Апрельский домовой

Бабушка приехала из деревни поздним ноябрьским вечером, когда девочка уже спала.

Увиделись они лишь утром. Обняв бабушку и расцеловав в обе щеки, девочка спросила:

- Бабушка, а ты надолго к нам в город?

- До весны, внученька. Зимой в деревне делать нечего. Вот и дедушка поехал в Сибирь, навестить однополчан.

- Значит, Новый год ты встретишь с нами?! Как здорово!

…Весело прошли праздники, незаметно закончилась зима, наступил март. Как-то раз девочка проснулась среди ночи из-за каких-то непонятных звуков. Поначалу ей показалось, будто плачет кто-то. Но нет, все спят, плакать некому. Кот Васька мявает? Нет, не похоже! Девочка спросила маму и папу, не слышали ли они чего-нибудь? Родители лишь пожали плечами. Только через неделю девочка вспомнила, на что похожи неизвестные звуки. Прошлой весной к ним приезжал погостить мамин брат. Он очень сильно сопел во сне. Но ведь сейчас сопеть некому!

Девочка решила понаблюдать. Вечером она легла в кровать, накрылась одеялом и затихла, будто спит. Только глаза прикрыла не плотно, маленькие щелочки оставила. И вдруг видит: в углу, прислонившись спиной к стене, сидит босой старик с седой бородой и в длинной красной рубахе. Росту невысокого, лица добродушного, смотрит не по-нашему. Длинные торчащие уши и все тело, даже подошвы и ладони, покрыты мягкой шерстью. Старичок спал с открытыми глазами и сопел так, что любой медведь позавидует. Девочка сначала испугалась, но потом задумалась: кто это? Она осторожно встала с кровати и на цыпочках направилась в сторону незнакомца. Глядь: а он уже не спит и внимательно на нее смотрит. Девочка снова заробела, но так как другого выхода не было, вежливо поздоровалась.

- А ты чегой-то не спишь? – проворчал тот.

- Не сердитесь, дедушка! Я проснулась оттого, что Вы громко сопели.

- Не серчай на меня, старика, ладно? Лучше давай знакомиться. Меня зовут Баламут. А кто ты, я знаю.

- Правда? - удивилась девочка. – Но, простите, кто Вы?

- и чему тебя в школе учат? Я – домовой! Мне 300 лет, живу в деревенском доме твоей бабушки и охраняю его. Когда она собралась в город, я спрятался в сумке и отправился с ней.

- Вот здорово! А я думала, что домовых не существует!

- Но-но, потише! Я ведь и обидеться могу! – Баламут замолчал и отвернулся.

- Не сердитесь, милый Баламут! Я ведь никогда не видела настоящих домовых.

- Ну, ты даешь, девочка, сразу видно, что городская! Я же никогда не сомневался в существовании людей. Почему, как думаешь?

- Ну, не знаю…

- Вот то-то.

Домовой помолчал, затем внимательно посмотрел на девочку и сказал:

- Забирайся-ка скорее под одеяло, а то совсем замерзнешь! На дворе, чай, не лето красное!

Девочка послушалась, а потом спросила:

- А почему Вы только сейчас появились? Ведь бабушка давно приехала?

- Мы, домовые, как медведи – на зиму впадаем в спячку, а весной посыпаемся. У меня, кстати, завтра именины.

- А как нужно вести себя в такой день?

- Все очень просто: часто разговаривать со мной, хвалить и восхищаться.

Иногда можешь делать вид, что ты меня испугалась.

Девочка наконец-то догадалась взглянуть на календарь, висевший над кроватью.

- Завтра же первое апреля! Как интересно: первое апреля – и вдруг Ваши именины…

- Все-то тебе нужно разжевывать, как маленькой! На книжной полке я вижу книгу «Энциклопедия славянской мифологии». Достань ее и прочти, я покажу где.

«Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Чтобы это выяснить, нужно погрузиться в прошлое. История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать в пословицах, поговорках, поверьях и приметах. Первого апреля наши предки справляли День пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму он, подобно многим животным, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. Приход весны ознаменовывался днем весеннего равноденствия 22 марта. Первого апреля весна приходила окончательно и главный дух –хранитель очага – домовой должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Когда мы долго спим, а потом неожиданно просыпаемся, то часто бываем недовольны. Малые дети вообще начинают капризничать. Вот и домовой после долгой спячки просыпается не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом. Как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, на ногах должны непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся. Со временем про встречу весны и умасливание домового забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Как осталась поговорка - первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему».

У девочки уже слипались глаза, она едва дочитала текст до конца и сладко уснула.

Весь следующий день прошел шумно и весело. Вечером девочка сказала:

- У меня скоро день рождения – 13 апреля!

Теперь домовому пришло время удивляться.

- Когда я был маленьким, твой прадед ездил в Таиланд и, вернувшись, рассказал много интересного. Например, тайский Новый год приходится как раз на 13 апреля.

- Как интересно! Расскажи подробнее!

- Что с тобой сделаешь! Слушай…

- Как и в других странах Востока, в Таиланде празднуют новый год - Сонгкран - с 13 по 15 апреля. Тайцы (особенно дети) выходят на улицы, прихватив с собой пару ведер воды, и со словами «С Новым Годом» поливают всех, кого встретят. Если улыбающийся таец польет водой твою спину или плечи, значит, он желает тебе счастья. Утро Сонгкрана начинается с похода в храм, где монахам преподносят домашние угощения, подчеркивая свое почтение к ним как к учителям и наставникам. После возвращения из храма наступает время омовения семейной статуэтки Будды чистой водой с лепестками роз и жасмина. Затем в знак уважения к старшим членам семьи льют воду на их руки. После этой церемонии семья садится за стол, чтобы насладиться праздничной трапезой.

