Мысли о творчестве, 3

Точно – бес!
Как часто начинающим авторам хочется написать… что-то… о чем-то… Главном! Чтобы все удивились… Пришли в восторг… и сразу назвали Гением. Все! Сразу!!
Со временем это проходит. Ничего страшного. Начинаешь в людях ценить не восторги девические, а понимание взрослых мужей. Пусть и критическое. И тогда уже задумываешься серьезно, что же ты в жизни хочешь сказать? Кому? И зачем? И есть ли у тебя сказать ЧТО… свое… сокровенное… самому. А не паразитирующему в тебе «бесу слоф».

Я не знаю сегодня поэтов, которые живут на гонорары от своих книжек. И издательства, публикующие на свои деньги современных поэтов тоже мне не известны. Есть три варианта: за свой счет, спонсоры или средства СП (опять же спонсоры) – газеты, журналы, книги. Но от СП много не напечатаешь.
Так что не знаю, кто у вас там грабит издательства. Скорее, наоборот. В прозе – мизерные гонорары, в поэзии – вообще ничего.
С московской тусовкой и зарубежными авторами знаком только по Интернету. В общем, я из Питера поэтически не вылезал. А здесь вот все обстоит так примерно…
И хорошо, что теперь хоть за свой счет можно публиковаться. А то бы мои стихи так и остались в черновиках. При советской власти – наверняка!
А в смысле качества… На мой взгляд, хорошо, что много пишут. Останется лучшее.

Поэзия настоящая – дается колоссальным трудом, помимо таланта, конечно. Талант первичен, труд вторичен, однако без последнего поэтом быть невозможно. Так, написать по наитию два-три стихотворения – может быть… А вот книгу не сделать хорошую.
Я пишу стихи больше тридцати лет… Сколько труда положено, времени – никого не интересует. В любом виде искусства… художники, композиторы, артисты, архитекторы… кто угодно за труд получают деньги. Даже прозаики получают. Понятно, не все. И только поэты ничего не имеют. Никто!
Считаю это не справедливым…
А душу не продают – дарят людям. И не только поэты.

Меня всегда удивляло, что рекламируют, публикуют в журналах, читают по радио и ТВ стихи, которые мне не нравятся. А вот то, что нравится – и ведь эта современная Поэзия есть! – замалчивается и остается недоступным читателям. Уже несколько десятилетий.
Однако так долго продолжаться не может… кто бы и как этого не хотел. Все равно останется лучшее… и решаться это будет всем миром, а не группой критиков, не руководителями массовой культуры, не «мировым правительством» и… кем угодно!
И зарабатывать на стихах - можно было бы, рекламируя и публикуя стихи для всех, а не только «избранных». У меня просто нет времени этим заняться. К огромному сожалению!

Подлинная красота – та, что внутри нас, хочет соединиться с той, что вовне – с целым миром. Это и пытаются осуществить художники и поэты, творцы!

Верное слово начинается в сердце, а не во рту… или еще где-то. И тут быть надо внимательным. Звуки пустые и неприятные – не выпускать!

Рубашку творца тебе примерять не надо. Ты творец и без рубашки!

Обычно, записываю, потом много раз возвращаюсь и заглубляю. И глубина постепенно все увеличивается…

Да, техника в литературном труде это - принципиально важно! Без техники можно не попасть читателю в глаз, ухо и сердце.

Вряд ли можно творчество измерять в мегабайтах. Древние индийские веды или, например, священные еврейские книги занимают десятки тысяч страниц и живут тысячелетия! Видимо, там количество удивительным образом соответствует качеству.
Что у нас выйдет определять придется не нам. Однако есть некоторое внутреннее чутье… чувство прекрасного, истинного… Я лично ориентируюсь на него.
И будь что будет!

Что касается ошибок Федора Михайловича Достоевского… О гениальности мы судим не по ошибкам таланта – по его достижениям и вершинам. У кого же не бывает ошибок? Вот и я, случается, ошибаюсь. Наверное…
Народ и время поправят. Если дотянуться сумеют… Но ведь кто-нибудь сможет!
Быть безошибочным, безгрешным… успевать все, да еще правильно – невозможно!

