Арх. Star s. Легенда о князе Игоре
Он был, безусловно, одним из самых ярких народных уникумов, кого довелось видеть мне и моим собратьям по студенчеству, и кого посчастливилось приютить под своей материнскою крышей – пристанищу буйной творческой поросли – архитектурному институту.
Как и все подлинные самородки, молодой Стребков, естественно, был «не от мира сего», и, при этом - его эксклюзивность носила – самый, что ни на есть - органичный характер.
Он никогда не стремился быть оригинальным, скорее – наоборот, всеми силами пытался слиться c монолитною студенческою массой, однако - его яркие неожиданные блики так или иначе – высвечивались, выпячивались из неё.
Это был, действительно, крупный и – во всех отношениях, настоящий - самородок. Цельный и неограненный. И, никакая принудительная культурологическая огранка или насильная эстетизация неспособна была - вытравить из него эту оригинальную, имманентно присущую ему, сермяжную канву…. Так же, как невозможно переделать первородный орнамент – на куске янтаря или природного малахита.
Стребков был постоянным объектом наших розыгрышей, а если – у нас до этого «не доходили руки» – он тут же и сам выкидывал что-нибудь «этакое»! Если мне не изменяет память, он, как и почти все его уникальные, «коллекционные» сотоварищи – просуществовал в стенах родного Арха весьма недолго, что-то около двух лет….
Всплыл Стребков на звездном институтском небосводе довольно быстро….
Его восхождение - к анналам народной славы - началось с мужественного и романтичного дебюта: он и его друг Виталик подрядились на какую-то героическую «халтуру».
Они взялись копать - то ли траншею, то ли канаву - вдоль улицы Восточной.
Естественно это вызвало живой интерес среди обитателей общаги. Надо знать тех ехидных сволочей, которыми просто кишело наше бедное общежитие № 2, чтоб понять: о князе Игоре, то есть Стребкове, и его непокорной подруге, Канаве - буквально сразу же стали слагать нетленные произведения народного студенческого эпоса: саги, сказания,
легенды….
* * *
Дело было глубокой осенью, но Виталик и Стребков мужественно вышли к барьеру этой легендарной дуэли…. Наперекор осенним ветрам и бьющему прямо в лицо – мокрому снегу, они, ни секунды не раздумывая, взяли в свои руки – ломы и лопаты, и принялись рыть этот рукотворный Гранд-Каньон.
Для обогрева, а также для ускорения процесса, наши покорители земель – были вынуждены топить костры - в районе своих раскопок.
Естественно, это придало ещё больший ореол таинственности и колдовской славы бедному Игорю и его компаньону. Общаговские летописцы просто сходили с ума, ежевечерне комментируя работу одержимых проходчиков.
Но народу нужен был и живой контакт со своими героями, и самые одержимые поклонники этого землеройного тандема, будучи в сильном подпитии, навещали раскопки.
Вся эта мистическая эпопея - длилась чуть больше месяца, и многие общаговские остряки и юмористы ходили по вечерам – «смотреть на Стребкова», как ходят в большие театральные салоны: смотреть на Гафта или Калягина.
Иногда туда гуляли – даже с барышнями, подобно тому, как дворяне, совершали свой вечерний моцион: в Одессе – по Дерибасовской, в Питере – по Невскому, в Пятигорске – к нарзановым источникам….
Очевидцы рассказывали, что картина была очень зрелищной….
Стребков, голый по пояс, как древнегреческий бог огня Гефест, раз за разом вонзал свой острый лом – в мёрзлую уральскую землю, и пламя костров – играло бликами – на его могучем торсе. Виталик же, уступающий в немой энергетике напарнику, был слабой копией архитектурного исполина….
Но, тем не менее – творческий дуэт работал очень слаженно, напоминая собравшимся зрителям – далёкие времена горького каторжанского произвола, которым издревле славились здешние угрюмые места.
Когда же они вдруг останавливались и вздымали руки к звёздному небу, разминая свои затёкшие чресла, то их величавые фигуры напоминали зрителям – двух покорителей уральского хребта – Василия Татищева и Вильгельма де Геннина, воскресших из небытия…. Воскресших и воочию представших перед нами, чтобы вновь наладить успешную работу знаменитой Горной канцелярии и местных казённых заводов.
По слухам, ночные раскопки на Восточной были очень похожи на таинственный театр теней. Там, в этом сказочном мире - сэнсей Стребков и сёгун Журавлёв,
демонстрировали очарованным зрителям – этот мифологический перфоманс. Монотонные удары их ломов – навевали запоздалым прохожим, грустные мысли: то – о вековом проклятии демидовских каторжан, то – о таинственных гробокопателях эпохи принца Гамлета.
2
Потом два будущих зодчих - долго не могли получить деньги за свой титанический труд, ибо за этими деньгами стоял некий посредник, дальний родственник Виталика, студент медицинского института…. Его слава, как начинающего афериста, была широко известна, и катилась далеко впереди своего создателя.
