилась русскому народу.
Это были моменты кровавых стычек между княжескими войсками за обладание лесами, покосами, плодородными землями, торговыми путями. Очень часто заключались договоры и союзы одной группы против других родственных или клановых групп и союзов.
Причём очень часто в союзники для усиления военной силы приглашались заклятые враги – половцы, языческие кочевые племена, более двухсот лет господствовавшие в южных степях.
Но самое ужасное, что в этих войнах сражались друг против друга в основном православные русские люди против таких же православных христиан, против русских людей.
2.
Одна из таких междоусобных войн проходила на Рязанской земле, в том числе и на территории будущего Зарайска и его окрестностей.
 В тот период значительным авторитетом возвысился среди князей великий князь Киевский Святослав Всеволодович (1125-1195). Некоторое время среди русских князей сохранялось относительное мирное сосуществование, поддерживаемое авторитетом Святослава. Но его в 1180 году нарушили рязанские князья – когорта «удалых сынов Глебовых»: Роман, Владимир, Всеволод, Игорь, Святослав и Ярослав Глебовичи, четвероюродные племянники Святослава Киевского. Причем это происходило на фоне распрей Романа с младшими братьями Всеволодом и Владимиром.
Добавим, что за три года до этого Роман, наняв половецкое войско, напал на Суздальскую землю, пограбил её и сжёг Москву, но был разбит владимирским князем Всеволодом. Теперь же братья стали снова захватывать земли соседа – владимирского великого князя Всеволода Третьего Большое Гнездо(1154-1212), сына Юрия Долгорукого, чем навлекли на себя гнев владимирцев-суздальцев. Князь Всеволод отправил послание великому князю Святославу с уведомлением о неправильном поведении рязанцев.
Следует ещё вспомнить, что в Одиннадцатом веке Рязанское княжество принадлежало Черниговскому княжеству и княжил там сын Владимира Глеб. Память об этом ещё сохранялась в умах южнорусских князей, и они ещё относились к Рязанской земле, как к своей вотчине.
Вскоре в сторону Рязани двинулись объединённые войска – с юго-востока киевское войско Святослава Всеволодовича, черниговские и новгород-северские полки под управлением князя Новгород-Северского Игоря Святославича(1150-1202), а с северо-запада – войска Всеволода Третьего. Союзные войска встретились в Коломне, причём Всеволод «с любовью» встретил Святослава, чтобы вместе двинуться на Рязань (тогда это была ещё старая Рязань, а не Переяславль Рязанский), и стояли недалеко от реки Оки. Сюда же двинулись и войска рязанские, предводимые князем Романом и младшими Глебовичами.
Сторожевой отряд рязанцев форсировал Оку, но тут встретился со сторожевым отрядом объединенных войск. Летопись рассказывает, что рязанские сторожа были разбиты, «побегоша» и возвратились через реку на свой берег. Но владимирцы, киевляне и черниговцы, перейдя Оку, начали широкое преследование сторожей, и побежало всё войско рязанцев во главе с Романом. Это бегство и преследование прошло по всей земле, которую мы потом назовём Зарайским краем.
Страшное зрелище предстало глазам тогдашних здешних жителей, если кому-нибудь из них удалось остаться в живых. Большое войско было частично порублено, частично затоптано конями союзников, а многие были взяты в полон.
В здешних окрестностях жестокую беду поражения испытали расположенные недалеко друг от друга города-крепости Борисов и Глебов. Борисов был разбит, очевидно, владимирцами. А город Глебов, расположенный на реке Воже, «взял на щит», то есть захватил и отдал на полное разграбление войскам князь Новгород-Северский Игорь Святославич, будущий герой великого русского эпоса «Слова о полку Игореве».Участвовал в походе и известный по «Слову о полку Игореве» «Буй Тур Всеволод», младший брат Игоря.
 Как всё это происходило, мы не узнаем из «Слова», поскольку перед неизвестным древним автором стояла другая задача – объединения Руси. Но об этом подробно расскажут в дальнейшем русские летописи, к которым мы ещё вернёмся.