А я вот, представьте, практически никого не читаю. Обычно читают меня. На мой взгляд, это неплохой вариант. Попробуйте! Посоветуйте вашим друзьям!
Надо просто не лениться писать… Вместо того, чтобы читать, черт знает что!

Те, кто не понимают, и оценивают не верно.

Талантливому человеку обязательно нужно подтверждение его гениальности. Тем более, если о ней он знает лишь сам.
Без теплых слов в мире совсем одиноко.

Лесные тропинки – как наши черновики.

« твой стих читал... У тебя какой разлад в душе... Или кажется...»
Разлад или неоднозначность, сомнения, поиск – для всех творческих людей характерен. Отношу себя к ним.
И, может быть, чем талантливей человек, тем больше разлад… или отклонения от «золотой середины», массовых ценностей.
Это, как и многие другие стихотворения, начиналось довольно давно. Тема – старая, вариант – свежий.
Сейчас я поспокойней, конечно, чем в юности. Однако думаю, лучше могу себя выразить… в том числе то, каким был когда-то.

Сжигать стихи, черновики – как убивать детей собственных. Маленьких, еще не подросших.
Ни одно слово не возникает напрасно! Надо только понять то, что мир сказал твоими устами. Или хотел сказать, но… в канале возникла перегородка или запылилось стекло.

Немного обидно, что многое из того, что выставляю, могло быть дописано, отредактировано, опубликовано лет 20, а то и 30 назад. И жизнь моя… наверное, и не только моя, пошла б по-другому.
Но во всем есть свой плюс и смысл… видимо.

Настоящему таланту жена не мешает.

Терпение помогает таланту стать гением.

Живое невозможно смастерить по нескольким правилам. Оно не укладывается в стандарты, принося иногда свидетелям его - неожиданности.

Я вам и толкую все время о наших различиях. И что мое мировоззрение творчески их охватывает. Как, впрочем, и ваше – мое, по-своему.
Творческие люди отличаются друг от друга, во-первых, неодинаковым восприятием мира, и во-вторых, вариантностными возможностями его изменения. Т.е. вам дан один набор способностей и возможностей, мне другой. В чем-то они пересекаются, в чем-то нет.
На этом зиждется и различное видение поэтическое, творческая манера, авторский почерк.
Но, кроме этого, необходим навык, техника, профессионализм. Если в прозе он у вас какой никакой есть, то в стихах вы классический графоман. Вам еще надо долго учиться, практиковаться, чтобы ваше творчество реально заинтересовало кого-нибудь.
Впрочем, это не мешает вам быть прирожденным поэтом, однако же только в потенции, не состоявшимся.
У каждого есть некоторые поэтические задатки. Абсолютное большинство их развивает еще меньше вашего. Вы хоть иногда тренируетесь, пытаясь подражать мне или сочиняя опусы для начальников к юбилеям.

Далее. Вы пытаетесь свести божественный дар к последовательности физических импульсов электрических токов и флюктуаций магнитных полей. Даже, если и есть как следствие материальности человека (напомню, материальность – одна из трех составляющих любой информационной системы, в том числе, биологической и высшего шедевра материи – человека), да… как следствие материальности – конкретные ее физические характеристики, вам этих всех качеств и их параметров еще долго будет не охватить разумом.
Знаете почему? - А я ведь вам уже объяснял! – Потому что размеры лаборатории, центром которой вы являетесь (человек во Вселенной) намного больше возможностей вашего центра, т.е. вас и всех к вам прикрепленных приборов, усиливающих и дополняющих ваши возможности.
Потому Вселенная – тайна! Которую мы открываем всю свою жизнь и время всего человечества, цивилизации. Однако же, что-то открывая, себя совершенствуя, мы одновременно и раздвигаем границы Лаборатории (нашей Вселенной), и видим опять в удалении… новый «предел» познания, уже с позиции старого, предыдущего – предела того, к которому мы только что, казалось, вплотную приблизились.
Понимаете?
И так в бесконечной вселенной может быть – без конца!
Будет усиливаться Центр Вселенной – вы, я, все человечество… одновременно будут расширяться границы нашей Вселенной в бесконечной вселенной – пространственные и временные.
Будут усиливаться и становиться все более разнообразными наши творческие возможности… истинная основа коих состоит в фундаментальном качестве самой основы вселенной – субстанции, располагающей минимальной единичною информацией. А именно – внутренне присущим ей свойством всеобщего движения и взаимодействия.
Или, иначе… В самой основе вселенной, субстанции, заложено внутреннее стремление – к ТВОРЧЕСТВУ !
А почему так? Да потому просто, что иначе, не было б ничего! Ни вас, ни меня, ни нашего диспута.