Надо добавить, что оба работника, этого архитектурно-траншейного дуэта, неслабо заикались, что позволило мне сотворить с ними одну небольшую шутку, из разряда тех, что в то время, и в тех стенах – считались вполне допустимыми, и не особо осуждались.
Разумеется, согласно требованиям неписанного этикета, я выкинул свой юморной фортель, когда все эти былые землеройные страсти - наконец-то улеглись, и прежние раны, оставленные драматичной раскопочной эпопеей – уже надёжно зарубцевались.
* * *
Спустя пару месяцев после завершения знаменитой «халтуры», я вышел, во время институтского перерыва, покурить на лестничную площадку. Там было достаточно много народу.
Среди курящих и беседующих стояли и оба покорителя уральских земель.
- Ссстттреб-ккккофф…. – Сильно заикаясь, начал я. - Ха-ха-хаа - хххалт-тттура есть!
Курящий народ сразу стих и прислушался: любые «халтуры» среди студентов ценились на вес золота, особенно, особенно, когда не надо искать заказ, а он сам приходит в руки.
Стребков, сразу же уловил мою иронию с заиканием, однако волшебное слово «халтура» заставило его сдержаться и – не послать меня подальше.
- Кка-аккк-ая? – С корыстным предвкушением спросил он.
- Кка - анаву…. Дддо Ччелл - яббинска пррр-орррыть! – Радостно выпалил я.
Все вокруг засмеялись, а Стребков пробормотал в мой адрес – какое-то незлобивое ругательство.
3
Вообще, человеком он был – крайне добродушным, незлобивым, и многие наши выкрутасы – сходили нам с рук.
Так, например, живя и кочуя в нашей секции, он как-то собрался идти в душ, и, взяв большое махровое полотенце, попросил меня – дать ему мыло. Сославшись на отсутствие мыла, я открыл свой большой шкаф, и предложил ему пасту – для чистки унитазов и раковин…. Она романтично называлась «Санита» – и продавалась в белой пластиковой баночке.
- А рраз-звве ею моются? – Удивлённо вскинув брови, спросил меня Стребков.
- Конечно! – С горячей убежденностью ответил ему я. – Конечно, Игорь! Чем же ещё мыться-то, если не этим?
Далее я повернулся к своему товарищу Сэнди, постоянному участнику многих совместных розыгрышей, и очень душевно спросил его:
- Саня, ты же мылся ею вчера? Как – она? Нормально моет?
Сэнди, полулежащему на моей кровати – объяснять ничего не надо было. Он и так – всё понимал с полуслова. Чуть-чуть привстав на кровати, он наклонил к Стребкову свою русоволосую голову, и убедительно потрепав пальцами чистую чёлку, уверенно изрёк:
- Отлично моет! Вчера голову помыл – смотри сам, какие волосы чистые!
Последние сомнения оставили Игоря. Наглядный пример убедил его лучше всяких слов.
Стребков, взяв пасту, с довольным лицом, отправился в душ – куда-то на нижние этажи. К нам, до девятого этажа, вода, увы – часто не доходила….
Мы обычно бегали купаться вниз, в женские секции, где вода поступала в душ бесперебойно, да и сами душевые кабины были чистыми и уютными…. Не в пример – нашим.
* * *
Спустя пару минут, после ухода Стребкова, в мою комнату ворвались две возмущенные девчонки с нашего курса. В руках они держали – знакомую баночку с пастой «Санита».
– Идиоты! – Заорали они на нас, прямо с порога. – Ладно: он ничего не соображает, но вы-то должны думать – с чем вы человека в душ отправляете! Вы ещё б ему – бутылочку с ацетоном дали!
Немного проорав на нас, они убежали.
Иногда вода достигала и девятого этажа, и тогда Стребков ходил мыться – в наш душ.
Купаться он безумно любил! Нас с Сэнди, очень раздражало его демонстративное блаженство, и мы, скрипя зубами, слушали: как он там, в душе, хрюкает и плескается! Так и не сумев смириться с этим, мы придумали для себя - весёлый аттракцион.
В основу его был положен известный принцип сообщающихся сосудов. Главная роль в этом сценическом действии – как и положено – была отведена Стребкову.
* * *
Сэнди вставал на кухне, а я – в умывальнике. Наш секционный душ располагался как раз – между нами. «Гусак» душа – был намного выше обоих кранов: и кухонного, и в умывальнике…. Далее, по боевой команде «Оп-пп!» - мы синхронно, разом, – открывали один и тот же кран – например, холодной воды. Давление воды резко падало! Судя по визгам и громким воплям Стребкова – бедный бегемотик неожиданно оказывался в самом пекле – нашего рукотворного гейзера!
Когда же, наконец, он приходил в себя, и устанавливал – там у себя – новый температурный баланс, мы, вновь, разом, по команде – открывали краны – но уже – с горячею водой!
Теперь наш бедный подопечный оказывался – уже в роли полярника, упавшего в холодные арктические воды….
Крики и мат из душа, достоверно свидетельствовали – о нашей слаженной работе!