- Здорово! – сказала девочка. – Я никогда не думала, что у меня такой веселый день рождения!

Через несколько дней родители повели девочку в театр на спектакль «Снегурочка» по любимой всеми сказке Островского. Домовой Баламут уговорил девочку взять его с собой. По дороге он сидел в сумочке, а во время представления невидимо для всех устроился на девочкином плече. Домовой не знал, что такое театр и постоянно вертелся, пытался разговаривать во время спектакля. Девочка была рада-радешенька, когда они вернулись домой. Баламут догадался, из-за чего девочка расстроена. И, чтобы отвлечь ее внимание от грустных мыслей, начал расспрашивать о сюжете спектакля. Девочка прочитала ему вслух сказку Островского и объяснила непонятные места.

- А почему Лель в спектакле – юноша? – Задал последний вопрос домовой. – Леля должна быть девушкой.

- Но почему? - Настала очередь девочке удивляться.

- Потому что завтра в деревне большой праздник – Лельник! Накануне Юрьева дня, с которого начинаются активные полевые работы, всегда чествуют богиню Лелю!

- Баламутушка, расскажи подробнее, мне так интересно! – Девочка и думать забыла про плохое настроение.

- Древние славяне 21 апреля отмечали Лельник. Местом действия становился холм неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Лели. Справа и слева от нее укладывались приношения: каравай хлеба, кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели песни, в которых славили Лелю как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. После праздника на холме разжигали костер, вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

- Вот так все и происходит, - закончил рассказ Домовой. Девочка ему ничего не ответила, так как сладко спала…

…Через некоторое время бабушка повезла девочку на все лето в деревню. Домовой отправился с ними: его каникулы и так слишком затянулись, а забот по деревенскому дому накопилось много.

…И опять девочка стала просыпаться по ночам. Это ее удивило: на свежем воздухе она всегда спала хорошо.

- Баламут, где ты? – спросила девочка.

- Я здесь, милая! – Домовой внезапно объявился рядом с ней.

- Ты опять сопишь по ночам, что случилось?

- Дело к тебе есть. Мне очень нужно, чтобы ты привела сюда лесное эхо.

- А где я его найду?

- В лесу, конечно!

…Утром бабушка отправила дедушку в лес за березовыми ветками – веники для бани заготавливать. Внучка попросилась с ним за компанию. В лесу девочка немного отстала и, пользуясь тем, что дед слегка туговат на ухо, позвала:

- Ау, Эхо, ау! Ау, Эхо, ау!

Вдруг сзади ей кто-то отвечает:

- Я здесь, что тебе нужно, милая?

Девочка оглянулась, но никого не увидела. Еще раз позвала Эхо. И снова кто-то сзади ответил:

- Да здесь я, здесь, не шуми!

Девочка снова оглянулась и снова никого не увидела.

- Да не вертись ты, как волчок! Разве ты не знаешь, что Эхо невидимое?

- Знаю, наверное. Но это я от неожиданности, - растерялась девочка, но сразу взяла себя в руки. – Меня к Вам послал Баламут, он…

- Не продолжай! Мне уже все ясно! Старый мошенник…

- А я вот ничего не понимаю!.. - расстроилась девочка.

- Я тебе сейчас все объясню, - ответило Эхо. – Баламут просто решил жениться, а нам с тобой придется его сосватать…

- Но почему он мне ничего не рассказал?

- У домовых в роду принято жениться на кикиморах. Вот он и подумал, что тебе будет проще общаться со мной. Кроме того, я в курсе его семейных дел.

- И что теперь?

- Ни о чем не беспокойся и спокойно иди домой. Все исполнится само собой: я это устрою. Прощай!

- До свидания!- сказала девочка, но ей никто не ответил…

Девочка оглянулась вокруг и увидела, что дедушка заканчивает собирать ветки. Она побежала помочь ему. Вскоре, уставшие и довольные, они вернулись домой.

- А веток-то вы сегодня намного больше принесли, нежели обычно! – восхищенно сказала бабушка.

- Нет, старая, как обычно! – Ответил дед. – Я в первый раз веники заготавливаю, что ли?!

Услышав этот разговор, девочка начала смутно понимать, что происходит. Она внимательно посмотрела на гору связанных веток и на одной из них заметила чьи-то глаза! Да, да, уважаемый читатель, приехала-таки в банном венике невеста!

- Бабушка, а можно я несколько веток себе возьму? – спросила девочка. Получив разрешение, она быстро побежала в дом. Положив ветки за печку, тихонько позвала:

- Дедушка Баламут! Дедушка Баламут! Доволен ли ты?

Ответа не последовало. А ночью, засыпая, девочка почувствовала, будто кто-то гладит ее по голове своею мягкою лапой… «Дедушка Баламут!» - ласково прошептала девочка и крепко уснула. До конца лета она отлично высыпалась, а, вернувшись в город, сильно скучала по Баламуту. Ведь они были настоящими друзьями!!!


Рецензии
Здравствуйте, сказочница Татьяна!

С Вашими сказками знаком по другим сказочным сайтам, часть из них попала в мою коллекцию. С удовольствием беру Вашу страницу на хранение.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
С уважением,
Хранитель Сказок.

Хранитель Сказок   27.10.2013 17:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.