Не каждый способен еще более выглаживать грани истины, и так уже, казалось бы, круглой.

Авторской кухня не всем интересна. И времени у большинства нет разбираться в черновиках. Чистовики-то, все что хочется, - прочесть некогда.
Профессиональным авторам, зарабатывающим деньги на издании книг, наверное, просто ни к чему дискутировать по поводу ошибок в черновиках. Их исправляет редактор.
А вот у тех, кто не зарабатывает на книгах, другого выхода кроме как Интернет к читателю нет. Когда авторы смогут зарабатывать в Интернете, не сомневаюсь, все соберутся здесь.
Очень тяжело совмещать основную работу – где зарабатываешь… с главной работой всей своей жизни, от которой ничего не имеешь, кроме радости творчества.
Однако продуктивно работать на нескольких работах одновременно можно себе позволить лишь в молодости… или несколько лет, а потом неизбежна усталость….

Рецензии опубликую, раз Вы не против. Спасибо.
По поводу рассуждения о сюжете. Вы немного противоречите сами себе в правах автора и редактора.
Без конкретики, согласитесь, это общие слова… Никто верные тезисы не подвергает сомнению.
Я Вам привел пример живого, более глубокого понимания творчества, чем можно найти на страницах учебников. Их мы все, конечно, читали или получали азы в передаче живой традиции мастерства.
Я вот, в частности, в юности посещал ЛитО Виктора Сосноры, Александра Шевелева… А теперь сам иногда, как и вы, кого-то учу. По-доброму. И учиться, в то же время, конечно же, не отказываюсь. Думаю, и Вы не станете утверждать, что прошли все и Ваше мнение абсолютно. Есть чему поучиться и Вам у лучших авторов Рифмы, рифмян. Не в виде общих поучений на тему, а на конкретных примерах великолепных стихов, например, Владимира Плющикова, Владимира Коркина, Олега Горшкова… и других авторов. Это будет полезно.
Почему я так говорю? Потому что Вы мне так говорите.
Я ведь к Вам обратился не для того, чтобы Вы меня поучали, а по-дружески, как к брату-поэту. Равному среди равных.
И основной, общеизвестный тезис здесь тот, что со стороны бывает виднее, у автора глаз порою замыливается. Поэтому, серьезный автор всегда весьма благодарен за конкретную критику и конкретные замечания. Но! Окончательное решение принимает он сам.
Надеюсь, что - без обид!
В любом случае, я Вам весьма благодарен. Хотя и кое с чем не согласен. Но Вы, я так думаю, и не рассчитывали на слепое мое соглашательство?
Если найдете все-таки время еще посмотреть, заглубиться и высказаться конкретно по «Инопланетянину» или другим поэмам, в любом формате, буду искренне рад, скажу большое авторское СПАСИБО !

Ничего нет выше любви. Кроме творчества! Но ведь и любовь настоящая – не созерцание, творчество.

По экспромтам согласен с Вами. Попадаются отдельные отличные строчки, находки, но в целом… над всеми вещами надо работать. Я лично многократно возвращаюсь к произведениям. Через некоторое время каждый раз находишь нечто, что может усилить, углубить – мысль, образ, поэтику… и просто улучшить форму.
Иначе, получаются тысячи километров зарифмованного потока сознания… Его нужно сжимать, выбирать лучшее, концентрировать… в сгустки энергии, путем максимальной афористичности поэтических формул.
И, вообще, много писать вредно. Исчезает Праздник, поэзия превращается в будни работы. Мой метод – минуты вдохновения, годы – труда.