Когда же вся эта процедура – с контрастным душем – нам окончательно надоедала, мы залазили в туалет, находили там, под унитазным бачком – магистральные краны и, уже окончательно перекрывали воду – зарвавшемуся оккупанту!
И приходилось, ему, намыленному – на нижние этажи - нагишом бежать!
4
Спал он обычно на полу. Выглядело это так.
Мы где-то раздобыли надувной туристский матрац, в зеленую и красную полосочку….
И, как оказалось, этот легко трансформируемый инвентарь - оказался чрезвычайно полезной для хранения - штукой. Когда мы выпускали из него воздух - он превращался в плоский квадратный блин... Зато - когда мы его накачивали тугими атмосферами – он становился поистине царственным альковом для дорогого гостя – Стребкова.
Компрессоров в нашей общаге было – хоть отбавляй, и проблем с волшебным надуванием – у нас не было.
* * *
Утром, мой дисциплинированный сосед Радик, просыпаясь ровно в восемь часов, вежливо, но убедительно - говорил спящему Стребкову: «Игорь, вставай!»
Он его всегда, первые пять-шесть раз – Игорем называл.
Радик, каждый раз – с наивностью фанатика верил, что ему удастся пробудить это монолитное изваяние, и они вместе двинутся на занятия в институт.
Но, вскоре, уже в сотый раз, разочаровавшись в своих надеждах, он решительно переходил – на пресловутый административно-командный стиль.
- Стребков, вставай! – Рычал он сверху на безжизненного собрата. – Вставай, бл…. блин…. Вставай, я кому сказал!
После этой фазы – вербальное воздействие на Стребкова – заменялось физическим!
Выглядело это так.
Из-под одеяла, прямо на могучую лобную кость спящего бронтозавра, спускалась волосатая нога. Зафиксировавшись – в где-то районе стребковской переносицы, теплая ступня – начинала постепенно раскачивать его безжизненную голову. Крутящий момент и амплитуда вращения ноги - постепенно увеличивалась…. Но безжизненный Тутанхамон на это не реагировал!
Эффект тщетной попытки – разбудить Стребкова был примерно тот же, как и желание растолкать спящую мумию, пребывающую в вечном сне – где-нибудь в саркофагах Эрмитажа.
В любом случае, весь этот триллер, можно было смотреть (и слушать!) с большим интересом…. Как вечно ненадоедающий фильм – вроде «Иронии Судьбы», или «Кавказской пленницы».
Завершалась попытка разбудить Стребкова – обычно истеричным монологом, состоящим, в-основном, из отборного мата.
После этой речи, уже просыпались все соседи в нашей секции, и милые девочки-студентки, живущие этажом ниже.
Сам же Стребков – был совершенно безучастен к происходящему.
Взбешенный Радик быстро одевался и уходил на занятия.
Спустя пару часов – просыпался и Стребков.
После пробуждения он шёл умываться.
Процедура умывания – занимала у него почти час. Она была довольно шумной, и, как я уже говорил – неизбежно сопровождалась очень энергичным фырканьем, хрюканьем и кряхтением…. Зато – от неё веяло неистребимым человеческим оптимизмом.
После чего, примерно к третьей паре, студент Стребков – отбывал на занятия в родной институт.
5
Один раз, мы с Вольдемаром Костиным, довольно рано вернулись в общагу.
Время было около двух часов дня, но Стребков, как и следовало ожидать - ещё спал.
Более того, он перебрался со своего пневматического лежака, на уютную кровать Радика. Наглухо укутанный одеялом, Игорь мог бы послужить великолепной рекламной иллюстрацией - для медицинской фирмы, выпускающей снотворные препараты.
Но, главное было – не в этом.
Забравшись к Радику в кровать, он спародировал страсть последнего – засыпать по тихую музыку магнитофона.
Неувязка была в одном: Радик спал довольно чутко, и при завершении музыки он просыпался, и отключал свой магнитофон катушечный «Маяк».
Стребкову же, с его могучим сном, эта задача была не по силам….
Поэтому, когда мы с Костиным заглянули в комнату, то картина нам предстала следующая. Провод с наушниками, тонул в пучинах одеяла там, где находилась голова меломана Стребкова.
Сам же магнитофон – продолжал работать. Одна бобина, лишенная пленочной тяги сиротливо застыла в неподвижности. Другая – одиноко вращалась, циклично шлепая развевающимся хвостиком пленки – по выступающим штокам и ручкам.
Костин, заговорщицки махнув мне рукой, тихо прокрался в комнату.
Неслышно нажав клавишу, он остановил магнитофон. После чего, с предельной осторожностью, Владимир поменял бобины местами. Аккуратно вставив пленку, он установил её для воспроизведения…. А уже потом - довел все ручки громкости - до максимума!
Щелкнув кнопкой включения, он крадучись покинул комнату… Мы, прикрыв дверь, примкнули к ней, слушая: что же будет дальше?