А в те короткие мгновения войны преследование рязанцев продолжалось с ураганной силой. Преследуемый князь Роман Глебович, чтобы не дать союзникам на своих плечах войти в Рязань, пронёсся с остатками войска сквозь местность будущего Зарайска, мимо Переяславля Рязанского, а братьям своим Игорю Глебовичу и Святославу Глебовичу приказал «запереться» в Рязани.
Тем временем союзники подступили к самой Рязани, но осада, ввиду явного их преимущества, почти не состоялась. Игорь и Святослав Глебовичи сдали город.
Тогда великий князь Всеволод, поддерживаемый великим князем Святославом и князем Игорем Новгород-Северским, потребовал явления князя Романа. Тот приехал к победителям в Рязань, и здесь Всеволод и союзники замирились с Романом и «крест целоваша». Так «счастливо» окончилась эта война, если, конечно, не считать, что позади у союзников остались многие сотни убитых православных воинов-рязанцев и мирных жителей городов, сёл и деревень Рязанской земли.
С этого замирения на какое-то время на рязанских просторах утвердилось главенство владимирского и суздальского князя Всеволода…
Что же касается городов Глебова и Борисова, то известия о них в истории России больше уже не появлялись. Сейчас на месте города Глебова, уничтоженного князем Игорем и окончательно добитого в декабре 1237 года монгольскими полчищами хана Батыя, располагается село Глебово Городище с церковью Успения Пресвятой Богородицы, закрытой и разорённой уже не князем Игорем, а безбожниками двадцатого века. Село теперь относится к Рыбновскому району Рязанской области, находясь у самой границы Зарайского района и всей Московской области...
3.
События на Рязанской земле неожиданным образом «аукнулись» через пять лет в далёких от Рязани краях. Весной 1185 года в южных степях Руси произошли военные события, о которых русские люди знали только по нескольким строкам в летописях.
Однако в 1792 году обер-прокурор Святейшего Синода, известный исследователь-археограф, открыватель известной всем историкам Лаврентьевской летописи, «Поучения Владимира Мономаха», «Книги Большому Чертежу», одного из списков «Русской Правды» Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) с помощью своего комиссионера приобрёл в Ярославском Спасском монастыре и открыл великий памятник русской литературы и культуры – поэму двенадцатого века «Слово о полку Игореве».
Недавно исполнилось 200 лет со времени первого печатного издания поэмы..
К сожалению, у многих читателей и исследователей великого русского народного эпоса «Слово о полку Игореве» сложилось мнение, что это – языческая поэма, что герои и суть происходящих событий, описанных в гениальной поэме, не имеют отношения к православию. Это совершенно ошибочное мнение. И безвестный автор «Слова», и её действующие лица, за исключением, понятно, половцев, – православные христиане, и сама поэма, - христианская. Это сразу можно определить, едва для подтверждения заглянешь в русские летописи того периода.
 Но автор «Слова» использовал в нём художественные метафорические приёмы и образный строй славянского дохристианского язычества в качестве поэтического инструмента, как образную систему. Совершенно так же, как в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков русские поэты и прозаики использовали в своих анакреонтических произведениях образный строй древнего греческого и римского язычества, придавая ему значение только художественного приёма.
 Поэтому нет нужды обвинять автора «Слова» в язычестве, а исследование «Слова» с точки зрения православного христианства даёт совершенно новые замечательные результаты и хорошо объясняет многие, не слишком ясные первому взгляду события и поступки действующих лиц…
4.