Я никогда не делаю предварительных планов, заранее не знаю, что напишу. На уровне логического «я», верхней инстанции осознавания – записываю то, что выливается откуда-то изнутри меня, из подсознания.
На мой взгляд, это вот верхнее логическое «я» - отслеживает, по сути, одномерную цепочку понятий, проверяет на «вшивость». А создает – то, что внутри, многомерное подсознание. Это целые поля, пространства понятий и представлений. И тут невозможно верхним уровнем «я» руководить творческим процессом – озарения, вдохновения – пространственного мышления.
Потом, когда написалось, - поверить «алгеброй гармонию», что-то дополнить, поправить – да, безусловно. Но – это не начальный этап. Бессмысленно с этого начинать, ничего не получится.
А вот вы именно пытаетесь меня на такое уговорить.
Честно сказать, на мой взгляд, логическим своим методом»… это «я» даже не может, как правило, осмыслить то, что создано подсознанием.
И «Дядя-Вася», несмотря на весь свой кажущийся примитивизм, как раз такой случай. Вы пытаетесь ПОНЯТЬ – что, зачем, почему… а тут ничего понимать не надо. Ну, просто есть такая вещь, и все. Написалась. Потом, кстати, как обычно, я ее много правил, усиливал строки… Но! Канву не менял. Я так обычно и делаю.
По строчкам, конкретно, можно еще изменить что-то в лучшую сторону, но в целом.. вылезшее из подсознания произведение радикально менять – только убивать живой организм.
В целом «Дядя-Вася» совершенно не характерное для меня произведение, но оно есть. Что ж, уничтожить? Зачем? Не понимаю…
Все что рождается, - не случайно. И даже если мы не понимаем - зачем, может, потом кто-то поймет или придумает. Это уже факт бытия. Он дополнил наш мир… ну, как смог.

Честное слово, ни в каком смысле я не «пытаюсь заставить читателя». Ни в чем!
Как же я могу «заставить» его, принУдить к чему-нибудь? Может быть, у вас получается, у меня – нет.
Сейчас не те времена, чтобы читателя «заставлять». Его надо - радовать, удивлять… и вот тогда он, действительно, будет сопереживать, сочувствовать и домысливать. Но – сам! Без всякого «принуждения».
А вот - как это сделать? – главный вопрос. Не думаю, что тут есть однозначный рецепт. Особенно же, в стихосложении. Поэзия – все-таки не детектив, где есть некоторые приемы. Но все равно главную роль везде играет талант. А «техника» - необходимое условие, но не достаточное.
Так по технике у нас, по-моему, с вами нет разногласий. Принципиальных.

Что тут посоветуешь?
Пишите больше. Поначалу - как можно больше. Старайтесь не напрягаться, а просто записывать поток сознания. Форма сама найдется, в рифму, без рифмы - решится по месту.
Сосредотачивайтесь на теме, картинке души.
Сначала надо записать, пусть с плохими рифмами, сбоями, пропусками слов – не упустить вдохновения. А потом упорно и, может быть, долго править, приводить в порядок мысли и технику.
Я многие стихи, написанные даже 30 лет назад, до сих пор правлю. Потихоньку все лучше становятся.
Удачи! Творческих Вам успехов!

Вариантов изложения много. Однозначна картинка души, которую хочешь сохранить в стихотворении. Вот ее нужно представлять, помнить четко.
Проверяешь себя на соответствие, качество сделанной фотографии души и, если что, ее корректируешь, ретушируешь. Пока не совпадет внешнее (стихотворение) с внутренним (тем мгновеньем состоянья души).
У каждого здесь собственные пути, хочется выбрать лучшее. Но мало у кого всегда и все получается сразу.

Мир един и открыт всем. Каждый из него берет и отдает, сколько сумеет. Это хорошо видно, например, в поэтическом творчестве. Гениальных поэтов немного, несколько больше людей сочиняющих… Но разве можно сказать, что все остальные бездарны? Нет, они талантливы в чем-то другом.