Через несколько секунд - послышались громкие аккорды музыки. Звук доносился до нас – через дверь – из-под толстого одеяла, из наушников! А, эти наушники, в свою очередь, были надеты – на экспериментальную голову Стребкова!
Через несколько мгновений, мы услышали судорожное скрипение кровати, и, следом – раздался громкий щелчок выключателя магнитофона.
Мы чуть приотворили дверь, и заглянули в комнату.
Ошарашенный Стербков сидел на кровати, и оторопело смотрел куда-то мимо нас. Глаза его отсвечивали безумным блеском, волосы были всколочены…. Он напоминал собой – персонажа фильма ужасов, воочию узревшего какое-то жуткое видение – вроде графа Дракулы!
В исторической живописи столь же безумно выглядит Иван Грозный, сгубивший собственного отпрыска…. Однако, для передачи всего сгустка эмоций, отображенных на безумной физиономии Стребкова, Репин, пожалуй, был бы слабоват.
Мы с Костиным закрыли дверь и убежали.
6
Вскоре прежние страсти улеглись, и судьба уже подкинула нам новый сюжет, связанный с именем нашего уникума.
В тот день мы пришли с занятий – уже с Сэнди.
Стребков, как всегда, безмятёжно спал, а на столе лежал большой карандашный рисунок, исполненный на половинке листа ватмана.
Рисунок был непроработан, и, по характеру, больше напоминал эскиз, набросок….
* * *
Я держал это бледное творение в своих руках, и сразу понял, что рисунку явно не хватало размаха, штриха и авторской уверенности.
Время исправить этот недостаток у нас было: его хозяин крепко спал. Таким образом, нам, добровольным помощникам – серьёзных помех, он создать не мог.
Чем мы незамедлительно воспользовались.
На рисунке был изображён торс обнаженной гипсовой Венеры. Он, судя по рисунку, стоял на деревянном постаменте.
Венера была – безрукою, безногою и безголовою….
Она – словно взывала к нам: «Дорисуйте же меня, ребята, ну дорисуйте, мало того, что мне голову и руки оторвали, так ещё и дорисовать меня – никто, по-человечески, так и не сподобился!» Нам стало жаль богиню. Ну, и конечно, обессиленного автора рисунка, спящего в метре от нас.
Мы кинули в угол свои дипломаты и засучили рукава…. Стать первым реставратором стребковского шедевра – выпало мне.
Груди Венеры показались мне скучноватыми и чересчур скромными…. Я решил начать именно с них…. Собственно, ничего другого и – не было!
Левую грудь Венеры, я быстро увеличил до размеров стандартного футбольного мяча…. Она, эта грудь – словно налитой спелый плод, прямо таки пузырилась – над пуповиною онемевшей от счастья богини.
Нанеся на реформированный фрагмент женского тела, соответствующие блики и тени, я передал эту эстафету – потирающему от нетерпения руки – наследнику великого Дюрера – Сэнди.
Тот, уязвленный моей смелой трактовкой мифологического образа, с не меньшим рвением – принялся за дело.
Ему, соответственно, – досталась правая грудь….
И он вложил в эту грудь – всю свою нерастраченную экспрессию Я стоял рядом, и помогал товарищу по цеху – горячими советами и деликатными замечаниями.
* * *
В отличие от «моей», «его» грудь – тугим пожарным брандспойтом – сползала на край кафедрального табурета, и, грузно перевалив через этот край – огромным налитым арбузом – висела в пространстве между самою Венерою и полом.
Я ахнул от зависти! Сэнди – превзошёл меня!
Хотя торс Венеры был безногим, но, если б можно было, мысленно, представить себе эти ноги, то, воссозданная Сэнди грудь, вполне б достигала – их колен!
После композиционного решения образа в целом, мы приступили к изнурительной штриховке…. Она должна была придать нашему модернистскому шедевру – вполне благопристойный и классический вид.
7
Наконец, наше творение было готово….
Осталось ждать пробуждения восторженного Стребкова и его нежных, полных благодарности, слов.
Однако, все получилось несколько иначе.
Проснувшийся Стребков – флегматично бродил по комнате и секции в трусах целый час, потом, столько же – умывался. На наше творчество он, поначалу, вообще не обратил – ни малейшего внимания.
Уже чуть позднее, когда туалетные процедуры, наконец, были закончены, он, шумно сопя, подошел, к столу….
И, наконец, – он увидел «свой» рисунок!
Судя по внезапно застывшей в воздухе тишине, дыхание его полностью остановилось! Он, словно сфинкс, безмолвно взирал на собственный шедевр…. Да, да – ведь под ним стояло его собственное имя: «Стребков И. гр. 102.»
Игорь остолбенело смотрел на своё творение, и не мог понять – какие же космические силы – правили его рукой? Мы с Сэнди – смущенно молчали.
Немая пауза длилась достаточно долго…. Стребков напоминал русоволосого норвежского викинга, к которому акушерка вынесла негритёнка…. При этом – настойчиво уверяя изумленного папашу, что это – его родной сын!
