Условный рефлекс
Саша не знает, сколько ему было лет, но уверен, что это событие явилось самым ранним воспоминанием об отце. Он не помнит, утро это было, вечер, ночь ли. Скорее всего, ночь. Впрочем, это обстоятельство может быть и не столь важно. Хотя просыпаться под пьяные вопли отца, наверное, всё же хуже, чем засыпать под такую колыбельную. Как бы то ни было, но Саша на всю жизнь с чёткостью запомнил стоящего посреди квадратной комнаты барака папулю, причём абсолютно голого, который истошно, со злобным выражением на своём побитом оспою лице дико орёт:
- Сука, ****ь, шалашовка.
Саша не знает значение этих слов, которые к тому и не справедливы. Саша не знает также причины скандала, да ему это и не интересно, потому что в тот момент просто страшно. И не от кого ждать защиты, ибо мать вовсе не стремиться прижать к себе сына, не пытается защитить малыша. Наоборот, мать отталкивает от себя маленького Сашу, который пытается с детским настырством прижаться к мамуле, с которой он в это время находиться в кровати. Это естественная реакция маленького ребёнка, прижаться во время опасности к матери. Но нет, ничего не получается. Руки матери упорно толкают его к разгневанному, дико кричащему отцу. При этом мать тоже кричит. Но она обращается не к супругу, она апеллирует к крошке сыну:
- Саша, Саша, ты посмотри, что он делает.
При этом руки матери безжалостно толкают ребёнка вперёд, выставляя того словно щит.
Таких сцен, в жизни маленького Саши было великое множество. Но та, была первой запомнившейся. Был отец пьян или нет в ту ночь, а это, скорее всего, была ночь, Саша не знает. Хотя страх порождённый в детской душе, всплывает всякий раз, когда Саша встречает пьяных. Даже будучи взрослым, сформировавшимся мужчиной, он так и не смог избавиться от этих наплывов страха. Он лишь научился бороться со своим страхом, но не избавился от него. Позже, когда у Саши уже был собственный ребёнок, он, читая школьный учебник по биологии, сын в то время проходил условный рефлекс, понял, что у него как раз и выработался этот самый рефлекс. Словно у собаки Павлова. Конечно, он тоже в своё время изучал в школе помимо пестиков и тычинок и этот научный феномен, но вот увязать явление со своей жизнью не смог. Повторное чтение учебного материала помогло в раскрытие истины. Хотя, как я сказал, вовсе не избавило от страхов. И ведь что интересно, отец никогда не бил мать. Они просто орали. Отец довольно скудный набор мата. Мать свою сакраментальную фразу:
- Саша, Саша, посмотри, что он делает.
И при этом руки матери постоянно толкали сына к орущему папочке. Сколько их было, таких сцен, в жизни Саши? Сколько надо, чтобы выработался условный рефлекс. Саша этого не знает. Ведь он не получил никакого образования, став по жизни таким же маляром, как и папа. Но свои воспоминания детства Саша выразил в одном единственном стихотворении. Других стихов у него не было. Это стихотворение я привожу вам полностью.
Как много значит теплота в дому.
К чему я это говорю, к чему?
Я сам в ущербной рос любви,
Где крики были лишь правы.
А тишина душевного покоя
Была изгоем, тоже воя.
Среди истерик, криков, мата
Ребёнок словно с краю хата.
Лишь бабушка своим теплом
Согреть пыталась отчий дом.
Но где ж ей было устоять,
Визжал когда отец и выла мать.
Два лагерных, два лагерных придурка
Для сердца детского страшнее турка,
Страшнее даже янычара
Такая пара, где любовь сплошная свара.
И пусть достаток есть в дому,
Не пожелаю никому
Семью, где буфером малец,
А прессом служат мать, отец.
P. S.
Хочу пояснить истины ради, раскрыть одну неточность в стихотворении. Папа Саши никогда не сидел в тюрьме. Более того, он был всегда на хорошем счету у себя на работе. Состоял членом партии. Да и вообще он был весьма компанейским человеком. Даже довольно милым для всех. Что же касается семьи? Ну, нельзя же быть хорошим во всём. Он тоже, как и все, не был лишён недостатков. А Сашина мать действительно сидела. В своё время ей давали аж целых десять лет. И почему Саша написал про двух лагерных придурков, допустив явную биографическую неточность, этого я не знаю.
Свидетельство о публикации №208040100079