«Творчество – бессмысленно, ибо всё созданное обречено на разрушение.»
Именно творчество – единственное имеет смысл и являет собою отличие бытия от существования. Вы призываете к безсмысленному существованию и сами себе противоречите своим бытием прекрасным - Сознания!
Все изменяется. Творчество – упорядочивает изменения, и в этом уже есть смысл, вектор создания нового.

Чаще и тщательнее разбирай свои опусы – только это тебе сможет помочь. А на чужих ошибках и достижениях уже поздно учиться.

Какие секреты? Я просто записываю поток сознания. Когда оно есть, все очень не сложно.
Вот я тебя чуть пошевелил, и твое сознание заработало. Именно этот прием я постоянно использую. Нужен допинг. И в качестве него можно использовать не только водку. Но и товарищей. О них ты стал забывать… так же как о подругах, и вот результат - творческий кризис.
Хорошо, нет товарищей – меняй ситуации, хотя бы месторасположения. Двигайся, хоть по комнате!

Задача автора - поймать неуловимую истину в сети слов.
Душу можно запечатлеть, «сфотографировать» словами, музыкой, живописью. Но технические приспособления – только посредники. Лишь человек человеку (источник – приемнику) с помощью знаков и образов может передать свою тайну.

Слово может разрушить вечность. Или ее сотворить.
Но оно не существует без нас.

Не нужно себя придумывать, надо выразить.

Краткость – сестра автора, меткость – брат.

«Думаю о том, как "нарисовать" Дженеву и Юза…»
Я вот не «думаю». Никогда. За меня «думает» что-то внутри, и решение приходит само. Образ, строчка, идея, концепция… Напрягаться специально безсмысленно. Накапливайте материал (информацию) и ждите решения, не думая ни о чем. И оно само к Вам придет – лучшее, то, что нужно.

Гением стать не легко. Еще труднее им быть.

Почему происходит такая уродливая подмена, как в кривом сатанинском зеркале: гений, талант – ничто; посредственность, ничтожество – всё? Если так происходит, значит, это кому-нибудь нужно?
Вот с чем следует разобраться. Ведь в поэзии – сколько угодно таких перевертышей.
Заморочили головы! Ну, ничего… Разбираемся потихоньку.

В молодости – писалось, теперь – мучается.

Вдохновение – лучшее, что мы испытываем. И пять минут счастья - не мало. Даже и за всю жизнь…

Если бы не было учеников и ремесленников, откуда бы взялись мастера?
Рожденный быть гением может остаться лишь графоманом, если не будет работать. И таких «гениев» много, даже и среди нас.
Однако бывает наоборот. Те, кто много работают, почему-то не родились гениями. И таких тоже порядочно.
В целом, ситуация очень запутанная. Поэтому я лично, избегаю однозначных определений людей, по любому критерию. В том числе, разделения на «профессионалов и графоманов». И не люблю тех, кто увлекается этим. Скорее всего, это от природы не далекие люди, каких бы званий и степеней не достигали они.

И через чужие литературные персонажи пробивается живая душа. Было бы что сказать… Себя выразить можно на любом языке, в том числе, книжном.
Можно комбинировать словами - они тоже не нами придуманы, или штампами, образами литературными, пусть из чужих книжек. Последнее, может, действительно, уровнем выше?

В смысле «отождествления» - полезно посмотреть на себя со стороны. Этому, между прочим, и должно служить творчество. После которого не только другие, но и вы сами на себя смотрите.

Не ставлю перед собою вопроса, ЗАЧЕМ я пишу. Спрашивать себя об этом так же безсмысленно, как ЗАЧЕМ я живу? Вряд ли можно ответить исчерпывающе. И получается, если ответа нет, - что же, не стоит жить, не надо писать?..

ВИдение моими глазами - в моих стихах, прозе, эссе… Берите, смотрите! Читая ваше, я смотрю - вашими.


Рецензии
Виталий! А вот это - настоящее пособие для писателей и поэтов. Замечательно написано!!!
С уважением!

Салахитдин Муминов   30.04.2008 12:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Салахитдин. Искренне рад!
C уважением,

Виталий Иванов   30.04.2008 12:54   Заявить о нарушении