Князь Новгород Северский Игорь Святославич родился в Чернигове 15 апреля 1150 года. По рождении крещён епископом Черниговским и Новгород-Северским Евфимием с именем Георгий. Он же, епископ Евфимий, был его духовным отцом до 1158 года. С 1158 по 1168 год духовным отцом княжича был епископ Черниговский и Новгород-Северский Антоний Первый, греческого происхождения. С 1177 года духовным отцом Игоря был епископ Черниговский и Новгород-Северский Порфирий Первый, он же и благословлял и провожал Игоря и других князей в поход весной 1185 года. Он же и принимал покаяние Игоря по его возвращении из плена и посещения Новгорода-Северского, он пережил Игоря и умер в 1230 году.
Отец Игоря – Святослав Ольгович был сыном дочери Осолука; мать – дочь новгородского посадника Петрилы. Сам Игорь – двоюродный брат великого князя Киевского Святослава Всеволодовича.
Князь Игорь в 1169 году вместе с другими князьями был в числе предводителей войска Андрея Боголюбского, выступившего против Мстислава, засевшего в Киеве. В 1171 г. он одержал победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком под г.Лтавой на берегу Ворсклы. В 1178 году стал князем Новгород-Северским. В 1180 году участвовал в походе на Рязань, в 1181 г. принял участие в междоусобицах черниговских князей со Всеволодом Третьим и, предводительствуя половецким войском, потерпел поражение у Дольбского озера, под Киевом.
Обратим внимание на следующий момент. Спасался Игорь, уходя от преследования, в одной лодке с ханом Кончаком, в тот момент, очевидно, состоялся уговор поженить их детей – Владимира и Кончаковну.
Князь Игорь был женат на Евфросинии Галицкой, дочери князя Ярослава Осмомысла Владимировича Галицкого. В конце жизни у них, по неточным данным, было шестеро сыновей, в числе которых был старший сын Владимир, князь в Путивле, затем в Галиче; Роман, князь в Звенигороде Киевском ; Святослав, князь в Перемышле; Изяслав, князь в Теребовле; а также Олег, Ростислав и дочь, имя которой не сохранилось.
Известно, что князь Игорь участвовал в походах против половцев в 1171, 1174, 1183, 1184, 1185 годах. Через несколько лет после сокрушительного поражения 1185 года, в 1191 году, он одержал внушительную победу над половцами, как бы оправдав себя за прошлую неудачу.
В 1198 году Игорь стал князем Черниговским и Новгород-Северским. Он скончался в Чернигове пятидесяти двух лет, в 1202 году…
5.
Итак, в 1185 году князь Игорь, надеясь на военную помощь своих родственников - удельных князей, отправился в поход на половцев. Участвовали: князь Игорь с войском Новгорода-Северского, его младший брат князь Трубчевский и Курский Всеволод, племянник по отцу рыльский князь Святослав Олегович, старший сын Владимир Игоревич, князь путивльский. Принял участие в походе также отряд наёмников – ковуев («чёрных клобуков», берендеев), посланный черниговским князем Ярославом Всеволодовичем, братом Святослава, под водительством воеводы Ольстина Олексича.
 В поход выступили 23 апреля 1185 года, после литургии в городском соборе Новгорода-Северского. В этот день князь Игорь, которому исполнилось накануне 35 лет, отпраздновал с семьей и дружиной свои именины, потому что в этот день был праздник – день небесного покровителя князя Игоря - святого Георгия Победоносца…

       Поход, несомненно, был крайне необходим и являлся вынужденным способом защиты от многолетнего коварного врага, от половцев, которые, начиная с 1061 года, постоянно нападали на русскую землю и разоряли сёла и города южной и средней Руси.
 Однако князь Игорь проявил самоуправство и вопиющую самонадеянность, отправившись в половецкую степь без благословения своего старшего двоюродного брата – великого князя Киевского Святослава Всеволодовича.
Своим походом князь Игорь нарушил достигнутую договорённость русских смежных удельных князей – выступить против половцев под водительством великого князя Киевского Святослава совместно в разгар лета того же 1185 года. Отметим также, что только что Святослав совершил успешный поход против половцев, одержав над ними 1 марта 1185 года внушительную победу.
       Результат такого самоуправства известен, и дорого обошёлся Руси…
6.
