Легенда

Далеко-далеко отсюда, там, где небо сходится с землёй, жил некогда славный король Утер. Обильна была его страна, и мудрым было его правление. У короля Утера был сын, добрый и смелый юноша Тристан. Король не считал нужным обременять сына заботами до поры, а потому время свое Тристан проводил в учении и забавах, самой любимой из которых была охота.
В те времена лес ещё не был подвластен человеку. Он жил по своим законам под властью своего короля. То был Кернунн-олень, владыка Лесного народа. Никто не мог войти в лесную чащу или выйти из неё без ведома короля. Одни говорили, что, хотя и редко, его можно увидеть, и тогда он одарит деньгами или чудесным умением. Другие пугали: кто встретит его на пути – никогда не найдет дорогу домой и станет прислугой эльфам, что пляшут лунными ночами на полянах… И ещё говорили, что есть у Кернунна красавица-дочь, и что покорится лес человеку, если полюбит она смертного.
Однажды ясным осенним утром принц Тристан выехал на охоту. Однако, как ни старались охотники и их псы, даже паршивая лисица не попадалась им. Тогда Тристан решил:
- Едемте глубже в лес. Уж там-то наверняка вдоволь дичи!
- Одумайтесь, принц, - возражали ему. - Лес – не шутка. Да и батюшка Ваш позволил охотится не дальше этих мест.
- Боитесь! – Рассмеялся принц. – Кто не трус – за мной!
С этими словами он устремился в лес. Сначала он слышал позади рога и лай гончих псов, потом все стихло, а он все гнал коня, не в силах остановиться, пока не выехал на круглую, как чаша, поляну, усыпанную какими-то странными, до сих пор неведомыми ему цветами. На краю поляны стояла чудная лань. Лань не боялась, и казалось, смотрела даже насмешливо. Однако, стоило принцу тронуть поводья, как она прыгнула и устремилась в чащу, только чуть дрогнули ветки кустов.
«Догоню!» - решил принц и помчался следом. Он скакал и скакал, не замечая времени. День постепенно уступал свои права ночи, сумерки делались все гуще. Наконец, Тристан выехал к лесному озеру, и на берегу его увидел ту самую лань. Принц спешился и неторопливо, боясь спугнуть, пошёл к ней.
- Я не причиню тебе вреда, не бойся, - говорил он, подходя все ближе.
Вдруг с озера пахнуло туманом, лань пропала в нем, а когда через мгновение туман рассеялся, взору принца предстал зеленый шатер, а рядом с ним – необыкновенной красоты девушка в длинном, до пят, коричневом платье.
- Кто ты? – удивленно спросил принц. – Я – Тристан, сын короля Утера, а как мне обращаться к тебе, светлая госпожа?
- Меня зовут Рианнон. Я – та лань, за которой ты гнался через весь лес. Ты не побоялся леса и темноты, не повернул коня от усталости. За это я щедро награжу тебя.
- Мне не нужна награда! – пылко воскликнул юноша. – Позволь только смотреть на тебя, быть рядом с тобой… Кто твой отец? Я поеду к нему просить твоей руки.
- Мой отец – король Лесного народа. Но просить моей руки тебе стоило бы у меня. Я сама вольна выбирать себе мужа.
- Так будь моей женой. Это будет мне лучшей наградой! Мы поедем к моему отцу, он благословит нас.
- Хорошо, Тристан. Мы поедем к твоему отцу, но только не сегодня.
С этими словами Рианнон взяла юношу за руку, и полог шатра скрыл их от темноты, смотрящейся в воды озера…
Тем временем в замке короля Утера царила печаль. Из леса вернулась только половина тех, кто уехал на охоту, и с ними не было принца. Король отправил людей на поиски, но они ничего не дали. Те, кто видел, где принц въезжал в лес, не могли найти места: едва отыскивалась хоть малая тропка, как лес вдруг становился непроходимым, словно не хотел пускать людей в свои тайны.
- Остается только ждать, - разводили руками придворные мудрецы, и король смирился.