Он, с недоумением разглядывал собственный рисунок, и не узнавал своего младенца!
Затем он начал покачивать изумлённой головой – то вправо, то влево…. Он, видимо, полагал, что подобные манипуляции – позволят видоизменить изображение…. И рисунок, словно картинка на голограмме, тоже изменится.
Но, судя по его остолбенелой роже – ничего не менялось!
* * *
– Гос-с-с - по - дди! - Наконец выдавил он. – Там в-в-веддь… н-н-не т-так!
Я подошёл к нему, и, насупив брови, стал внимательно рассматривать лист – как эксперт Эрмитажа….
Не находя никаких причин, чтоб усомниться в подлинности шедевра, я пожал плечами, и пристально посмотрел на него, как бы сообщая Игорю всею энергетикой: «А что тут, собственно может быть не так? Тысячи спецов до тебя проверяли – и всё так было! Недоверчивый ты наш!»
Сзади к нам неслышно подошёл Сэнди.
Взяв у Стребкова рисунок, он пристально просмотрел на него, и оскорблено хмыкнул:
- Не так? А что тут, собственно – не так? Мы ж её уже на занятиях рисовали – такая она и есть! Прямо не рисунок – а будто фотография получилась!…. Здорово, у тебя, Игорёха, вышло! Просто копия!
С ватмана на нас смотрел мастерски отшлифованный торс древней богини Венеры. Её кожно-венерическое покрытие – вовсю сверкало телесными бликами, словно её усиленно натирали дорогим трансмиссионным маслом.
Правая грудь богини, выпученная словно шар, свисала до самого края постамента, и завершалась – где-то в районе пупка. Стой в эту минуту, рядом со Стребковым, знаменитая Памела Андерсон, её б наверняка хватил удар - от женской зависти к античной сопернице.
Правая же грудь, лоснясь, словно перекормленный удав Боа, сползала к краю фанерного табурета, и лениво перевалившись через него, свисала вниз – огромною каплей.
- Всё так! – Ещё более уверенно заявил Сэнди.
Им двигала обида уязвлённого творца. И он твёрдо добавил, глядя на ошеломлённого Стребкова:
– Правдивость изображения – изумительная!
8
Стребкова же, судя по всему, раздирали противоречивые чувства.
С одной стороны, он прекрасно видел, что нарисовано – много, старательно и хорошо!
Однако, такая экспансия женских грудей его пугала; но, не будучи специалистом в этой отрасли естествознания, он как-то смутно догадывался, о наличии в данной работе – некой художественной гиперболы….
Его пугали эти, извините, – внезапно разросшиеся сиськи Венеры!
Он, конечно, понимал, что всякий художник имеет – неотъемлемое право на собственную трактовку образа, но…. он подсознательно понимал, что пока он беспечно почивал, мы с Сэнди вполне могли приложиться – к его рисунку….
А там как он сам не обременял себя посещением родного института, то и крыть ему – было нечем! Откуда он знал – какого размера груди – у настоящих богинь?
Но каким бы тугодумом не был Стребков, и каким бы значимым не был наш художественный авторитет, он выбрал вполне рациональное решение.
Схватив со стола спорный рисунок – он умчался с ним в коридор, чтоб услышать мнение – других профессионалов.
Буквально спустя минуту его – это мнение – услышали и мы!
Где-то неподалеку, за приоткрытою дверью, послышался первый всплеск гомерического хохота. Вскоре к задыхающемуся в истерике голосу, присоединился второй, тут же третий….
Вскоре – целый хор заходящихся от дикого хохота голосов - доносился из коридора!
Создавалась впечатление, что вражеская разведка запустила в нашу секцию – целое облако веселящего газа, и у её обитателей наступил приступ массового психоза!
Мы с Сэнди обменялись молчаливыми взглядами и это было – немое совместное коммюнике, которое можно было б озвучить так: «Ну, и что тут смешного? Мы, два мастера классического рисунка, ухайдакали целый час, чтоб из какого-то блёклого полуфабриката – создать настоящий шедевр…. И вот теперь он – устраивает нам показательный экзамен? Да есть ли у него совесть после этого?»
* * *
Совести у Стребкова, видимо, совсем не было, потому что, спустя минуту, он вернулся в комнату и схватив резинку, стал безжалостно уничтожать – налитые груди древнеримской богини.
Так, у нас на глазах, едва появившись на свет, погиб один шедевров античного модернизма. Все это было ужасно!
Злобный догматик Стребков в считанные минуты уничтожил – созданные нами – вековые символы плодородия и материнства!
9
Расстроенные, мы взяли два пустых холщовых мешка, и отправились по женским секциям, где было дикое изобилие – пустой стеклотары….
И, уже спустя двадцать минут, грохоча наполненными мешками, мы дружно шагали к местному пункту приема стеклотары…. Этот источник творческой радости, расположенный в маленьком магазинчике, не раз помогал нам – конвертировать пустые бутылки – в полные, а далекую мечту – в близкое счастье!
Заодно – нам удавалось прикупить и немного провианту.