Несмотря на солнечное затмение, заставшее войско на берегу реки Донец 1 мая 1185 года и значительно поколебавшее храбрость многих суеверных воинов, всё же дальнейший поход складывался успешно.
 Игорю, православному князю, не смущённому языческой приметой, сопутствовала удача. Была одержана первая внушительная победа. Всё предвещало исключительно благоприятное окончание похода. В первом сражении половцы были наголову разгромлены.
 Но несколько дальнейших тактических просчётов русских князей позволили половцам обойти их, окружить и устроить разгром. Катастрофа произошла по нескольким причинам. Князь Игорь не успел или не сумел сконцентрировать войско перед дальнейшим выступлением, дал возможность молодым князьям – своему сыну Владимиру и племяннику Святославу увлечься погоней за отступившей половецкой конницей.
Когда молодые князья встретили половецкое войско, опытные ханы Кончак и Гзак сразу разгадали просчёт Игоря и ошибку молодых князей и, стремительным рейдом обойдя их и оставив позади, неожиданно напали на полуспящее Игорево войско.
Поражению способствовало также бегство войска “чёрных клобуков”(ковуев, берендеев). “Черные клобуки” своим бегством оголили фланг Игоря и дали возможность половцам ударить по центру расположения русских войск.
 Шеститысячное войско русских князей было частично уничтожено, частично пленено. Игорь и его князья также оказались в половецком плену.
За всех пленённых половцы требовали огромные выкупы.
 Но самым тяжким было морально-нравственное состояние князя Игоря и других князей, несмотря на своё ратное мужество, попавших в плен к жестокому и коварному врагу.
Кроме того, обстановка отягчалась тем, что этим самоявленным походом и страшным поражением князь Игорь навлёк на Русскую землю огромную беду, так как половцы сразу же воспользовались победой. Не теряя времени, они стремительно направились в разрушительный и опустошительный рейд по обнажённым русским окраинным землям, и напали с юга на русские границы, в том числе на Путивль.
7.
Последнее сражение и гибель войска происходили в воскресенье 12 мая 1185 года. Через некоторое время, предположительно в конце мая этого года, Игорь с помощью верного ему, очевидно, знакомого по давним походам и крещёного в православие половца Овлура бежал по берегу реки Донец из плена.
       Очевидно, возвратившись из плена, князь Игорь первым посетил город Путивль, где до похода княжил оставшийся в плену его старший сын Владимир, где его должны были встретить супруга – Евфросиния Ярославна и брат её – Владимир Ярославич Галицкий, по всей видимости , возглавивший оборону Путивля от недавно наседавших половцев. Здесь князь Игорь должен был встретиться с родственниками погибших путивльских воинов, принести покаяние в городском соборе, отслужить панихиду по убиенным воинам и молебен о своём спасении.
       Далее, очевидно, князь Игорь двинулся в Новгород-Северский, где его должен был встретить епископ Черниговский и Новгород-Северский Порфирий, благословлявший его в поход, он же его духовный отец, по православному обычаю принявший горькую исповедь князя.
 Очевидно, была велика мера покаяния князя Игоря перед сиротами и вдовами убиенных земляков и подданных. Князь Игорь должен был, как и в Путивле, отслужить панихиду и молебен о спасении в Спасо-Преображенском соборе своей столицы.
 Город Трубчевск в этот раз, очевидно, Игорь не посетил, он остался севернее.
       Затем историческая логика направляет путь князя Игоря в Киев. Но на пути стоит Чернигов, его родина, где княжит сейчас его двоюродный брат Ярослав Всеволодович, князь Черниговский, перед которым Игорю также приходится объясняться. И здесь князь Игорь, очевидно, до Чернигова сопровождаемый епископом Порфирием, отслужил с Ярославом панихиду и молебен в Спасо-Преображенском соборе.