Не день, не два жили Тристан и Рианнон у лесного озера…Уже почти опала листва, и трава по утрам стала покрываться серебристым инеем. Однажды, проснувшись утром, Тристан вышел из шатра и увидел на берегу величественного оленя. Принц сделал шаг навстречу ему… и отшатнулся, потому что у оленя были человеческие глаза.
- Так значит это правда… Тридцать дней я не мог найти её, а она отводила мне глаза, чтобы ублажать смертного! Но пророчество ещё не исполнилось… Я не дам ему исполниться! Я убью тебя, жалкий отпрыск человеческого рода!
С этими словами олень двинулся на Тристана, наклонив голову и выставив вперёд огромные рога.
- Оставь его, отец! Убив его, ты все равно не сможешь ничего изменить. – Голос Рианнон звучал твердо и грустно.
- Хорошо. Но учти, ты не увидишься с ним больше никогда. Я позабочусь об этом! – Голос оленя был глубок и холоден. – Забудь её и дорогу в мой лес. Я дарю тебе жизнь, но если ты посмеешь переступить порог своих угодий, - пеняй на себя!
- Но… - начал было Тристан, но слова его потерялись в гуле ветра, согнувшего верхушки деревьев. Берег озера утонул в тумане, а когда туман рассеялся, Тристан стоял на том самом месте, где въезжал в чащу в поисках дичи. Он тяжело вздохнул и отправился к замку.

В честь возвращения сына Утер устроил славный пир. Лучшие девушки страны были приглашены на него, лучшие музыканты и поэты. Но тоски принца ничто не могло разогнать. Молча сидел он за праздничным столом, ничего не ел, не смотрел на красавиц, не слушал музыкантов.
- Что гложет тебя, сын мой? – спросил у него король.
- О, отец! Там, в лесной глуши я встретил девушку, прекраснее которой нет в целом свете. Я хотел жениться на ней, но её отец лишил меня счастья видеть её… - ответил Тристан.
- Ну зачем же так убиваться, сын мой. Я поеду к её отцу. Уверен, он не откажет королю! Скажи мне, кто она, кто её отец?
- Её зовут Рианнон. Но, боюсь, даже ты не сможешь помочь мне в моей беде, ибо её отец – Кернунн, король Лесного народа. Он приказал мне навсегда забыть дорогу в лес и пригрозил смертью, если я посмею ослушаться.
- Кернунн – Владыка леса?! В своем ли ты уме, сын мой! Так вот где ты пропадал все это время… Эта эльфийская ведьма околдовала тебя!
- Не смей так говорить о ней, отец! Иначе, клянусь тебе, я пойду искать смерти в чаще Лесного короля! - Воскликнул Тристан и выбежал прочь из пиршественной залы.

И снова неспокойно стало во дворце короля Утера… Чахнет принц. Отказывается от еды и питья. Каждый день посещают принца придворные лекари, каждый день сидят в тронной зале придворные мудрецы, решая, что же делать… Да только от любви лекарства нет.
Время идет, а принцу все хуже. Тогда решил король Утер: делать нечего.
И вот однажды вечером он один, без свиты, поехал к лесной чаще. Суровой тишиной встретил его лес. Ни шороха, ни ветерка. Король спешился, и, встав на одно колено, склонил голову.
- О, Кернунн, Владыка леса! Король Утер приветствует тебя и покорно просит принять!
Нелегко дались королю эти слова. Однако, он не поднимался с колен и не поднимал головы до тех пор, пока деревья не расступились и перед ним не открылась широкая ровная тропа. Король оставил коня и в одиночестве двинулся вглубь леса. Он шел и шел, пока не вышел на поляну. Мягкий зелёный свет был разлит вокруг. Тихая музыка звучала ниоткуда и отовсюду. В такт музыке порхали лесные феи. Посередине поляны рос могучий дуб, такой огромный, что корни его возвышались над землей, и сплетались в причудливый трон. На троне восседал сам король Кернунн. Он предстал перед Утером могучим мужчиной, одетым в зелёные одежды. Голову его украшали ветвистые оленьи рога.
- Приветствую тебя, славный Утер! – глубоким холодным голосом промолвил Кернунн. – Что привело тебя ко мне?
- Мой сын, принц Тристан, потерял покой, после того, как вернулся из твоей чащи. Он не смотрит на девушек. Он чахнет, он говорит только о твоей дочери…
- Об этом не может быть и речи, король! – гневно воскликнул Кернунн. – Если ты пришел только для того, чтобы просить её руки для своего сына, то…
- Не гневайся.- Спокойно отвечал Утер. - Я пришел не для того, чтобы просить о свадьбе. Мы оба не желаем её. Ты искусен в колдовстве, помоги мне советом или волшебством, чтобы принц забыл твою дочь.
- Ты мудр, король Утер. Я помогу тебе. Знай, что излечить любовь может только время или новая любовь. Устрой большой пир. Первую девушку, на которую принц посмотрит на пиру, усади с ним рядом. Я дам тебе зелье. Подлей его в кубок принцу, и он не посмотрит больше ни на одну женщину, кроме той, что будет сидеть рядом с ним. Отдай её ему в жены, и он не вспомнит больше о моей дочери, если только не встретится с ней. Но об этом я позабочусь.
- Благодарю тебя, Владыка леса. Да будет так.
- Да будет так… - эхом отозвалась чаща. Все закружилось перед глазами короля Утера, и он обнаружил себя стоящим на опушке и сжимающим в руке прозрачный флакон с мерцающей голубоватой жидкостью. Король сел на коня и отправился в замок.