Нам надо было немного выпить, чтоб пережить случившееся….Великое творение погибло. На душе было грустно и гадко.
Но, после того как приемщик стеклотары отслюнявил нам – законные четырнадцать рублей, наше настроение заметно улучшилось….
И, вскоре, оно органично трансформировалось – в желание мстить, мстить и мстить негодяю – за поруганное искусство, за бедный образ – безрукой, безногой и безголовой богини.
Пепел старого Клааса стучал в наших оскорблённых сердцах….
* * *
Но расстройство наше – было недолгим. Буквально спустя пару дней, мы с Сэнди, обнаружив на столе – чей-то эпюр по начертательной геометрии, который назывался «Тени в перспективе», также оказали автору этого чертежа – незамедлительную помощь.
В итоге тени, уходящие в перспективу от небольшой часовенки на эпюре – извивались и стелились столь причудливым образом, что любой художник-авангардист – умер бы от зависти.
Даже сам автор чертежа – а им оказался, конечно же, Стребков – в изумлении ахнул!
Человек, абсолютно далёкий от начертательной геометрии – как впрочем – и от всех остальных наук, он, в очередной раз проснувшись после обеда, в очередной раз – оцепенел – увидев свой, «отреставрированный» нами, уже начертательный, шедевр.
Тени, на его революционной работе, не просто извивались вокруг несчастной церквушки, словно десяток змееподобных лент Мебиуса, – им была придана строгая научная гармония.
Это была великая иллюзия. Мы нанесли на этот сумасшедший чертёж все необходимые детали, прямо указывающие – на многочасовое и технически выверенное построение! Со всеми точками, изломами и тонкими линиями, неумолимо доказывающими прохождение тени именно в этой точке, и – именно по такой причудливой траектории, спирали.
Увидев всё это, Стребков недоуменно почесал затылок, однако, уже наученный горьким опытом, нас – в качестве экспертов – привлекать не стал…. Он неслышно свернул свой чертёж, и смылся куда-то вниз, видимо – на восьмой этаж, где девчонки из его группы – помогли ему во всём разобраться.
Нам он – уже не доверял.
10
То ли вторым, то ли третьим – по последовательности – проектом, предлагаемым студентам Арха, на первом курсе – была так называемая «отмывка». Это был проект, где отрабатываются, в первую очередь, технические навыки по грамотной передаче студентами – своего творческого замысла.
Иначе говоря, это было – точное, скрупулёзное воспроизведение на ватмане – фрагмента колонны древнегреческого или древнеримского архитектурного ордера…. Из тех, что отражены в трудах античного классика – Витрувия.
Суть данной техники состояла в многократном, многодневном, попросту – изнурительном нанесении одного слоя слаборазведенной туши – за другим…. До воссоздания умопомрачительного, гиперреалистичного эффекта.
Некоторые институтские мазохисты настолько преуспевали в этом, что «отмытые» ими колонны визуально смотрелись натуральными, и по реалистичности изображения – даже превосходили настоящие.
Так и хотелось потрогать их рукою – настолько достоверно отображались они на ватмане. Серовато-просвечивающие тени – хранили в себе отголоски древнего эллинского тепла, а витиеватые римские ордера, причудливо извивались, словно вываливаясь – прямо на зрителя – своими растительными орнаментами.
Для большего эффекта обычно использовалась знаменитая китайская тушь. Она давала изображению – большую глубину и прозрачность, наполняя проект поистине божественным свечением.
* * *
Естественно, Стребков тоже не захотел оставаться в стане отсталых проектировщиков, и тоже решил исполнить свой проект – китайской тушью…. О ней он – уже не раз слышал от своих восторженных сокурсников.
Розыск этого поднебесного раритета – он решил начать с меня.
- Д-д-ди - дди- м-м-а! – Спросил он меня, заглядывая в мои тёплые, отеческие глаза, – а у тебя е-е-сть – ккки-ттт-айсс-скк-кая тттушшь?
Я сделал небольшою паузу, и, наконец, найдя нужное решение, уверенно кивнул головой. В такие минуты – перед каждым очередным надувательством – мне приходилось выглядеть перед Игорем – предельно честным и серьёзным человеком.
- Есть где-то! – Твёрдо ответил я. – Только, надо поискать её в шкафу!
Далее, я залез в головою – в недра своего шкафа, и долго копаясь в нем, наконец-то нашёл, то, что искал. Это был толстый короткий кусочек жирного рисовального соуса, завернутого к серебристую фольгу.
Незаметно переместив его в карман спортивных штанов, я вылез из недр шкафа, и выпрямился.
- Нету…. Может я её – дал кому-то? Кто-то – вроде недавно просил её у меня! – Растерянно вымолвил я. - Сейчас подожди, я спрошу у Мотора, по-моему – это он – у меня её взял!
Далее я действовал – по придуманной схеме.
11
Я знал, что Стребков – как, кстати, и я – никогда еще не видел – как выглядит в первородном виде она, эта самая китайская тушь! Вот я и решил – воспользоваться этим обстоятельством!