Потом, то ли по своему желанию, то ли по зову своего двоюродного брата, великого князя Киевского Святослава Всеволодовича, он посетил Киев, где предстоял самый трудный разговор со старшим двоюродным братом - великим князем Киевским Святославом Всеволодовичем и его боярами: поражение князя Игоря нарушило все планы Святослава в борьбе против половцев.
В Киеве, по всей видимости, всё-таки произошло то, чего от князей ожидал русский народ: состоялся решительный разговор о необходимости объединить усилия русских князей в борьбе против постоянных завоевателей – половцев, за безопасность южных границ Руси.
 Очевидно, такая покаянная встреча состоялась. Именно это дало повод Автору “Слова” сказать такие, кажущиеся кощунственными после гибели 6-тысячного войска, слова: “Страны рады, города веселы”.
 Игорь ехал по Боричеву, от центра Киева, к храму Успения Пресвятой Богородицы, где на Подоле находилась одна из двух главных святынь Киевлян - Пирогощая икона Божией матери.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, не знавший топографии Киева, думал, что Игорь поднимался по Боричеву взвозу.
К Пирогощей иконе Игорь ехал на покаяние, а также для совершения молебна о спасении из плена. Пирогощая, как несколько лет тому назад доказали киевские учёные, - тип Смоленской иконы Божией Матери, Одигитрии, путеводительницы.
Особо подчеркнём, что все другие версии исследователей, касающиеся цели поездки князя Игоря к Пирогощей, некомпетентны и несостоятельны.
В тексте указано, что князь Игорь едет “по Боричеву”. Старинная топография Киева называет три топонима со словом “Боричев”. Поскольку здесь не назван «Боричев взвоз», то очевидно, что это относится к посаду Боричеву, находившемуся между Боричевым взвозом и Успенским храмом на Подоле. Сам древний город Боричев, как показывают последние исследования, находился над Боричевым посадом, на холме, в стороне от пути Игоря, по левую его руку…
8.
Нужно отметить, что автор “Слова” ничего не говорит о душевном состоянии князя Игоря по дороге к Пирогощей. Об этом можно только догадываться и делать выводы, исходя из образного строя поэмы.
Однако достаточно полную картину покаянного состояния князя Игоря мы можем представить, проанализировав русские летописи, рассказывающие о том времени.
Так, Ипатьевская летопись приводит исключительно важное свидетельство о покаянии раненого в сражении, близкого к смерти князя Игоря, вспоминающего в этот тяжкий момент о своих ужасных грехах, допущенных им прежде в междоусобных войнах с другими русскими князьями, и считающего себя глубоко виноватым и по делам своим наказанным Богом за эти преступления против христиан, против русских людей.
 Вот как говорится об этом в Ипатьевской летописи:
“И так в день Святого Воскресения низвёл на нас Господь гнев свой, вместо радости обрек нас на плач и вместо веселья – на горе на реке Каялы. Воскликнул тогда, говорят, Игорь: “ Вспомнил я о грехах своих перед Господом Богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане: разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей. И все были в смятении: тогда были полон и скорбь, живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, что они, как святые мученики, в огне очистились от скверны этой жизни. Старцев пинали, юные страдали от жестоких и немилостивых побоев, мужей убивали и рассекали, женщин оскверняли. И все это сделал я, - воскликнул Игорь, - и не достоин я остаться жить! И вот теперь вижу отмщение от Господа Бога моего: где ныне возлюбленный мой брат? ( о Всеволоде Курско-Трубчевском) где ныне брата моего сын? (о Святославе Рыльском), где чадо, мною рожденное?(о Владимире Путивльском) где бояре, советники мои? где мужи-воители? где строй полков? Где кони и оружие драгоценное? Не всего ли этого лишен я теперь! И связанного предал меня Бог в руки беззаконникам. Это все воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен Господь, и всегда справедлив суд Его. И я не должен разделить участи живых. Но ныне вижу, что другие принимают венец мученичества, так почему же я – один виноватый – не претерпел страданий за все это? Но, Владыка Господи Боже мой, не отвергни меня навсегда, но какова будет воля Твоя, Господи, такова и милость нам, рабам Твоим”.