Целый месяц шли приготовления к пиру. Приглашены были короли соседних государств с дочерьми и все девушки королевства, не исключая дочерей бедняков. В назначенный день во дворце было людно и весело. Одну за другой девушек представляли принцу, но он не поднимал головы. Он сидел бледный и печальный. Король был в отчаянье: оставалась последняя надежда – владыка далекой заморской страны с дочерью. Пир был в разгаре, когда герольд возвестил:
- Владыка Гверн и его дочь, златокудрая Олвен!
Король Утер приветствовал гостей один – принц не встал со своего места.
- Простите его неучтивость, - сказал Утер Гверну. – У нас большое несчастье.
- Несчастье? – переспросила принцесса. И, не дожидаясь приглашения, она подошла к Тристану и спросила:
- Что с Вами, принц? Отчего Вы так печальны? Нельзя быть таким печальным на пиру.
Принц Тристан поднял голову и посмотрел на Олвен.
- Отчего же, – апатично заметил он.
Король Утер не дал ему закончить:
- К столу, прошу к столу. Принцесса, не окажете ли Вы любезность сесть рядом с принцем?
- Я не хочу есть, отец. Могу я пойти к себе? – Все так же апатично спросил юноша.
- Хорошо, сын мой. Но не раньше, чем ты выпьешь за здоровье наших дорогих гостей. Надеюсь, ты не откажешь мне в этой маленькой просьбе?
С этими словами король Утер сделал знак слуге, держащему наготове чашу с зельем Кернунна.
- Что ж, отец. Я сделаю, как ты просишь.
Принц принял кубок из рук слуги и осушил его. И в тот же миг румянец вернулся на его щеки. Он посмотрел на сидящую рядом Олвен и воскликнул:
- Отец! Отчего ты не сказал мне, что столь прекрасная девушка сидит рядом со мной?
- Это принцесса Олвен, сын мой. – Отвечал ему король.
- Олвен… Какое замечательное имя… Надеюсь, принцесса, Вы не откажете мне в удовольствии танцевать с Вами?
Весь вечер принц не отходил от заморской принцессы, а на следующий день глашатаи возвестили о готовящейся во дворце свадьбе.

