Окститесь, авторы! Текст - не игрушка!

Окститесь, авторы! Текст - не игрушка! В ваших руках быть может судьбы людей!

в литературе меня всегда интересовало два вопроса...
... и самый главный - ее влияние на людей
откуда-то, видимо из предисловия к книжке, я узнала, что после выхода сентиментального романа Гёте "Страдания молодого Вертера", в котором главный герой бросается в реку от неразделенной любви, после выхода этой книги по Германии прокатилась волна самоуйбиств. Шокируйщий факт, не правда ли? О чем думают подобные Гёте-Карамзины, выпуская такие тексты? Вероятно только о славе литератора? И ведь это вполне удавшиеся литераторы, но какой ценой?

На одном форуме задаю этот вопрос в викторине на страничке любителей читать, и узнаю следующее:

В Турции в 1999 году после выхода в ротацию песни
bu aksam olurum
исполнителя
Murat Kekilli
точно так же пошла волна самоубийств.

Это ужасно. Получается это песня убийца.

Что можно на это сказать? Имеют ли право на существование такие произведения? Должны ли мы считать, что естественный отбор продолжается и выживает только сильнейший?

Или же это новый вид оружия, который используют в информационной войне. Когда на использование настоящих вооружений наложено вето, когда применение бомб запрещено, по прежнему властно информационное влияние, против которого есть только один лом - четко знать, что

смотреть/слушать/читать = соучаствовать

Акт наблюдения/чтения есть акт соучастия

А значит лучший вид отрицания - отводить глаза, не видеть, не слышать, не читать!

Вот что про эту песню пишут:
"В больнице я слушал её раз 200 пока лежал, т.к. один из моих коллег по ангине в палате был турок Мурад, который уже 4 года живёт в России, мой ровесник - мы очень подружились...короче клёвая песня - качайте!!!Кстати, она была запрещена в Турции всвязи с тем, что более 15(!) человек кончили жизнь самоубийством послушав её! Песня о том, как молодой человек которому разбила сердце девушка, хочет уйти из жизни ради любви..."

Т.о. в песне этой, как и в книге - прямая речь человека, который решил покончить жизнь самоубийством из-за любви.
Как пить дать эту семантическую ловушку будут еще не раз использовать в нашей и зарубежной попсе. В принципе песня "Вечно молодой, вечно пьяный" ведь тоже об этом...

Цитата:
"Песня моей молодости. Все люди на дискотеках в голос пели, когда включали ее А еще по Турции, говорят, пронеслась волна самоубийств после выхода этой песни. Поймете по словам, почему...

Murat Kekilli - Bu aksam olurum

Bu ak;am ;l;r;m beni kimse tutamaz
Sen bile tutamazs;n y;ld;zlar tutamaz
Bir u;urum gibi d;;erim g;zlerinden
G;zlerin beni tutamaz

D;;lerinde b;y;r;m kabusun olur ;l;r;m

Bir ;iir yazar;m bir t;rk; s;ylerim
Bir sen olurum bir ben ;l;r;m
Bu ak;am ;l;r;m s;rf senin i;in
Beni ;l;m bile anlamaz

"Этим вечером я умру"

этим вечером я умру, меня никто не остановит
ты даже не остановишь, звезды не остановят
в бездну словно я срываюсь у тебя на глазах
твои глаза меня не остановят

в твоих снах я появляюсь,
твоим ночным кошмаром становясь, умираю

стихотворение напишу, песню спою
тобой становлюсь и я умираю
этим вечером я умру только для тебя
меня смерть даже не поймет...

то есть красота языка и сила образного мышления создает в нашем культурном сознании образ любви как самоцели, в то время как единая цель любви - создание ребенка... Но сила внушения, сила красоты литературы музыки создает ядовитый одурманивающий одуряющий семантический сюжет, в котором в системе ценностей человека есть одна и главная цель - отвлеченная любовь как самоцель, а вместе с этим жесткое желание как-то повлиять на любимого, удивить - обратить на себя внимание любыми средствами... даже если эти средства прямопротивоположны исходной цели - счастливому браку, продолжению рода и счастливой гармоничной совместной жизни...

здесь, как и в любом средстве пропаганды, важны законы функционирования продукта пропаганды

есть закон, о котором знают фонетисты - когда мы молча слушаем иностранную или родную речь, язык наш делает микродвижения, повторяющие те движения языка, которые совершает язык говорящего

недаром лучший способ освоения иностранной речи - прежде всего слушать и слышать ее

Не надо быть страшным умником, чтобы догадаться, что подобный же аналогичный механизм работает и с нашей психикой, чем бы мы ни занимались, чьему бы влиянию ни подвергались...

А это значит, что подобное копирование, "проговаривание" услышанного, "проживание" увиденного и есть самое эффективное средство обучения, средство пропаганды. Что дает простой и банальный вывод - для того, чтобы что-то звучало/было читаемо/популярно - оно просто должно звучать, читаться, маячить в как можно большем количестве мест, как можно дольше. Вот и всё.

Напишите какие подобные примеры влияния литературы на аудиторию за весь период истории литературы вам известны...


ps
Здесь была рецензия, я стала писать к ней ответ, но написала с ошибками, стала редактировать, и нечаянно удалила, наверное, саму рецензию, так как ее больше не вижу.

Общий смысл был такой - людей глупых много, и они всегда найдут "чем заморочиться, не текстами так наркотой". Прошу прощения у автора рецензии за свою рассеянность. А вот что мне хотелось написать в ответ:

Вы знаете, вчера была на замечательном спектакле из Барнаула "Прекрасное далеко" по тексту Дурненкова. Очень мне запомнился один диалог - девушка спрашивает женщину постарше - что такое любовь (о любовном чувстве). Та ей говорит:
- неси тесто, пирог будем делать.
- ну а все-таки, что такое любовь?
- неси говорю, тесто, пора пирог делать
- пирог да пирог, я о любви спрашиваю, а Вы о пироге
- понимаешь, доченька, вот мы пирог сделаем, и любви в мире станет больше

По-моему блестящее замечание! На контрасте с тем, о чем спрашивала девчушка - о любовном чувстве и общечеловеческим понятием о любви - нешуточный вывод о значимости простых конкретных вещей и действий.

Так вот мне кажется, так же точно и с текстами - сделаешь хороший текст, как пирог - любви в мире станет больше, а сделаешь плохой - человек пойдет и повесится. Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок и руководство к действию.


Рецензии
На это произведение написано 114 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.