Летописец потом снова возвращается к этому, глубоко покаянному состоянию князя Игоря, отмечая: “ Игорь же Святославич в то время (нового похода половцев на Русскую землю) находился у половцев, и говорил он постоянно: “я по делам своим заслужил поражение и по воле Твоей, Владыка Господь мой, а не доблесть поганых сломила силу рабов Твоих. Не стою я жалости, ибо за злодеяния свои обрек себя на несчастья, которые я испытал”.
Так что Игорь, находясь в плену у половцев, зная, что они пошли набегом на Русскую землю, ничего большего не знал о судьбе своего княжества и соседних княжеств, а вместе с тем и о судьбе Евфросинии Ярославны и детей, терзался как этой неизвестностью, так и невозможностью оказать им помощь и как-то воздействовать на сложившееся положение дел, и в то же время осознавал себя главным виновником всего этого нагромождения несчастий.
Именно это состояние заставило его совершить побег, хотя в другое, более спокойное время этот побег от Кончака, от “свата”, должен был бы посчитаться “неджентльменским”, трусливым и немужским по понятиям чести того времени. Да и на сам побег Игорю решиться было трудно, потому что он знал, что его побег усугубит положение других пленников (так, впрочем, и произошло), которые могут поплатиться за него своими жизнями как заложники.
А между тем тревожиться за оголённую с границ, подвергнувшуюся нападению Русь стоило, потому что, хотя половцы и не сумели взять Путивль, они всё-таки разорили город Римов, в результате чего был смертельно ранен князь Владимир Глебович (брат жены Буй Тура Всеволода Курского и Трубчевского), а многие православные воины и мирные жители безбожниками ( “беззаконниками”, как называют половцев летописцы) были или убиты или захвачены и уведены в полон. Такова была цена поражения.
 Монах-летописец, рассказывая об этих событиях, подытоживал: “Вот так Бог казнит нас за грехи наши, привел на нас поганых не для того, чтобы порадовать их, а нас наказывая и призывая к покаянию, чтобы мы отрешились от своих дурных деяний. И наказывает нас набегами поганых, чтобы мы, смирившись, опомнились и сошли с пагубного своего пути”...
А вот как комментирует эти события Лаврентьевская летопись, как известно, также открытая и опубликованная Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным:
“ Вскоре бежал Игорь от половцев – ибо Господь не оставит праведника в руках грешников: взирает Господь на тех, кто боится Его, и прислушивается к молитвам их! Гнались за ним и не догнали; как Саул преследовал Давида, но Бог избавил того, так и Игоря Бог избавил от рук поганых половцев… А остальных держали строго и сторожили, угрожая цепями и муками.
Все это свершилось из-за грехов наших, так как умножились грехи наши и преступления. Бог ведь казнит рабов своих различными напастями, и огнем, и водой, и войной, и иными различными бедами; христианам, многое перенесшим, суждено будет войти в Царство Небесное. Согрешили и казнимы, как поступали, за то и получили, но наказывает нас справедливо Господь наш, и пусть никто не посмеет сказать, что ненавидит нас Бог – не будет этого! Так любит, как возлюбил нас, когда муки принял нас ради, чтобы избавить нас от дьявола”.
Удивительно, как красноречиво рассказывают летописи о покаянии князя Игоря за содеянное им над православными русскими людьми на Рязанской-Зарайской земле и в других градах и весях Руси!
Обо всём этом нам хочется рассказать ещё и потому, что с православным анализом «Слова о полку Игореве» ярче и убедительнее звучат побудительные мотивы, двигающие князем Игорем как в начале похода на половцев (“поганых”, т.е. нехристиан, язычников), так и в плену, во время бегства из плена и во время покаянного шествия Путивль - Новгород-Северский - Чернигов – Киев, к Пирогощей иконе Божией Матери.