Метнувшись к 904-й комнате, я приоткрыл её дверь, и, с удовлетворением убедился, что Сафон – дома. Это было главное!
Вячеслав философски возлежал на своей кровати, разглядывая потолок, и лениво ковырялся в носу. У его изголовья висела – собственноручно изготовленная им картина, где вечнозеленые ели, на вечнозеленом фоне – тонули в безумном вихре вечнозеленой пурги. Столь необычная авторская трактовка придавали картине особый, мистический смысл.
Я знал, что Сафон поддержит меня – в задуманной афере.
И, ничего лишнего – ему объяснять не надо!
* * *
Сафон, в отличие от нас, не страдал тягой к избыточному идиотизму, однако к любому здоровому начинанию в этом направлении он относился – вполне лояльно…. И, при необходимости – был неплохим ассистентом.
- Слава, Стребков тушь китайскую ищет! – Торопливо забубнил я прямо с порога. – Слава, я вот – нашел жирный соус, дай ему – вместо туши! Вместе поприкалываемся, как он будет его – водою разводить!
Сафон мгновенно сообразил, что от него требуется, и, приподнявшись на кровати, как античный герой – указал мне на одну из книжных полок, развешанных вдоль стен.
– Положи его вон туда, между книг. И веди Стребкова ко мне!
После чего я задумчиво вернулся в свою комнату, и столь же задумчиво – уселся на краешек своей кровати.
- Блин, – спустя минуту, сокрушённо сказал я Стребкову, - ту тушь, что я давал Мотору – он уже израсходовал! Ну, у кого, у кого же – она ещё может быть? Подожди, Игорь, дай я посижу, подумаю: у кого ещё из наших ребят – может быть китайская тушь?
Я подпер голову кулаком, изображая из себя роденовского мыслителя. Стребков смиренно стоял рядом. Его глаза были наполнены надеждой.
Наконец я, «внезапно осенённый», вскинул просветленные глаза к потолку и, хлопнув себя по лбу, воскликнул:
- Господи! Да, да, вспомнил! Вспомнил, наконец! Это же – Сафон! Конечно, у Сафона! Это ж он, Сафон - позавчера хвастал, что ему удалось достать где-то – немного китайской туши!
12
Мы вместе отправились к Сафону.
Я – уверенно, впереди, Стребков сиротливо, по-бабьи, семенил рядом. Отворив дверь в сафоновскую комнату, мы вошли.
– Слушай Слава, – обратился я к Сафону, – выручай! Игорю срочно нужна китайская тушь…. Дай, ради бога, хоть немного! Нужно, очень нужно, понимаешь: человеку проект делать надо!
Сафон – полными бесчувственного равнодушия глазами – рассматривал нас, переводя взгляд то – меня, то – на Стребкова. Туда и обратно.
Чувствовалось, он мучительно размышляет – делиться ли с нами последними граммами – драгоценной китайской туши.
– Вв-выырр- ууччай, Сс- ллавва… Нн-ну, ппо-по- по –зарез, поз-зза- рез нн-нн-надо! – Взволнованно подтвердил Стребков, видя, что прижимистый Сафон колеблется.
Сафон, обречённо вздохнув, слез с кровати, и стал, ворча, шариться на книжных полках, отыскивая затерявшуюся тушь.
Наконец он, с большим трудом – обнаружил её.
Я увидел в его руках знакомый цилиндрик – завернутый в серебристую фольгу.
– Ты хоть знаешь, как её разводить-то нужно? – Глядя прямо на Стребкова, спросил Сафон.
Тот молчал.
- Берёшь маленькое зеркало, и сильно трёшь – кусочком туши, по его обратной, шершавой стороне. Макнешь её вводу – и снова трёшь! Надо – над стаканчиком с водой! Чтобы чистый раствор – от трения – туда, в стаканчик, с зеркала стекал! Понял?
Стребков молча кивнул.
- На! - Сафон подал ему черный кусочек соуса. – Что останется – обратно принесёшь!
* * *
Тут требуется сделать небольшое пояснение.
Дело в том, что в отличие акварели, или, например, рисовального угля, в состав соуса входит такой компонент, как жирное вяжущее. Рисовать им, соусом, можно, но вот растворить его в воде – нельзя.
Это всё равно, что пытаться растворить в воде шоколадное масло, оконную замазку, или пластилин.
Стребков же, взяв где-то небольшое зеркальце, ушёл на кухню: растворять китайскую тушь – по сафонскому рецепту.
У него, естественно, ничего не получалось. Но, хитрый Сафон – на достигнутом не успокоился, и решил пойти дальше.
13
Спустя пять минут он вышел на кухню и закурил….
Потом, брезгливо и скептически посмотрел – на бесплодное занятие Стребкова. Тот, с одержимостью древнего Сизифа тщетно пытался растворить в воде – нерастворимый соус.
Потом, словно не выдержав, Сафон – на правах старшего товарища, раздраженно сказал:
– Дай-ка, я попробую!