Шло время. Не раз, и не два, а сотни и тысячи раз стрелки часов на башне замка успели замкнуть свой круг. Мирно текла жизнь во дворце. Скончался король Утер, и Тристан принял заботы о государстве на свои плечи. И уже его сын, молодой Фергус, статный и смелый, необыкновенно похожий на отца, проводил время в учении и забавах.
И вот однажды ясным осенним утром молодой принц собирался на охоту.
- Не хочешь ли ты поехать со мной, отец? – Спросил он у Тристана.
- У меня много дел, сын, - отвечал тот.
- О чем ты, отец? Наше королевство процветает. Не думаю, что все пойдет прахом, если ты позволишь себе небольшое развлечение.
- Поезжайте, Ваше величество. – С улыбкой заметила королева. – Ваш сын прав. Вам стоит немного отдохнуть.
Богата и обильна была страна, которой правил Тристан, королевские угодья всегда были полны дичи. Но в этот день, сколько ни старались охотники и их псы, им не попалась даже паршивая лисица.
- Отец, едем глубже в лес! – воскликнул Фергус.
- Не думаю, что нам следует нарушать границы наших угодий, сын. – Возразил принцу Тристан. – Это не кончится добром.
- Ты все ещё веришь в бабкины сказки о злых беспощадных эльфах, отец? Я поеду вперед. Кто не трус – за мной!
С этими словами принц нырнул в чащу.
- Остановись! – крикнул ему вдогонку Тристан. – Негодный мальчишка, но как похож на меня… - заметил он тихо, и направился за ловчими, исчезающими один за другим в чаще.
Скоро он увидел мелькающий среди деревьев плащ сына и устремился следом.
- Послушай, - крикнул он, нагнав принца. – Поворачивай назад. Ты же видишь, что здесь нет дичи.
- Нет, отец! Я встретил на поляне чудную лань. Приглядись, вон она мелькает среди деревьев. Я не отступлюсь, пока не догоню её!
- Я с тобой! – воскликнул Тристан.
«Лань… догоню…» - думал он. Что-то смутно знакомое чудилось ему в этой погоне, в сгущающихся сумерках и даже в самом воздухе…
Наконец, они выехали к озеру. На берегу озера стояла лань. Фергус спешился.
- Я не причиню тебе вреда… Не бойся… - Говорил он, подходя ближе.
Вдруг с озера пахнуло туманом, а когда он рассеялся, на берегу стояла прекрасная девушка в длинном, до пят, голубом платье…
- Рианнон! – Вырвалось у Тристана, и непрошенные слезы потекли по его щекам. – Моя Рианнон…
- Ты ошибся, - прозвучал откуда-то сзади глубокий холодный голос. – Это не она. Твоя Рианнон умерла, не вынеся разлуки, и ты был тому виной!
Из-за деревьев вышел высокий мужчина, одетый в зелёные одежды, голову которого украшали огромные ветвистые рога.
- Владыка леса! Ты ведь сам запретил мне искать встреч с ней! Ты грозил мне смертью!
- Нет такого запрета, который не могла бы нарушить любовь, Тристан. – Прозвучало в ответ.
- Но кто тогда она? – Спросил Тристан, указывая на девушку.
- Это дочь Рианнон, Эйлинн. Но ни тебе, ни твоему сыну она не достанется!
- Это не тебе решать, Владыка, – прозвучал гордый девичий голос. – Я сама вольна выбирать себе мужа!
- Помолчи, Эйлинн!
- Я сама вольна выбирать себе мужа! – повторила гордая красавица. – Этот юноша ехал за мной. Он не побоялся ни темноты, ни незнакомого леса, он ослушался отца, отказавшись повернуть назад, и я останусь с ним!
- Ты поедешь со мной, Эйлинн? – Спросил молчавший до сих пор Фергус.
- Да, - отвечала она, - и никто меня не посмеет удержать!
- Я не позволю! – грозно зарычал Кернунн.
- Поспешите, я постараюсь задержать его. – Обернулся к Фергусу Тристан. – Не бойся леса, сын, лес не причинит зла, пока она с тобой!

Едва только успели Фергус и Эйлинн скрыться, как Тристан увидел перед собой огромного оленя, наклонившего голову и выставившего вперёд рога.
- Я предупреждал тебя, Тристан, если осмелишься нарушить границы своих угодий, ты не уйдешь отсюда живым!
С этими словами олень бросился на короля. Тот едва успел выхватить меч, и через мгновение уже был пронзен грозным оружием Владыки леса. Однако, и сам не остался в долгу, вонзив меч в оленью шею.
- Подними голову, Тристан… нам больше нечего делить, - прохрипел Кернунн. – Вот и сбылось… пророчество… о нашей Рианнон… Теперь Эйлинн, новая Королева леса, станет женой твоему сыну, и это будут последние дни Лесного народа на этой земле… жаль…
- Риан…нон…

Так и стояли они на берегу озера: король перед королем, и кровь, которая текла из их ран, смешивалась в темной воде…
И снова берег укутал туман, укрыв место битвы от посторонних глаз, и никогда больше не рассеивался, так что когда Фергус вернулся в надежде отыскать отца, он ничего не мог найти.
Деревья обступили озеро плотной стеной, и стоят там и поныне, не пропуская ни путников, ни зверей.
Лес бережно хранит свои тайны…


Рецензии
Вот это очень хорошо.Даже,пожалуй, здорово.Напоминает легенды Мамина - Сибиряка. Получил большое удовольствие... )И всё-таки - нельзя ли чуть подработать конец? Или у меня бзик? )

Дмитрий Золотаренко   11.01.2013 15:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.