9.
Поэма «Слово о полку Игореве» продолжает оставаться объектом пристального изучения исследователей разного уровня, от любителей литературы до учёных-академиков. Известно более семи тысяч научных публикаций по теме «Слова».
 «Словом» интересуются, «Слово» любят писатели, художники, музыканты.
 Известна опера А.П.Бородина «Князь Игорь», дополненная Н.А.Римским-Корсаковым и А.К.Глазуновым.
Создан балет Б.И.Тищенко «Ярославна».
Хотелось бы отметить, что одну из лучших (скорее всего, лучшую) православных концепций «Слова» разработал московский учёный-литературовед В.А.Кожевников.
Создаются музеи «Слова о полку Игореве».
В 1985 году в Ярославском историко-краеведческом музее, в помещениях Спасского монастыря, открыта постоянная музейная экспозиция по истории «Слова», лучшая в мире на сегодняшний день.
Созданный в 1980 году в Москве архитектором Петром Дмитриевичем Барановским и поэтом Игорем Ивановичем Кобзевым музей «Слова» долго притеснялся и через несколько лет был закрыт людьми, враждебными русской истории и литературе.
 Созданный в 1990 году на Украине, в городе Новгороде-Северском музей-заповедник «Слова», созданный замечательным учёным и специалистом Святославом Святославовичем Воиновым, был откровенно утеснён и фактически ликвидирован украинскими националистами и становится по существу местом антирусской пропаганды.
 В год 200-летия со времени первого издания «Слова» в городе Александрове Владимирской области был создан и развил активную собирательскую и исследовательскую деятельность музей «Слова о полку Игореве», ставивший целью и изучение всей древнерусской литературы. Однако и этот музей, за короткое время получивший известность в России, просуществовал ровно год, он был закрыт врагами русской литературы и русского православия, холопами псевдокультуры, обосновавшимися в местной городской администрации и здешних музеях.
Вот так великий русский эпос «Слово о полку Игореве» живёт и борется против половцев сегодняшних времён.
 Именно поэтому радостно видеть, что в городе Зарайске, в прошлых столетиях славившемся как значительный книгоиздательский центр, идёт активная литературная и книжная жизнь. Начал выходить литературно-исторический альманах «Евстафий» (издано два выпуска и готовится третий), обобщающий литературно-исторические ценности Зарайского края.
Между тем, и имя первооткрывателя и издателя «Слова о полку Игореве» Мусина-Пушкина оказалось не чуждым Зарайской местности.
Так, например, в 1804 году городничим Зарайска. служил родственник Алексея Ивановича - коллежский асессор Иван Михайлович Мусин-Пушкин, родственники Мусина-Пушкина – семья Волконских жила в селе Радушино.
Другая родственница – Надежда Платоновна Мусина-Пушкина стала супругой Афанасия Николаевича Гончарова, и, значит, хозяйкой зарайских владений деда жены А.С.Пушкина – Натальи Николаевны Гончаровой.
 И имя другого родственника Мусиных-Пушкиных – великого поэта Александра Сергеевича Пушкина также прозвенело над Зарайской землёй.
       
       ЛИТЕРАТУРА
1.Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке».- Минск, 1989.
2.Ипатьевская летопись. – Полное собрание русских летописей, т.2. – 1843.
3.Лаврентьевская летопись. – Полное собрание русских летописей, т.1. – 1846.
4.Петров П.Н..История родов русского дворянства.Том 1 и 2. – С.-Пб., 1886;М., 1991.
5.Полянчев В.И.Земля Зарайская – земля Пушкинская. Рукопись.– В архиве В.И.Старикова.
6.Стариков В.И. Покаяние, или князь Игорь на Зарайской земле. Неизвестное об известном. – Альманах «Евстафий» (г.Зарайск), №2, 2003 г.


Рецензии
Достойное произведение!

Наталья Мартишина   13.04.2013 01:34     Заявить о нарушении