Наклонившись над стаканчиком с водою он быстро и энергично – потёр непокорным кусочком соуса по мокрому зеркалу, и с его шероховатой поверхности в в стаканчик быстро закапали – тёмные капельки туши! Стребков в изумлении вытаращил глаза!
Сколько он не бился – ничего подобного у него не выходило! А тут – раз! раз! – и дело пошло!
* * *
Секрет был прост. Сообразительный Сафон загодя, у себя в комнате, отковырял ногтём кусочек настоящей китайской туши! Которая, в отличие от соуса – очень легко растворялась в воде.
Соприкосновение ногтя, а вернее – сгустка туши, засевшей под ногтём – с водою, и вызывало нужный эффект…. А вовсе не усиленное трение соусом о зеркало, которое так усердно демонстрировал пораженному Стребкову – искушенный аферист Сафон.
Вода в стаканчике, естественно, – моментально потемнела.
– Сильнее, надо тереть, Игорь, сильнее! Силы, что ли – у тебя совсем не осталось? – Пренебрежительным голосом сказал Сафон, и, бросив зеркальце на стол – перед ошарашенным Стребковым, важно удалился в свою комнату.
Тот, с изумлением, посмотрел – вслед уходящему покорителю заграничной туши. После чего – он с утроенной энергией принялся тереть, что есть сил – непокорный соус!
Как мы узнали позднее – он сломал три зеркальца.
Соус, однако, так и остался непобеждённым!
14
Последнее упоминание о Стребкове до нас – донесла беспокойная людская молва.
Его имя прозвучало на большом общеинститутском собрании. Такие форумы традиционно проводились раз в году, иногда к ним добавлялись какие-то не менее звучные мероприятия, вроде заманчивой дискотеки.
Мне не посчастливилось навестить этот высокий конгресс, однако два эпизода, пересказанные его участниками – очень заинтересовали меня.
Первым было упоминание о моем антикварном шкафе, обильно обклеенном нереализованными талонами: на колбасу, масло, мясо, мыло, молочные продукты, - и ещё бог знает что.
Так вот, когда на этом благородном собрании – кому-то из руководства нашей Альма-матер – задали из зала вопрос: почему иногда задерживают выдачу талонов на продовольствие, то, кто-то из боссов нашего института, быстро парировал в микрофон: «…У вас, в общежитии № 2, в одной из комнат, стоит шкаф – сверху донизу обклеенный этими самыми талонами, которых вам, якобы – так катастрофически не хватает! Вы же ими шкафы обклеиваете!»
Эту реплику – тут же донесли до меня….
Поначалу мне было неуютно, что мой бедный шкаф полез вверх по рейтингам популярности, тем более – весьма нежелательной…. Однако, со временем, когда первые тревоги схлынули, его трепещущий талонами фасад приносил мне тихую радость, как нежная коллекция бабочек или коммунальных махаонов.
* * *
Второй эпизод, произошедший на этом шумном общеинститутском конгрессе – касался именно нашего скромного героя, духовного пасынка мировой архитектуры – Игоря Стребкова.
Его высокое имя прозвучало, когда, в своем пламенном выступлении, декан факультета общеобразовательной подготовки товарищ Золотухин, гневно изобличал студенческие пороки.
Остановившись на таком популярном в студенческой среде, и очень гадком увлечении – как пьянство, он привел красноречивый пример, как студенты Арха, прибыв на какой-то крупный комсомольский съезд, вместо того, чтоб проникнуться великими идеями чучхе, нажрались там, и вели себя – как последние сволочи!
«А студент Стребков – пытался получить своё пальто в гардеробе – по трамвайному абонементу!» - Подытожил свой монолог наш декан – красноречивым и поучительным примером.
Учитывая, что тот самый комсомольский собор – тоже проходил во Дворце Молодёжи, то Стребков, требуя выдать ему его зипун – по проездному документу, вместо традиционной гардеробной бирки, – грубо опорочил не только самого себя, как частное лицо, но и нанес сокрушительный удар – по репутации всего института!
По крайней мере, так считал – искренне возмущённый Золотухин.
Стребков же вскоре покинул стены родной Альма-матер, и, несмотря на внешний трагизм этого события, его, увы, следует признать скорее закономерным, нежели неожиданным….
* * *
Когда пройдут тысячи лет, и благодаря новейшим технологиям – кто-то захочет скрупулезно восстановить историю, то, наверняка среди тысяч других монументов, памятных стел и прочих увековечиваний – в районе нынешней улицы Восточной – появится небольшой памятник – скромному студенту Арха….
Прообразом памятника вполне может стать и самобытный студент Стребков….
Он, по замыслу ваятеля, словно древнегреческий Бог – будет вонзать свой огромный карающий лом в упрямое чрево – непослушных уральских недр.
И игривые блики вселенских зарниц будут весело прыгать – по рельефам его бронзового тела, напоминая им, космическим пришельцам, что и у нас, на Урале – были свои античные герои….
Свидетельство о публикации №208040100299